Подарок императору

Геннадий Москвин
"Вот все у нас, как на параде, салфетку - туда, галстук - сюда, да "извините", да "пожалуйста", "мерси", а так, чтобы по-настоящему, - это нет! Мучаете сами себя, как при царском режиме".
("Собачье сердце", М.А.Булгаков)




Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Выбор яйца как подарка, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора. Когда Мария объявила о Воскресении Христа, видимо политически ангажированный император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо может стать красным. Интересное келейно-партийное убеждение, не правда ли? Почему яйцам на белогвардейский манер белыми и на фашистский манер коричневыми быть можно, а на коммунистический манер красными быть нельзя?

Но после этих слов Магдалины куриное яйцо, которое император Тиберий держал в руках, возьми и стань, вдруг, красного цвета. Как Фоме назло. С тех пор красный цвет стали использовать не только как дразнилку для реформаторов и быков, но и как оберег. А белый цвет облачили наветом проклятия. Так повелось яйца в красную краску вгонять.

Теперь в обрядовых традициях яйца — это наше всё. В зависимости от фазы Луны, вероисповедания и достатка, яйца в обрядовой культуре стали источником жизни и смерти, бравады и снисхождения. А не только атрибутом внебрачного непорочного зачатия на стороне. Не потому ли молодым в опочивальню подавали яичницу из одного яйца, что пары было жалко?

Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались "крашенками". Это - самый простой и общедоступный способ окрашивания яиц. "Писанки" — более сложный и менее гуманный способ рукоблудного искусства раскрашивания. Не всякий фанат "пасхального пирсинга" такое выдержит.

Только представьте себе. На холодное яйцо горячим воском при помощи стального перышка наносят узор. После нанесения узора яйца окунают в разведённую холодную краску. После нанесения краски кипящим воском вновь наносят узор и окунают яйца в холодную краску. После нанесения узоров застывший воск над пламенем свечи или газовой зажигалкой «стапливают» с живого яйца. Жуткая картина.

Правда, еще древние египтяне и язычники расписыванию яиц татуировками посвящали всё свободное от охоты на мамонтов время. Теперь пасхальным пирсингом занимаются все, кому не лень — благоверные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и даже беспартийные. То есть, все кому делать нечего, а работать неохота.

За этим сомнительным занятием они проводят и весь вечер Великого Четверга. И уколовшись пирсингом на яйцах, в Страстную Пятницу пекут куличи, чтобы в ночь с Великой Субботы на Воскресение освятить в Храме свое рукоблудное изваяние.

Прикрыв яйца пасхальными брюками, рукоблуды приходят в Храм. А там — слава Богу ! — пасхальная акция: оскопляют пару краснокожих яиц по цене одного бледнолицего. Петухам, евнухам и геям пасхальные причиндалы окрашивают цветом голубых вожделений.

Тут же, на глазах у паствы, предприимчивые спекулянты и народные умельцы за аукционные полцены делают пирсинг на фальшивых яйцах Фаберже. Богохульники! Креста на них нет. С точки зрения эстетических рукоблудов, такие яйца даже выеденного не стоят. Разве что в синагоге, где кошерное яйцо стоит дороже самого Фаберже. Вместе с его диетическими причиндалами.

Не всякий, верующий Магдалине на слово, разбирается в такой сложной религии как яйцеведение. У нас всякий, даже Фоме не верящий, знает, что курицы яйца несут, а петухи — носят. Вот и вся разница. Казалось бы, куда проще. Но иной нехристь даже Гамбургского петуха от Курочки Рябы отличить не может. И поэтому  хватает за яйца курочек. Темнота!

Петушиные яйца на освящение не носят. Благонравное — только из общака. У нас всё, что в натуре, то и диетическое. Любопытно, а куриные мозги появились от курицы или вылупились из яйца?

Философы до сих пор спорят, кто первым стал дурой — курица или яйцо? Тугодумы -адвентисты седьмого дня только на восьмой день догадались, что последними дураками оказываются те, кто рискует стать первыми.

Каждому нравится своё увлечение. Кто-то освящает вербу, другие без ума от куличей, а кто-то обожает яйца. Кто во что горазд, тот тем на Песах и выпендривается. Одни приспособились красить яйца дверью, а другие наловчились украшать причиндалы словесной шелухой. И в этом кроется глубокий смысл ритуала —  в шелухе словесной яйца красненьким словом окропить. До посинения.

Кошерные яйца о себе на уме — воображают, что они умнее курицы. Страусиные яйца тоже хороши — бравируют тем, что они больше бройлерных. А если по совести, то красить страусиные яйца — это мания величия. Не яйца красят человека, а человек — яйца. Пусть не молитва, зато как на духу.

Освященному яйцу даже безмозглые курицы молятся. Но в светском обществе яйца не красят. Если они такие целомудренные, то на Пасху сами собой покраснеют. От неловкости, стыда и смущения.