Про геодезию

Феликс Лиевский
 Как-то накануне 10-летия нашего институтского выпуска Танюшка( староста нашей группы) проявила невероятную энергию и настойчивость, раздавая пинки и подзатыльники студенческой братской совести бывших сокурсников, и в течение буквально недели внушила им, что мирское никуда, блин, не денется, если все мы посвятим один-единственный день памяти нашей Вечной Весны.

 Сидели мы тут с ними и вспоминали, среди моря прочего, как на 1-м курсе сдавали в Мытищинском лесу геодезическую практику. В зелёные жаркие июльские дни. Когда страшно хотелось совсем другого… Когда с большими или меньшими потерями была закрыта сессия, оплаканы вылетевшие, и с интересом ожидались вернувшиеся из армии и декретов. Ночами соловьи орали, как в последний раз.
Геодезисты - это такие люди, которые носятся с тяжеленными приборами на ярко-жёлтых штативах, и карты всякие вычерчивают. А потом другие люди, матерясь, по этим картам путешествуют. Презабавный случай вышел тогда...
 Жарища 30 градусов, весь наш курс, разбившись по группам, с преподом во главе, вышел в лес за ж.д. станцией Мытищи, дабы на практике произвести самостоятельно съёмку местности с последующим нанесением на карту. Наша группа : одна Лариска ( человек 17-ти лет и пугающего ума…) и шесть парней( тоже не дураки, но – учитываем возраст Ромео), груженные теодолитом, нивелиром, компасом, планшетами, рейками и проч..- выбрали себе участок леса, этак 100х100 метров, подальше от других. Порядок действий такой: один берёт рейку(это такая высоченная доска – метра 3 - с красными и чёрными делениями, как линейка) и бежит с ней подальше, метров на 50. Там он встаёт в позу девушки с вертикальным веслом и ждёт, пока тот, кто наводит на него объектив теодолита, поймает в оптический прицел, врубится, что к чему, и продиктует товарищу точные координаты. После тот, что с рейкой, бежит в следующую точку, и всё повторяется. До тех пор, пока не будет снято достаточное количество координат для составления карты. Ужасно нудно, ошибаться нельзя, потому что весь чертёж тогда развалится, и ещё есть норматив по времени - 45 мин. Так вот, мы вручили рейку Гагарину ( его зовут Саша, но уж больно хорошая фамилия, потому так все его и звали – Гагарин), потому что он ростом под два метра, и отправили с этой дубиной бежать через лес, пока мы не крикнем, чтоб стоял. Гагарин убежал. Мы минутку покурили и стали кричать. Нет ответа. Ну ладно, думаем, сейчас найдём его в бинокль. Хрен, лес кругом, и нигде человека с рейкой не видно. Мы сели в кружок, сожрали бутерброды и опять покурили. Думаем, сейчас устанет ждать и сам обратно прискочет. Прошло минут 15, мы оставили Лариску сторожить аппаратуру, и пошли искать Гагарина. Орали на весь лес, сами чуть не потерялись все. Километра через два вышли к железной дороге. А там заросли малины, огроменной... Мы бросили поиски и углубились в малинник. Я малину в кепку собираю, говорю, если Гагарин вернётся, угостим его тоже. И Лариску. Парни говорят, что малина неестественной величины, наверняка вся в тяжёлых металлах. А ну и что, говорю, у нас дома – в комнате – банка чистого спирта, все эти тяжёлые металлы выведет в полстакана! Так что жрите и наслаждайтесь!
 Примерно через час с другой стороны дороги послышался жуткий треск кустов, и из них выдрался с рейкой наперевес, непрерывно ругаясь, взмыленный Гагарин. Мы просто повалились и стали ржать. Оказалось, этот лось ускакал так далеко, и ломился в деревьях так шумно, что криков никаких, конечно, не услышал, ждал, ждал, хотел вернуться, но дал круга и совсем заблудился. Затем мы сели и быстренько сочинили какую-то карту. Пригодилось богатое воображение и мой природный глазомер художника. Там чудеса, там леший бродит следы неведомых зверей...
 Весь курс уже давным-давно сдал работы и очумевал на жаре, дожидаясь "пропавшую экспедицию". Бедный препод ведь нёс за нас ответственность… Про малину мы никому не сказали, вестимо, а то б нас сокурснички удавили голыми руками.
А в другой раз мы дорогу проектировали, и никак не могли понять, почему же она в вертикальном разрезе похожа на осциллограмму 10-балльного землетрясения … Было это под утренние сумерки, мы с Лариской сидели на подоконнике седьмого этажа общаги, свесив ноги, слушали первые электрички, птиц. Смотрели на Луну, и прислушивались к подозрительному шёпоту остальной группы, склонившейся над планшетом с листом миллиметровки. Дело плохо, решили мы, и отправили всех по койкам, а сами остались думать. И придумали! Точнее - нашли причину. Мы просто не согласовали горизонтальный и вертикальный масштабы. В результате на участке в 10 км Олимпийского проспекта у нас возникли лунные горы и кратеры. Мы отсмеялись из последних сил. И тоже легли спать. И, естественно, работу завалили. Потому что перечерчивать уже было некогда и некому. Сдали осенью. Но это уже совсем другая история.