4. С чего начинается Родина или прогулки из настоя

Ирина Завадская-Валла
Всем известная фраза «Хорошо там, где нас нет!» неизменно вызывает у меня улыбку. Я себя чувствую как рыба в воде там, где живу, но с неменьшей радостью использую возможность посмотреть где же это ещё лучше, чем здесь – у меня. Надо отметить, что у себя под носом мы видим мало, оно как-то не замечается, со временем обесцвечивается, а мы не пытаемся расширить этот ближайший горизонт, узнать чуть больше о том месте, где живём. Как пример,  большинство наших бывших соотечественников, работающих в Италии не первый год, мало интересуется историей города или городка, где живут, не особо стремятся посетить разные изумительные по своей индивидуальности и красоте достопримечательности страны. Таких, которые каждый выходной день делают краеведческую прогулку  или идут в музей,  раз в месяц выезжают в другой близлежащий город – единицы. А жаль!   Но недалеко ушли и сами итальянцы. Когда я спросила у моих знакомых, где они собираются провести  Пасхальные праздники, они с гордостью ответили: «В Париже». Я же на их  «А ты?» скромно, но с радостью предвкушения –« Я поеду смотреть Кумы». «А где это?» - читаю в глазах недоумение.
  Мой давний друг из Неаполя  в моё прошлое гостевание  соткровенничал: « Это ты мне открыла Кумы!» Улыбнувшись, я поблагодарила его: «Нет, дорогой, это ты подарил мне. Открытия - Неаполь, Везувий, Помпеи, «маленький» Амфитеатр, и самое удивительное- дымящуюся площадь Сольфадаро и древний город Кумы на территории Поццуоли(Pozzuoli)
Когда мы впервые перешагнули в иную эпоху, нам обоим было чуть за сорок – мне петербурженке и ему, чьи родители и он сам родились  здесь- на земле, которая дышит древностью. Именно перешагнули, т.к. от его загородного домика (la campagna)  не более   полукилометра до города, начало которому положили греки, а позже римляне на монолитные стены,  облицовочной лепниной напоминающие пчелинные соты , нагромоздили, втесали сколы горных пластов, пробили вовнутрь горных пород туннели. Рельефами они-туннели напоминают сюреалистические пейзажи: солнечные потоки, падающие  сверху вначале продвижения, остаются за спиной и начальная обманчивая ширина сужается   и ведёт куда-то...   справа из глубины  высокой прямоугольной ниши проскальзывает золотистый солнечный лучик,  ещё десяток шагов и слева на полметра выше общего уровня  в полумраке прорисовывается ниша-застенок . Любопытство толкает меня забраться наверх – встаю в полный рост, мой спутник грохочет тяжёлой цепью и обвивает ею мои щиколотки...
- Спасите!- смеюсь. А внутри холодок страха.
Я Кумы  смотрю и  растворяюсь в них,  забываю о людском муравейнике современных улиц, чувствую как с каждым новым шагом, ведущим меня вверх по широкой пологой дороге, которой уже более 2100 лет, с ошеломляющими своей величиной, отполированными камнями, впресованными не просто в почву, а в дрезину, специально изготовленную в теже недосягаемые времена, что-то меняется во мне , но я ещё не могу объяснить самой себе  что именно. Начинаю подсчитывать сколько же поколений могло быть до меня – если на каждые сто лет по три, то на 2000 – 60! Не так уж и много.
Дорога неощутимо длинной дугой выводит на обширную горизонтальную площадку, где вижу скамьи, высеченные из целостных кусков серого гранита, одна сторона с повышением.
Вопреки правилам приличия устраиваюсь удобно...

И сейчас в мой триклиний служанка ввезёт передвижной столик на колёсиках, сервированный утренней закуской- jentaculum , нальёт из высоких амфор, стоящих рядом со скамьёй, прохладную воду в кувшин...

Продолжение следует -http://www.proza.ru/2016/03/25/1463