Красавец генерал и его полночная княгиня гл. 4

Николай Шахмагонов
 Красавец генерал и его "полночная княгиня" гл. 4             

4-я лава
 «…свет украшался супругой Тучкова».


      Светские салоны Москвы были восхищены необыкновенной парой.
      В «Записках» Сергея Николаевича Глинки читаем:
      «Какою очаровательною жизнью цвели тогда сердца молодых супругов! И как они были достойны друг друга! Тогдашний московский большой свет украшался супругой Тучкова».
      Это было настоящее, полное, невероятное счастье, счастье, выстраданное ими. Тучков хотел одного – быть рядом с любимой и собирался уже окончательно оставить службу. Их тяготило общество, им хотелось быть вдвоём и только вдвоём. Оставив свет, они удалились в Тульскую губернию, в имение Александра Тучкова.
      Но это было время, когда военным некогда предаваться семейному счастью, семейным заботам. В 1806 году началась с Турцией (русско-турецкая война 1806-1807 гг.), затем, в том же году, русско-прусско-французская война (1806-1807 гг.), неспокойно было и на северных границах.
       В октябре 1806 года прусская армия потерпела поражение под Йеной и Ауэрштедтом. Пруссия подверглась французской оккупации. Россия пришла на помощь Пруссии, и были для этой помощи все условия. Но врагам России удалось указанным выше способом провести на пост главнокомандующего изменника и предателя, который с первых же дней начал весьма странные действия против Наполеона.
       Первый шаг к тому, чтобы удержать закалённые суворовскими походами русские войска от победы над французами, барон Беннигсен сделал под Пултуском. Правда, французы потеряли там около 6 тысяч человек, а русские менее 3 тысяч. Но ведь будь на месте Беннигсена любой другой русский генерал, разве бы таким уроном отделались французы? До и после Беннигсена любые другие генералы Русской армии сражались с противником, как правило, значительно уступая ему числом войск. Не станем для сравнения приводить победы таких великих полководцев, как генерал-фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский, как генерал-фельдмаршал Светлейший Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, как Генералиссимус Князь Италийский граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский, как генерал-фельдмаршал Светлейший Князь Михаил Илларионович Кутузов-Смоленский… Беннигсена даже близко нельзя ставить с ними. Но, кроме них, можно назвать десятки, даже сотни других военачальников, успешно бивших врага не числом, а уменьем.
      У Беннигсена было 42 тысячи, а у Ланна – только 20 тысяч.
     Чтобы на голову не разбить врага с таким перевесом сил, да ещё имея под предводительством блестяще подготовленные, храбрые, испытанные в боях победоносные войска, нужно было очень и очень постараться. В строю русских воинов было ещё немало участников Итальянского и Швейцарского походов Суворова, других великих побед.
       3 декабря 1806 Александр Алексеевич Тучков был назначен шефом Ревельского мушкетёрского полка и получил приказ следовать со своим Таврическим полком в Пруссию. Предстояла разлука, даже сама мысль о которой казалась Маргарите невыносимой. И она решила сопровождать супруга. Да, по словам Сергея Глинки, московский свет украшался ею, а она выбрала не балы, и не наряды бальные, а задымлённые порохом поля и солдатские одежды.
       Конечно, было известно о том, что, к примеру, Екатерина Ильинична Кутузова сопровождала своего супруга. Но война на полях Восточной Пруссии и Польши явилась не простой войной, на и время года не слишком благоприятно для походов и путешествий. Но никакие доводы не подействовали на Маргариту. Она отправилась вслед за супругом, облачившись для конспирации в военную форму, чтобы принимали её за ординарца.
        В нелёгком для русской армии деле при Голымине 14 декабря 1806 года полк Александра Тучкова во взаимодействии с полком князя Щербатова не раз спасал положение, когда, казалось, французы уже были близки к выполнению своей задачи по окружению русской армии. О Тучкове говорили, что он «под градом пуль и картечи действовал как на учении». В тот день новоиспечённый генерал-майор Александр Тучков – генеральский чин он получил 12 декабря – принял боевое крещение.
       24 мая 1807 года полк, находясь в авангарде сил П. И. Багратиона, участвовал в схватке с французами под Гутштадтом, где появилась возможность разгромить корпус маршала Нея, расположенный отдалённо от основных сил. И снова французов спасли «осторожность» и нераспорядительность главнокомандующего русской армией барона Беннигсена. Тем не менее, у авангарда были жаркие схватки с врагом.
      5 июня 1807 года Александр Тучков вновь показал образцы отваги и распорядительности в сражении под Гутштадтом, за что награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
      Участвовал он и в печально знаменитом Фридландском сражении, произошедшим 14 июня 1807 года. Впечатлениями от этой жестокой схватке с французами он поделился со старшим братом генерал-лейтенантом Николаем Алексеевичем Тучковым:
      «Невзирая на ядра, картечи и пули, я совершенно здоров. Я участвовал в двух кровопролитнейших битвах. Особенно жестока была последняя, где в продолжение двадцати часов я был подвергнут всему, что только сражения представляют ужасного. Счастье вывело меня невредимым из боя. Спасение моё приписываю чуду».
       За подвиги в ходе кампании 1806-1807 годов полковник Александр Тучков был награждён орденами Святого Георгия 4-й степени и Святого Владимира 4-й степени.
      Маргарита сопровождала супруга и во всех последующих походах.