Глава I, часть 2. Детство. Юность

Алиева Эльмира
       В Баку семья жила бедно. Денег на жизнь не хватало, старшие дети вынуждены были работать. Но в школу учиться ходили все. Детство кончилось среди испытаний, постигших семью. Гордые и волевые, дедушка с бабушкой никогда не жаловалась на бедность, старались обеспечить счастливое детство детям. Папа же рвался к взрослости, жажда подвига и служения делу обуревала его. В 1936 году он начал посещать авиамодельный кружок Дворца пионеров. На занятия нужно было ходить в пионерском галстуке. Бабушка, обиженная на советскую власть, запрещала ему носить галстук. Папа прятал его и тайком завязывал, когда выходил из дома. У него была мечта – подняться в небо на самолёте собственной конструкции. И ради этой мечты он готов был пройти любые испытания. Занимался физкультурой, ходил в туристические походы, никогда не курил и не пил. Участвовал в соревнованиях, устанавливал всесоюзные рекорды по авиамодельному спорту.
        Во многих семьях есть свои тайны и легенды, которые сильно действуют на воображение детей. Таким романтическим образом в нашей семье был папин брат, погибший задолго до моего рождения. Но до сих пор у нас хранится семейная реликвия – письмо майора Малых, в котором он рассказывает папе о героической гибели его брата Мамеда Гасана. Он погиб 28 июля 1943 года в бою у деревни Вязовье Мценского района Орловской области. Там и похоронен вместе со своими боевыми товарищами. Узнав о гибели старшего брата, папа очень переживал. Красавец, умница, прекрасно учившийся, он был образцом для папы. Это трагическое событие оставило в его душе неизгладимые шрамы и боль, которые он старался прятать от всех.

                Его вчера убили на войне.
                Неважно, на какой. Уже неважно.
                Под Сталинградом, в Грузии, в Чечне
                Плач материнский слышится протяжный.

                Он лёг в сырую землю не один.
                На поле боя полегло их много,
                Мальчишек, не доживших до седин,
                Ушедших в бой со школьного порога.

                Их снова кто-то главный обманул,
                Чтоб имя записать своё в скрижали.
                Они несут небесный караул
                В раю, в аду? Им даже не сказали.

                Он падал с криком «мама» на стерне,
                Над ним душа носилась птицей певчей…
                Его вчера убили на войне.
                И он убил… От этого не легче.

       Когда папе было 15 лет, он втайне от родителей пошёл в военкомат, но ему было отказано в отправке на фронт. Однако он не раскис, не упал духом. Может быть, именно тогда он понял, что своё призвание найдёт в работе с детьми. В 1941 году он начал работать во Дворце пионеров сначала инструктором по авиамодельному спорту, а через год – начальником Клуба юных пилотов. Вместе со своими воспитанниками, которые были чуть младше его, он создавал модели вражеских самолётов. Они отправлялись на фронт и служили советским лётчикам в качестве наглядных пособий. В эти страшные дни он понимал, что нужно согреть души детей, уберечь их от дурного влияния, не дать «сбиться с пути». Многие из его первых учеников в дальнейшем связали свою судьбу с авиацией и космонавтикой: Лев Иванников стал военным лётчиком, Иосиф Сарумов – авиаконструктором, Ариф Пашаев – ректором Академии авиации, а имя Тофика Исмайлова, директора Института космических исследований, было присвоено Дворцу после его трагической гибели в небе Карабаха. На счету авиамоделистов Дворца пионеров было 32 республиканских, 13 всесоюзных и даже один мировой рекорд.

На фото: папа проводит занятие с юными авиамоделистами, 1949 год.