За поскотиной

Александр Голик 2
Пролог
«Куда прешь! В три царя…Бога египетского……японского  городового…. Мать…!».
Легкое движение правой руки от себя и широко в сторону, затем, выброс ее (руки) прямо вперед и мгновенно резко, рывком возврат кисти к себе….. Упругое коническое тело (кнута) хлыста пастушьего бича сжавшись, при первых движениях руки человека, в виде  греческой буквы «омега», вдруг, змеиной  волной, почти параллельно земле, начинает кинетическую передачу энергии от кнутовища к хлыстику (вплетение конского волоса в окончание плетеной части (кнута) хлыста), и …оглушительный как выстрел звук перед отбившейся от стада коровой. Равновесие и порядок в стаде восставлен: норовистая коровенка возвращается в стадо, а пастух (именного его рука сжимала бич и управляла действиями описанными выше), он же и  автор непередаваемого каламбура и игры слов первых строк повествования, пыхая махорочным дымом газетной самокрутки, усаживается, наконец-то, на плащ - дождевик под ближайшей березой….. или не усаживается, а продолжает наводить порядок и направлять движение стада коров в требуемом направлении: эдакая триада - ритма движения бытия и мышления (думать надо, куда и как стадо вести).

Эдакая вот идиллия… О чем это я? Да все не таки просто как кажется! Давно это было, что-то стерлось из памяти, переплелось в хронологии действий…, но доброе и светлое помню.
Помню коровок Белянку и Малышку, помню вкус их молока. Помню труд матери: надо накормить, почистить, подоить, приготовить пойло и все по времени. Помню труд отца в период сенокоса…(отдельная тема).

Рабочий поселок живет по своим правилам, мужчины на работе, женщины в основном, дома по хозяйству. В каждом доме хозяйство это куры, поросята, где-то утки, гуси, возможно, кто-то еще - овцы, козы, а если в доме есть ребятишки то и коровка одна, а то и две с телятами. А где коровы и овцы там и стадо на поселок наберется  (ребятня –то в каждом доме да через дом на улице).

Стадо
С наступлением весны, (всю зиму домашний скот (коровы, овцы, козы) проводят в стайках (стайка по сибирски - хлев или сарай), с появлением первой зеленой травы начинается формирование поселкового стада из наличия имеющейся у местного населения крупно рогатого скота.
 Формирование проводилось по территориальному признаку улиц одной округи. Скота было много и на выход, по моему невеликому жилому поселку, набиралось  числом в три стада голов по сто двадцать – сто пятьдесят. Данное мероприятие начиналось с «обработки скота» (то бишь, вакцинации), которое превращалось в этакие коровьи смотрины: где, у кого, сколько и в каком состоянии…, - ну и первый сбор хозяев - владельцев (то же, знаите, событие).

Следующим шагом было обсуждение и выбор пастуха, все честно и гласно! Какой человек, пьет не пьет водку, опыт обращения со скотиной ну и конечно же что просит в плату… (просили в разное время семидесятых-восьмидесятых  от шести до шестнадцати рублей в месяц за догляд одной коровьей головы).
Как правило, народ в выборе персоналии пастуха не ошибался. Большей частью к данной роли представлялся, сухощавый дедок, еще вполне в силе (в описании собирательный образ по личным впечатлениям, не судите строго), невысокого  росту, сухощавый, прокуренный сиплый, но достаточно громкий голос и, главное неотъемлемое качество, ответственное отношение к порученному делу.

Утренний сбор стада
И зимой и летом день сельской хозяюшки начинается рано, часов в шесть утра. Надо приготовить пойло, напоить коровок водой с «мешкой» (типа тюря с хлебом, по факту надо подготовить дома и вынести в стойло не одно ведро воды, в зависимости от численности живности.), подоить (то же искусство, как подойти, что сказать и где погладить, а то легкое движение коровьей ножки и подойник (специальное ведро для дойки) – опрокинуто! Процесс самой дойки не обсуждаем.). Затем, молоко процеживается и разлито по банкам (стеклянные трехлитровые),… и наступает время выгона скота к месту сбора стада. Рано утром прохладно и сыро от росы, хозяйки как правило, включают в свой гардероб: … демисезонную куртку – на плечи, платок - на голову, калоши либо резиновые сапоги - на ноги, ивовый прутик в руках (прутик это не по погоде а для строгости вида хозяйки, чтобы было чем погрозить при  непослушании коровки).

Ошибочно думать, что коровы твари бессловесные и бездушные! У каждой свой характер и норов, свои пристрастия. В стаде они также кучкуются  и держатся в кругу определенного своего круга (Зорек, Маек и Ночек) по упрощенному принципу люблю – не люблю. Короче – дружат хозяйки и их коровки в одной компании, как правило. Утренний выгон скота и начинается с того что животные собираются в мини группы «по интересам». Из практики: попробуйте отогнать коровку из ее социума и попасти где ни - будь  отдельно на сочном травяном лужку. Не уверен, что у Вас получится! Коровка будет вести себя беспокойно, будет постоянно перемещаться в поисках подруг,… маета да и только. Когда все хорошо – хозяюшки своим кружком судачат, коровки своим травку спокойно щиплют. Что касается души - посмотрите в глаза коровы…

Собрав стадо пастух (иногда в помощь к нему нанималось пара пацанов помощников – подпасков) угонял стадо на пастбище. Наверное, это тоже искусство выстроить работу коровьего коллектива более чем в сто голов! Не будешь же управлять каждой коровой в отдельности – есть стадо! Управление им – тайна за семью печатями! Хотя данное повествование и начинается с одного из конкретных мероприятий, и дает упрощенное представление, но все же это представление только  поверхностное.

Отступление от темы 1
Вообще - то, изначально было задумано рассказать о бичах (кнутах) их устройстве, особенностях применения, интересных фактах (громкий щелчок  - есть следствие увеличения скорости передачи волны хлыста в районе хлыстика до сверхзвукового значения, т.е.  физика действа  сродни сверхзвуковым самолетам), интересных историй (как вариант – как-то раз, деревенский мастер владения бичом, отбился от пятерых хулиганов из соседней деревни). Но в итоге образ небритого мужичка с самокруткой, плаще – дождевике, биче (кнуте) через плечо, своеобразном голосе и словесном способе передачи управляющих команд на эмоциях пересилили, ну и коровки, в первую очередь (люблю их). Да еще, от пастушьих слов ни одни уши в  том числе и коровьи не завяли и язык произнесших их не отсох – без злобы все…

Дойка
Время по полудню, стадо перегнано в условное место (так и звалось дойка, …. на дойке), это километр полтора женщинам хозяйкам надо пройти, подоить буренку и с ведром – подойника молока вернуться назад. И все бы ничего, только это каждый день, в жару или дождь – грязь, каждый день в одно и то же время. Особенности летней дойки заключаются еще в том, что присутствует обилие гнуса - оводы и слепни, коровки нервничают, не стоят на месте, хвостом размахивают отбиваясь от кровососов.

Иногда
Иногда случается бзык! Вы знаете, что такое коровий БЗЫК? Это когда гнуса много и стадо, обезумев, делается неуправляемым, коровы несутся лавиной подняв хвосты, спасаясь от гнуса! Клубы пыли, дикое стадо! А все из за оводов и слепней! Само слово БЗЫК несет в себе характеристику издаваемого оводами звука при подлете (правда на нервы очень действует). Оводы являются разносчиками паразитов,  самки рассекают шкуру коровью и откладывают личинки, но в прямом смысле оводы коров не кусают (нет у них рта, кусать не чем, другая техника), а вот слепни, хоть  оводам и родственники, (оба относятся к семейству мух) но в самом прямом смысле являются кровососами и именно кусают.
Спасение только одно в воду по брюхо либо в тень стойла!

Отступление от темы 2
Чибисы. Жизнь в городе полна своих интересов. Но иногда хочется увидеть что то давнее из детства. Чибисы, много чибисов. Открытое пространство склона лога упирающегося нижней частью в болотце и ручеек – речку (ниже по течению имеется запруда и небольшой пруд для водопоя стада, ну и рыбка карасики там же). Чибисы, много чибисов, стремительный полет с высот неба к земле и обратно, крутые развороты… этакая круговерть и метель из птиц! И воздух наполнен своеобразным криком множества чибисов.
Чибисы их было много в районе «дойки».

Вечером
Вечер летом понятие растяжимое и зависит от положения солнышка на небе. В июне вечер наступает позже, в августе пораньше. Соответственно и возврат коровок из стада привязан к данному астрономическому явлению  (утреней и обеденный распорядок более хронометражные выверенные мероприятия).
Вечерний возврат буренок из стада, то еще зрелище! Их ждут хозяева, встречая на дальних подступах на пути к дому, кто-то припас кусочек хлеба с солью (лакомство коровье, как деткам конфетка). Да и сами коровки соскучились по родному стойлу, спешат, поднимая пыль ногами, вымя полное молока – как индикатор хорошо ли на пастбище.

Иногда бывают проблемы, но не с коровками, а с их молодыми сынками, вот те точно не всегда стремятся домой…. Вовремя не встретишь стадо, коровка придет и сама домой, а Буян, Мишка или Яшка….(возможные имена бычков) - ищи ветра в ….по деревне. А найдешь, замучаешься загонять домой гуляку!

 В любом случае, после возвращения коров из стада, вечером хозяйки допасывают их дотемна на небольших полянках в ближайшей округе, главное уследить, чтобы буренка не забрела к соседям в огород и не потравила (съела) чужие посадки картофеля. В остальном тема та же: Хозяйки кружком и буренки рядом щиплют травку, но бывает, что то случается и подруги (коровки) разделены (ну не будет кого то), вот тогда и трава не трава и все не так, будут в постоянном поиске перемещаться по ближайшим лужкам полянкам и хозяйкам нервы трепать.

Эпилог
Ночь до утра коровки проводят в стойле, пережёвывая съеденную за вечер траву  (они же жвачные животные), перерабатывая ее в молоко утренней дойки.

Рогами коровы как правило не бодаются, а защищаются (много раз видел как коровы гоняли собак). Ну, иногда, раза два попадались бодучие коровы, и приходилось отскакивать в сторонку от греха. Хотя, в стаде вероятно бывают выяснения отношений – рога коровам, все таки, подпиливают хозяева.

Поскотина – место определенной для выпаса скота. Иногда, люди когда собираются совершить прогулку за пределы поселка (деревни) говорят, - «пошел за поскотину».