Про позицию

Эдуард Саволайнен
  В возрасте 17 лет, в 1978 году, пристрастился я слушать по BBC обозревателя  Анатолия Максимовича Гольдберга и немного следить за политикой. В ней обнаружилась некая интрига и драма. Примерно в тоже время, летом 1978 года, к нам в Ленинград нагрянули две финские родственницы. Пенсионерка тётя Ида, сестра моей бабушки, и её дочь Сойли, 38 лет. Они казались симпатичными простоватыми тётушками из финской глубинки. За обеденным столом говорили в основном мой отец и Сойли.
  Сойли была старой девой, работала бухгалтером в больнице и активно занималась  общественной деятельностью. Например cпасала сайменскую нерпу в рамках программы Общества Охраны Природы. Отцу было трудно скрыть иронию по отношению к такому странному роду занятий.      
  «А к какой политической партии ты принадлежишь, Сойли?» - провокационно спросил отец. Он прекрасно знал, что для финнов прямой вопрос о партийной принадлежности  является неприличным. Задавать его не принято, если,он не обращён к публичному лицу.
  «Я принадлежу к Либеральной Народной Партии Финляндии» - без обиняков призналась Сойли.
  «А по какой причине ты голосуешь за такую маленькую партию? У неё наверняка мало шансов войти в правительство. Разве не обидно отдавать свой голос впустую?» - удивился отец.
  «Вот по какой причине...» - начала Сойли свой спич в 14.10. Закончила она его в 14.55 такими словами: «Я перечислила тебе 9 пунктов, по которым  моя позиция совпадает с линией  Либеральной Народной Партии. А также перечислила 3 пункта,  по которым мы с ней расходимся. Вот и получается, что в Финляндии нет для меня более подходящей партии, или такой, что больше отвечает моим интересам и ценностям».
  Отец сидел с полуоткрытым от изумления ртом, так, как будто он увидел говорящего енота. Оказалось, что он способен слушать кого-то 45 минут подряд не перебивая. Он считал себя изрядным экспертом в области политики и любил на эту тему поумничать. А тут папа сидел как будто громом поверженный, так, как если бы перед мореплавателем открылась вдруг terra incognita.
  После миграции в Финляндию в 1991 году, я пытал многих финнов, выясняя их гражданскую и политическую позицию. Сначала грубовато и прямолинейно, со временем тоньше и деликатнее. Особенно меня интересовали мнения местных жителей, т.к. о гражданской позиции публичных персон можно было узнать из телевизора. Я с удивлением обнаружил, что если покопаться, то позиция имеется почти у всех, хотя далеко не все любят её демонстрировать. Даже у самых необразованных «лесорубов», бывших водка-туристов, которых ленинградцы в 70-х  годах окрестили «нашими четвероногими друзьями». Это нечто вроде стержня, хребта. Он определяет не только за какую партию человек голосует или как реагирует на информационные потоки, но и то как он себя ведёт в той или иной ситуации. Именно гражданская позиция делает человека социально предсказуемым и надежным пазлом саморегулируемой общественной системы. Упрощенно позицию можно определить словами: "Я знаю, что для меня и моей страны хорошо, а что для нас плохо".
  В марте 2007 года в Финляндии проходили парламентские выборы, которые вошли в историю сокрушительным поражением лидирующей Социал-Демократической партии. Партия потеряла каждого пятого избирателя всего лишь из-за неполиткорректной избирательной кампании. Социал-демократы выпустили телевизионный ролик, где толстый буржуй давится "рябчиками" за ломящимся от яств столом и говорит зрителям: "А что мне этих пролетариев бояться? Они даже голосовать не ходят". Т.е. прямое послание ролика было: все на выборы! Однако форма послания вызвала шквал негодования и критики как неприемлемая и создающая раскол в обществе. Выводом дебатов был тезис, что когда хорошо богатым, тогда и бедным неплохо. Однопартийцы наказали свою партию, голосуя ногами. Я был восхищен: это свидетельствовало о том, как опасно заигрывать с народом, имеющим гражданскую позицию.
  В декабре 1993 года проходили выборы в Государственную думу Российской Федерации. Я находился тогда в России и наблюдал за ними по ТВ. В Костромской области проходил предварительный опрос местного населения.
  «Ну а вы, бабушка, за кого голосовать будете?» - спрашивает столичная журналистка у опрятной бабуси.
  «За Явлинского» - скоро отвечает бабуся.
  «А почему за Явлинского?» - иронично спрашивает корреспондент. Тогда считалось, что Яблоко - это партия либеральной интеллигенции.
  «Мужчина интересный» - призналась бабуся, поправляя платок на шее.
Сцена показалась мне очаровательной и комичной.
  «Ну ничего, это пока» - подумал я. «Вот лет через 30 сменится одно поколение и здесь всё будет совершенно по другому. Люди, вкусившие демократии и плюрализма, обязательно сформируют собственную политическую позицию. И отвечать будут тогда совсем по другому».
  И вот прошли эти 30 лет и сменилось одно поколение. И то, что я наблюдаю сейчас, больше всего напоминает кадры из памятного мне советского фильма 1974 года «Легенда о Тиле». Замечательный артист Иннокентий Смоктуновский в роли злодея-императора Карла V-го принимает послов и советников соседней державы. С тонкой иезуитской улыбкой он обращается к придворному  карлику из своей свиты:  «Ну а ты, шут, по этому поводу что думаешь?». Карлик, подобострастно задрав голову кверху, громко кричит фальцетом: «Я как ты!». 
Смеётся вся свита. Смеётся благосклонно и император.
........................