Три дня, которые потрясли мир

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




              «Воскресение, как всякий рассказ о чем-то таком, чего понять нельзя, ничего доказать не может». 
                Л.Н. Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий.


Имеющий очи да видит… Отставим в сторону мистические символы, сакральные смыслы, всемирно-историческое значение и традиционное истолкование. Вглядимся в сюжет воскресения Христа, спроецированный на культурно-исторические реалии места и времени.

С первой же минуты непредвзятому взгляду открывается обилие парадоксов, умолчаний, странностей и противоречий: 

     • Хотя во время казни Богоматерь и любимый ученик стояли у креста, на погребении Христа их почему-то
       не было*.
       Другие женщины-христианки только наблюдали за погребением, но в самом ритуале не участвовали.
       Они собирались оплакивать и умащивать усопшего, то есть не поверили обещанию Учителя воскреснуть
       (иначе зачем все эти заботы?).
       Пренебрегли они и другим пророчеством Учителя** - отправились к могиле через ДВЕ ночи, не выждав
       предсказанного срока.
       Там они зачем-то собирались умащивать покойника, хотя Иосиф и Никодим уже умастили его громадным
       количеством мастей и благовоний. 
       Готовясь во время великого праздника Пасхи к погребальным и траурным ритуалам, женщины нарушили
       Закон.
       Они намереваются потревожить уже похороненного покойника (!) и не боятся оскверниться, прикасаясь
       к мертвому телу спустя один день и две ночи. 
       Мария Магдалина и другие так спешат (?), что отправляются «на гроб» затемно. Как же они
       собирались ориентироваться во мраке гробницы, если в Пасху запрещено зажигать светильники?
       Почему мужчины не сопровождали женщин? Как женщины в одиночку собирались отодвинуть могильный
       камень и проникнуть в опечатанную, охраняемую гробницу?

     • Иисус пробыл в могиле только ДВЕ ночи, хотя сам же предсказал, что его заточение продлится три ночи.
       Помогая ему, ангелы зачем-то отодвинули могильный камень, сорвали печать и дали скептикам пищу для
       сомнений. Разве не могли ангелы проникнуть в закрытую и опечатанную гробницу, а Сын Божий -
       выйти из нее сквозь стену?***

     • Ангелы возвещают ученикам встречу с Учителем в ГАЛИЛЕЕ, а Иисус направляет их то в Галилею, то в
       Иерусалим, то – на все четыре стороны света****. Вопреки этим указаниям Иисус в тот же день является
       апостолам в ИУДЕЕ. Иисус ли? Ведь ученики НЕ УЗНАЮТ своего учителя! Они опознают только его
       руки и раны.

        ...

И так далее, и так далее… Многочисленные неувязки внушают серьезные сомнения в достоверности событий. И все же было бы несправедливо огульно отрицать эти «записки из мертвого дома»: уж слишком логичным выглядит весь путь Христа, вся предыстория чуда воскресения.

Как же быть? Более продуктивным представляется компромиссный подход – признать ФАКТЫ, но по-своему ИСТОЛКОВАТЬ их. Истолковать так, чтобы снять все отмеченные противоречия. Для этого надо четко отделить внешнюю канву событий от их действительной подоплеки.

-----------------------------------------------------
          *В Писании говорится, что за погребением следили только женщины [Лк 23 55].
           Среди них евангелисты четко называют лишь одну – Марию Магдалину. Будь там богоматерь, они бы
               непременно выделили её.
         **«Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и ТРИ НОЧИ" (Мф 12 40)            
        ***Ведь смог же Ангел явиться священнику Захарии в Святая Святых храма, «стоя по правую сторону
               жертвенника кадильного» (Лк 1 11), «два мужа в одеждах блистающих» - женщинам в гробнице
               Христа (Лк 24 4), а сам Иисус – предстать перед учениками в запертом доме (Ин 20 19, 26).
       ****«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе ИЕРУСАЛИМЕ, доколе не
               облечетесь силою свыше». (Лк 24 49)
               «И сказал им: идите ПО ВСЕМУ МИРУ и проповедуйте Евангелие всей твари». (Мк 16 15)
-----------------------------------------------------


 
ИСХОД


Излагая историю воскресения христова, евангелисты подчеркивают ряд общих моментов, но заметно расходятся в деталях. Все согласны с тем, что ранним воскресным утром какие-то женщины посетили гробницу Христа, обнаружили сдвинутый могильный камень и узрели ангелов. Однако, список этих женщин и их поведение, количество ангелов и их слова, поступки учеников и т.п. варьируются от источника к источнику.

Так ев. Иоанн утверждает, что к гробнице ходила одна Мария Магдалина. По мнению других авторов женщин было двое (Мф 28 1), трое (Мк 16 1) и даже более (Лк 24 1).
Эти женщины то ли побежали уведомить апостолов (Мф 28 8), то ли вернулись домой и никому ничего не сказали (Мк 16 8), то ли обратились к Петру и любимому ученику (Ин 20 2).
Они видели одного (Мф 28 2,Мк 16 5)) или двух ангелов (Лк 24 4, Ин 20 12), а те указывали женщинам на Галилею (Мф 28 7, Мк 16 7) или только задавали вопросы (Ин 20 13).
Наконец, первыми встретились с воскресшим Иисусом то ли Мария Магдалина (Мк 16 9, Ин 20 14), то ли Магдалина и Мария Иосиева (Мф 28 9), то ли Петр (Лк 24 34), то ли два ученика-неапостола (Лк 24 15) и т.д. и т.п.

Можно бы не обращать внимания на подобные мелочи, но ведь речь идет о поразительном событии, чуде, ЕДИНСТВЕННЫМИ свидетелями которого оказались ученики Иисуса и те несколько женщин из его окружения. Только им довелось лицезреть воскресшего Христа и ТОЛЬКО ИХ РАССКАЗАМ мы обязаны верой в невероятное. Было бы непростительным легкомыслием с порога принимать свидетельства знамения, не убедившись в их надежности.

К сожалению, отмеченные расхождения в текстах препятствуют верификации, искажая целостную картину событий. Волей-неволей приходится отступать от буквы Евангелий, чтобы с минимальными потерями совместить их рассказы. К тому же еще одну - уже ПЯТУЮ (!) - версию происшедшего излагает Петр в знаменитом апокрифическом «Евангелии от Петра». В целом версия Петра не противоречит канону, но дополняет его важными событиями субботнего утра и воскресной ночи.

            «Рано же утром, когда начался субботний рассвет, пришла толпа из Иерусалима и его округи,
             чтобы посмотреть гробницу опечатанную. И в ту же ночь, когда рассветал день Господнен,
             — сторожили же воины по двое каждую стражу — громкий голос раздался в небе. И увидели, как
             небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице.
             Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница
             открылась, и оба юноши вошли. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и
             старейшин, ибо и они находились там, охраняя (гробницу). И когда они рассказывали, что видели,
             снова увидели выходящих из гробницы трёх человек, двоих, поддерживающих одного, и
             крест, следующий за ними.
             И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они
             услышали голос с небес: “Возвестил ли Ты усопшим?” И был ответ с креста: “Да”. 
             А те обсуждали друг с другом, чтобы пойти и сообщить Пилату. И пока они раздумывали, снова
             разверзлись небеса, и некий человек сошел и вошел в гробницу. Увидавшие это вместе с
             центурионом поспешили к Пилату, оставив гробницу, которую охраняли, и возвестили обо всем,
             что видели, в сильном замешательстве и волнении, говоря: “Истинно, Сын был Божий” …
             Рано утром дня Господня Мария Магдалина, ученица Господа, опасаясь иудеев, охваченных
             гневом, не свершила у гробницы Господа (того), что обычно свершают женщины над близкими
             умершими. Взяв с собой подруг, пошла к гробнице, куда был положен. И боялись они, как бы не
             увидели их иудеи, и говорили: “Если и не могли мы в тот день, когда был распят, рыдать и стенать,
            то теперь у гробницы Его сделаем это. Кто же откатит для нас камень,            закрывающий вход в гробницу,
            чтобы, войдя, мы сели около Него и совершили положенное.
            Ибо камень был велик, и мы боимся, как бы кто-нибудь не увидел нас…». И они пошли, и увидели
            гробницу открытой, и, подойдя, склонились туда, и увидели там некоего юношу, сидящего посреди
            гробницы, прекрасного и одетого в сияющие одежды, который сказал им: Кого ищете? Не Того ли,
            Кто был распят? Восстал Он и ушел. Если же не верите, наклонитесь и посмотрите на место,
            где Он лежал, Его нет там. Ибо восстал и ушел, откуда был послан. Тогда женщины, объятые
            ужасом, убежали».

Из этих пяти свидетельств можно составить общую картину воскресения Христа и  далее анализировать и интерпретировать ее.

        * * *

Итак, что же, по словам свидетелей, случилось накануне Пасхи на окраине Иерусалима в новом склепе Иосифа Аримафейского?

...В первую же ночь после распятия (с пятницы на субботу) жрецы опечатали гроб и выставили возле него стражу*. Рано утром к склепу приблизилась группа каких-то людей, но, обнаружив стражу, пришельцы ретировались. Миновал субботний день.

В ночь с субботы на воскресенье с Голгофы донесся громкий крик и двое неизвестных в блестящих белоснежных одеяниях спустились по склону к гробнице. Заинтригованные стражники не отрываясь следили за приближением сверкающих фигур. Тем временем кто-то изнутри вытолкнул камень и тот откатился в сторону. Караулу, поглощенному необычным зрелищем, почудилось, будто камень отодвинулся сам собой. Таинственные незнакомцы скрылись в гробнице и вскоре под руки вывели из нее какого-то человека. Еще один высокий силуэт замыкал шествие**.  Обессиленного человека отвели в сторону и опустили наземь неподалеку от склепа, а один из его спутников возвратился, чтобы навести в гробнице порядок. Стража, не смея вмешаться и опасаясь наказания за бездействие, почла за благо вернуться в город и доложить по начальству.

В их отсутствие к склепу приблизилось несколько женщин из христианской общины. Вид отверстой могилы, ангелоподобных мужей ошеломил и напугал их. Самые смелые заглянули вниз, но казненного не увидали. В полумраке белели лишь погребальные пелены, в беспорядке разбросанные по полу. Это зрелище окончательно вывело их из равновесия и, оставив мази и благовония, они бросились прочь.

За деревьями сада, окружавшего гробницу, беглянки столкнулись с Иисусом и с трепетом припали к его ногам. Наставник успокоил их и велел известить апостолов о предстоящей встрече в Галилее. С тем они и ушли.

У входа в склеп оставалась лишь потрясенная, рыдающая Мария Магдалина. Спустя некоторое время из склепа послышался какой-то шорох, и она содрогнулась от ужаса. Собравшись с духом, Мария заглянула в гробницу и обнаружила там незнакомого юношу в сверкающем одеянии. Он объяснил, что Иисуса нет, он воскрес и теперь встретится со своими учениками только в Галилее. В эту минуту из-за деревьев показался какой-то человек и тоже обратился к Марии. Его интонации напомнили ей Иисуса и она кинулась к Учителю, но тот жестом удержал ее на расстоянии, сославшись на недомогание. 

Ошеломленная женщина бросилась к апостолам и взахлеб пересказала все происшедшее. Полусонные ученики никак не могли уразуметь, о чем она толкует. В конце концов они сочли, что Мария бредит от горя, и вернулись в дом. Однако, она продолжала настаивать на своем, поэтому Петр решил проверить горячечные фантазии Магдалины и, прихватив с собой любимца Иисуса, отправился на могилу Учителя. Могила была пуста, поскольку Иисус со спутниками уже покинули ее.
Ближе к вечеру того же дня на дороге в Эммаус некий человек присоединился к Клеопе с приятелем и неузнанным дошел с ними до селения. Во время трапезы ученикам показались знакомыми руки гостя и его манера разламывать хлеб. Под впечатлением от попутных разговоров о Мессии друзья решили, что их посетил воскресший Учитель. Вскоре они обнаружили, что он исчез, и немедля вернулись в Иерусалим к апостолам.

Стемнело, а ночью в доме апостолов внезапно объявился человек, отдаленно напоминающий Христа. Учеников охватили сомнения, но когда он показал им раны на руках и ребрах, апостолы также признали в нем Учителя…

-----------------------------------------------------
               *Скорее всего, чтобы не нарушать субботних запретов, использовали неевреев. Неслучайно старейшины не
                окружают гробницу храмовой стражей, а упрашивают выставить караул язычника Пилата.
            **Вероятно, в темноте именно его приняли стражники за крест, следовавший за Иисусом.
-----------------------------------------------------


Теперь, опираясь на эту версию, можно приступать к анализу всей цепочки событий. Прежде всего необходимо очертить круг свидетелей чуда и оценить достоверность показаний каждого из них.

Кто же     н е по с р е д с т в е н н о     наблюдал процесс или хотя бы результат возвращения Иисуса Христа из состояния биологической смерти к нормальной жизнедеятельности?
____________________________________

        Кто способен компетентно подтвердить, что сначала видел Христа мертвым, а затем его же – живым?
____________________________________

Как ни странно, исчерпывающего ответа на эти вопросы получить не удается.
В самом деле, к возрождению Иисуса имели отношение три группы свидетелей: караульные, женщины и ученики. Все они видели нечто необычное, как-то связанное с Христом, но плохо поддающееся идентификации.

Первыми, согласно евангелию от Петра, соприкоснулись с чудом стражники. В темноте, при свете факелов они заметили, как в гробницу кто-то спустился, а затем несколько человек вывели наружу еще кого-то. Мистические детали (огромный рост, крест, глас с небес), совершенно не соответствующие обстановке*, вроде бы указывают на Христа. Но это впечатление может быть обманчивым: сам по себе выход из гроба трех-четырех человек ничего не доказывает, поскольку неизвестно, кто находился в склепе в момент выставления стражи**, кто именно вышел и кто остался***.

Вслед за охранниками в воскресных событиях приняли участие спутницы Христа. Из-за расхождений в текстах трудно понять, спускались ли они в гробницу или заглядывали во мрак пещеры с верхних ступеней****. Возможно, они заметили распутанные пелены, но не разглядели тела Иисуса в дальнем углу под наброшенным темным плащом.

-----------------------------------------------------
     *Откуда взялся в склепе крест, как эти громадные люди с крестом помещались в гробнице и выходили из нее
      через узкий лаз, зачем Бог-Отец выясняет то, что ему должно быть известно, и в тот момент, когда
      Сын Божий еще не пришел в себя и т.д. и т.п.
    **Если бы кто-нибудь действительно собрался похитить тело Христа, ему бы не составило труда
      забраться в гробницу до или сразу после погребения усопшего. 
      Вряд ли гробницу тщательно обследовали перед опечатыванием.
   ***Например, живые вышли, оставив мертвое тело в могиле. Когда стража сбежала, его вынесли. Могли
      вывести под руки и покойника (в темноте его руки походили бы на перекладину от креста).
  ****По Иоанну, например, только Мария Магдалина приходила к склепу и, наклонившись, заглядывала
      в могилу. (Ин 20 11).
      В евангелии от Петра женщины только наклоняются над могилой и сразу же убегают. Матфей и Марк
      подтверждают, что женщины выходили из гроба, что они видели и слушали ангелов, но ничего
      не сообщают о том, что обнаружили или не обнаружили эти женщины внутри гробницы. Может быть,
      они удовольствовались словами ангелов – «Он воскрес, Его нет здесь»?
-----------------------------------------------------


Нет ничего удивительного в том, что экзальтированные женщины типа Магдалины, истерзанные горем и бессонницей, подавленные зрелищем отверстой могилы с разбросанными погребальными пеленами, напуганные встречей с незнакомцами в блистающих одеждах и их заявлением о воскресении Христа, искренне поверили в чудесное возвращение покойного Учителя к жизни.

Затем Магдалина и, возможно, Мария Иосиева столкнулись с ним за пределами гробницы. Этот важнейший факт отмечают только Матфей и Иоанн, причем в евангелии Иоанна Мария Магдалина не узнала Учителя в человеке, появившемся у нее за спиной, а тот не позволил ей приблизиться и прикоснуться к нему.
Таким образом, из четырех священных и одного апокрифического текстов с оговорками следует, что женщины видели опустевшую могилу и, возможно, Иисуса в соседнем саду, а Магдалина встретила на могиле незнакомца, своим обращением напомнившего ей Христа.

Только группа мужчин, учеников Иисуса, может претендовать на роль полноценных свидетелей воскресения Учителя, поскольку он наяву неоднократно посещал их после распятия. Так было в Эммаусе, в Иерусалиме, в Галилее... К сожалению, странная неопределенность омрачает и эти встречи.

На них соратники с большим трудом опознают горячо любимого Учителя в человеке, представшем перед ними. И в Эммаусе, и в Иерусалиме, и в Галилее этот человек внушает им сильные сомнения. Чего стоит, например, сцена в Эммаусе, где два ученика сталкиваются с Равви лицом к лицу, долго беседуют с ним... и никак не узнают его! Ни внешность, ни голос, ни манеры, ни содержание беседы не помогают. Только по израненным запястьям своего гостя Клеопа с сотоварищем догадываются, с кем они имеют дело.
В том же духе проходят встречи Равви с апостолами на дому: для признания Наставник вновь и вновь вынужден демонстрировать свои раны.

А ведь он не раз предупреждал апостолов о предстоящем воскресении, они уже знали об исчезновении его тела из могилы, женщины передали им слова ангелов, Мария Магдалина заявила, что видела Раввуни живым, ее слова подтвердили Клеопа с приятелем, наконец, апостолы сами были очевидцами нескольких воскрешений покойников... И все же они с трудом преодолевают свое недоверие.
Даже потом, в Галилее, они испытывают трудности с опознанием Наставника. То усомнятся при встрече на горе*, то не признают на озере**... Воистину «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем»!***   

-----------------------------------------------------
           *«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,и, увидев Его,
            поклонились Ему, а иные усомнились».(Мф 27 16-17)
        **«А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус». (Ин 21 4-5)
      ***В своем недоверии избранные Господом апостолы превосходят даже обычных иудеев. Так Ирод Антипа
         готов поверить в воскресение обезглавленного им Крестителя («Ирод же, услышав, сказал: это
         Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых». (Мк 6 16) ).
         Народ также верит в воскресение Илии и древних пророков («Они сказали в ответ: за Иоанна
         Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес”.
         (Лк 9 19) ).
-----------------------------------------------------


Итак, показания свидетелей чуда грешат, мягко говоря, неточностями и субъективизмом. К тому же стража не отличается бескорыстием*, а ученики - апологеты Христа – прямо заинтересованы в сохранении, упрочении и распространении веры в своего Учителя. Даже абсолютная искренность таких свидетелей не гарантирует от невольного искажения фактов. За отсутствием других источников придется рассматривать все эти противоречивые утверждения, но принимать их следует весьма и весьма осторожно: уж очень запутанной становится сюжетная логика.
Сами свидетели и остальные персонажи действуют вразнобой, их поступки плохо мотивированы, а порой и просто нелепы.

Зачем, например, появляются у гробницы ангелы? Их активность в лучшем случае бесполезна, а в худшем – просто ВРЕДНА, ибо они:

         • Вскрывают могилу, хотя Сына Божьего не способны сдержать ни стены, ни двери**.
         • Срывают печати, тем самым порождая слухи о похищении тела Иисуса.
         • Выводят Сына Божьего из склепа, хотя обычный человек – Лазарь – выбрался наружу
                самостоятельно.
         • Задерживаются в склепе после ухода Христа***.
         • Сообщают женщинам очевидные истины («Его нет здесь»).
         • Направляют учеников для встречи с Христом в Галилею, хотя Иисус появляется в Иудее и лично
                указывает ученикам, что делать и куда идти.

-----------------------------------------------------
          *«Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня”.
            (Мф 27 15)
        **Иисус побеждает смерть, меняет свой облик, становится невидимым, проникает сквозь запертые
            двери, по преданию даже спускается в ад и возвращается обратно, но для выхода из гробницы
            ему непременно надо откатить могильный камень!
       ***Если верить Петру, два ангела ночью выводят Христа из гробницы, а один зачем-то спускается в нее.
            Под утро женщины обнаруживают «некоего юношу, сидящего посреди гробницы, прекрасного и
            одетого в сияющие одежды».
            Итак, ангел терпеливо ждет появления ЖЕНЩИН, чтобы известить их о воскресении Христа, но
            полностью игнорирует АПОСТОЛОВ, предающихся скорби в Иерусалиме!
-----------------------------------------------------


Не вмешайся эти помощники, и события пошли бы другим путем, а вся история стала бы гораздо достовернее. Скорее всего, произошло бы следующее.

____________________________________________

Сначала стараниями апостолов по городу быстро распространяются слухи о воскресении недавно распятого Царя Иудейского.
Допрошенные стражники уверяют, что из гробницы никто не выходил.
Каждый желающий может убедиться, что камень на месте, а печати нетронуты.
Через три дня после казни самым недоверчивым разрешают вскрыть гробницу и тщательно осмотреть ее.
Исчезновение тела повергает всех в изумление, которое сменяется потрясением, когда перед толпой появляется Христос…
Не мрачные подозрения, а слова глубокой веры «пронеслись бы между иудеями до сего дня» …
____________________________________________

Вместо этого участники событий, будто сговорившись, ставят под сомнение  чистоту своих помыслов. Так от Петра мы узнаем, что уже на рассвете субботнего дня «пришла толпа из Иерусалима и его округи, чтобы посмотреть гробницу опечатанную». Посмотреть или вскрыть? Вряд ли почитатели Христа приходили оплакать своего Учителя, ибо это противоречит законам субботы и Пасхи*.
Скорее всего, они просто не знали, что могила охраняется.
Смущает также, как Петр непочтительно именует своих единомышленников «толпой»**. В этой толпе не было женщин, следовавших за Иисусом от самой Галилеи (они придут только на следующий день)***. Кто же привел учеников к могиле Христа, если сами они на казни не присутствовали (кроме любимого ученика), а за погребением наблюдали только женщины? Может быть, толпу возглавляли Иосиф и Никодим или их служители? Может быть, они действительно собирались унести тело Христово, но неожиданно для себя обнаружили стражу и вернулись в город, чтобы подготовиться и повторить свою попытку?
Дальнейшие события скорее подтверждают, чем опровергают это предположение.

Действительно, следующей ночью окрестности Голгофы вновь ожили. Словно сигнал тревоги раздался в тишине громкий протяжный крик. Глас небес? Но кого извещали небеса, если им внимали лишь ангелы да стража?
Посланцы Господа в сигналах не нуждались, бодрствующие часовые ничего не разобрали****, а спящие даже не пробудились ото сна. Таким образом, весь эффект от Гласа пропал втуне.
Не исходил ли сей крик от самих «сияющих мужей», пытавшихся привлечь к себе внимание охраны, напугать ее и окружить свое появление мистическим ореолом?

Зато другую весть с Небес солдаты получили: «И они услышали голос с небес: “Возвестил ли Ты усопшим?”. И был ответ с креста: “Да”». Они услышали грозные слова, но вряд ли поняли их смысл - что именно возвестил усопшим распятый*****. Это и неудивительно, поскольку слова Отца предназначались не солдатам, а Сыну. Удивляет другое: когда же Иисус успел возвестить что-то усопшим, если он только-только начал приходить в себя? И зачем Всевышний задает вопросы неокрепшему Сыну, если тот уже начал «восходить к Отцу» и вскоре окончательно «взойдет»? Неужели Совершенный Человек способен забыть поручение Всевышнего? И разве Отцу не ведомо, что сделал или не сделал его единосущный Сын? Конечно, ведомо, а значит, стража наблюдала не сакральное, а ТЕАТРАЛЬНОЕ, отменно подготовленное действо.

-----------------------------------------------------
             *В субботу и в праздники запрещалось предаваться скорби и выполнять какие-либо траурные ритуалы.
              Возможно также, что пришедшие из города иудеи нарушали ограничение на перемещения в субботу.
           **В тех случаях, когда речь действительно идет об апостолах, Петр употребляет совсем другие
             выражения: «Я же с товарищами моими печалился, и, сокрушенные духом, мы спрятались, ибо нас
             разыскивали как злодеев и тех, кто хотел сжечь храм», «Мы же, двенадцать учеников
             Господа, плакали и горевали, и каждый, удрученный совершившимся, пошел в дом свой».
        ***Об этих женщинах сказано, что «возвратившись же, приготовили благовония и масти; и
             в субботу остались в покое по заповеди». (Лк 23 56)
     ****Иначе Петр не преминул бы привести слова Господа, как поступил позднее в аналогичном случае:
             «И они услышали голос с небес: “Возвестил ли Ты усопшим?”. И был ответ с креста: “Да”»
   *****Более того, страже нелегко было определить, к кому, собственно, обращался Всевышний и кто так
              лаконично ответствовал ему с земли: разговор-то происходил ночью, головы участников
              достигали неба, а голова распятого была «выше неба”. Удивительно, что солдаты не бросились
              врассыпную при виде этих исполинов, а деловито «обсуждали и раздумывали», не сообщить ли все Пилату.
-----------------------------------------------------


Впрочем, с первыми лучами воскресного утра характер событий резко меняется. На смену расчету и маскараду приходят спонтанность, простодушие и неразбериха.

Сначала в новую гробницу Иосифа, никого не известив, проникают женщины. Мужчины не захватили их с собой в субботу – в отместку женщины не обращаются к ним за помощью в воскресенье. Еще накануне эти иудейки педантично соблюдают запреты субботы (не ходить далеко, не скорбеть, не покупать, не работать, не развязывать узлы…), но уже в воскресенье с легкостью идут на нарушение правил Пасхи (не мазать, не оплакивать, не прикасаться к покойнику, не зажигать огонь). Они явно не знают ни про охрану гробницы, ни про печати и озабочены только тяжелым могильным камнем*.

Похоже, что их появление застало обитателей гробницы врасплох: Иисус еще не вполне пришел в себя («не восшел к Отцу»), ангелы не успели выбраться из могилы… Что-то задержало их там, хотя воскресшего уже вывели наружу. Может быть, они дожидаются прихода женщин?

Вряд ли: никогда прежде ангелы-вестники не поджидали своих корреспондентов, а всегда САМИ ЯВЛЯЛИСЬ к адресату.
Нет, ангелы никого не ждали, ведь женщины могли не придти или просто не заметить ангелов. По версии ев. Иоанна христианки встретили посланцев Господа совершенно
   с л у ч а й н о.    Не загляни Мария Магдалина в пустой гроб (ведь при ней Петр и другой ученик никого в гробу не обнаружили), она бы тоже не заметила ангелов.
Случайно дождавшись Марии, терпеливые ангелы ничего ей не сообщают (?), поскольку из-за деревьев внезапно появляется сам Иисус. Похоже, что «два мужа в одеждах блистающих» просто не успели что-то закончить и уйти.

Суета и неразбериха возрастают, когда за дело берется сам Спаситель. В первый же день он является женщинам в саду, Магдалине - у гроба, ученикам – в Эммаусе, апостолам – в Иерусалиме**… Утром, днем, вечером, ночью… Четыре-пять встреч за один день (!), всякий раз с другими людьми, «в ином образе», смутно, ненадежно. Его вроде бы узнают, но не все, верят, но не вполне… К чему же эта странная и сумбурная активность, если можно показаться «в богатстве славы своей» сразу всей общине и мигом развеять всякие сомнения в реальности воскресения?***

В очередной раз убеждаешься, сколь неисповедимы пути Господни. Вопреки здравому смыслу его свидания с учениками продолжаются в течение целых сорока дней и носят столь странный характер, что заслуживают отдельного разбора.


-----------------------------------------------------
                *«и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк 16 3)
                Судя по этим словам, женщины не ожидали никакого другого препятствия, кроме камня.
               **Апостолы утверждают, что в тот же день Иисус нанес визит Петру: «И, встав в тот же час,
                возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые
                говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону”. (Лк 24 33-34).  О том же
                свидетельствует и Павел (1-е Коринфянам 15 5). Если эти свидетельства верны, то
                почему же апостолы пугаются и принимают Иисуса за духа, когда он, наконец, появляется
                среди них? 
            ***Иисус действует так же неэффективно, как и ангелы: он является женщинам, но «их объял
               трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись”. (Мк 16 8), Мария сообщает
               о нем ученикам, «но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили» (Мк 16 8),
               он долго беседует с Клеопой и его приятелем «И те, возвратившись, возвестили прочим; но и
               им не поверили» (Мк 16 13), он, наконец, является апостолам, но среди них нет Фомы и
               Иисус вынужден посетить их вновь только ради Фомы.
               Зато самого авторитетного апостола – Петра – и любимого ученика он поначалу игнорирует.
-----------------------------------------------------





(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).