Перфорация

Александр Гринёв
                1


Круглобокая луна желтым глазом  настырно пялится в окно. Вот, глупо сморгнула  пробежавшим сизым облаком и вновь уставилась, окропив комнату янтарно.
Слышу гул мотора  с улицы. Значит, верно,  не пригрезился истеричный визг  дверного звонка. Водители «скорой» не звонят дважды, знают – я просыпаюсь после первого. Три минуты - и на улицу.
Желтобокая  прячется за крышей дома,  соломенно окрасив   лиловый  небосвод, а рядом и никого. Опять  приснилось!!
- Звонят, - жена теребит за плечо, - «скорая» приехала.

В снотворной больничной тишине  суетливо шуршит  халат, быстрые  шаги «сто лет» мне знакомые.
- Мойся, по ходу расскажу, - Луиза полуголая пробегает мимо.
Суетится, значит опять натворила чего-то.
Луизке давно за сорок, по мне – старуха. Бойкая гинекологша с огромным стажем сельской повитухи. Она всегда злится лишь я назову её так. Баба из категории ничего не боящихся.  С её хирургическими «залетами» я устал «бороться».
 Но, везучая  стерва! Никого не загубила до смерти.

- Перчаток нет, обрабатывай руки йодом, - приказала   «повитуха» и натянула  на кисти то чего нет…
- Последние, не обижайся. Ну, мне достались, не снимать же, - а в глазах  ни намека на сон.
- С вечера я здесь, - скороговоркой, и кивнула на операционный стол, - странная дама попалась,  Сняли с рейсового автобуса. Спрашиваю, почему в городе  к врачам не обратилась? А она: – думала пройдет. Я тоже думала выкидыш, а у ней, вон - прободение*

- Прободение, или перфорация*? - недобро спросил я.

- Не веришь? - зло глянула Луизка.

-  Сейчас проверим, - и начинаю анестезию.

Жутко неприятно оперировать без наркоза – деревня. А больным каково? Понятно; и больно, и страшно.
Всё оказалось серьёзно, но  вмешательство наше своевременно. Хотя, уместнее оно  было бы позавчера.
За операционным столом я  слова не произнес. Все стало очевидно лишь «разверзлась» брюшная полость.
Так, молча, и закончили оперировать.

Ординаторская ароматилась свежим чаем и шоколадными конфетами. Откуда гинекологша брала индийский чай никто не знал, как и многие  не знали его вкуса. Угощала она им только меня и исключительно после совместных операций.

Я же говорила – прободение, - Луизка осторожно пригубила парящий напиток.

- Ну, да, два прободения, - я усмехнулся, - или две перфорации.

- Ты же видел какие ткани! У ней перитонит  не менее трех дней. Не могла я не сделать диагностического выскабливания. Баба бестолковая, ничего толком не поясняла. Я её о беременности, а она глаза таращит, я о «задержке», а она и не помнит. А ты, как бы поступил?

- Ну, я бы матку точно не проткнул. Да и «скоблить» не нужно было, - я затянулся «Беломориной»

За окном голубой рассвет  окропил свежестью  больничный двор. Бестолковые воробьи  полощутся в пыльной клумбе без цветов.

-А вторая, то есть, первая, «не твоя»  дыра, как образовалась,  не предполагаешь?

Луизка устало глянула в окно: «Криминальный аборт? Не похоже. Может засунули ей чего туда? Я же говорю – молчит, не поясняет. Странная особа. Ты оставь её в хирургии. У тебя и сестры опытней, да и перевязки тебе, все равно делать».
Глупая баба; всегда пытается скрыть свои  «косяки» и разделить   ответственность с тем,  кто к её «залетам»  и отношения не имеет. Я привык к этим   «закидонам» немолодой  гинекологши. Не страдать же пациентам и во второй, и в третий раз.

Через час у меня прием в поликлинике, после обеда плановая операция и суточное дежурство. Домой не пойду, не успею вернуться ко времени.

- Эт хорошо, что дежуришь, - Луизка откровенно потягивается, обнажая привлекательные бедра из-под халата, по самое...

 - Чудно все складывается, понаблюдаешь за нашей больной. - и улыбнулась в откровенной зевоте, манерно прикрыв рот изящной ладонью.

- А я, сбегаю до дома. Душ, чашечку кофе, накраситься нужно, - и улыбнулась,  хлопнув  дверью.
Да и не старая она вовсе, здОрово женщина сохранилась. Говорят гинекологи и гинекологши от пациенток своих молодость прибирают. Верно говорят…



*Прободение  — образование сквозного дефекта (отверстия) в стенке полого органа  вследствие патологического процесса.
*Перфорация (от лат. perforare—проверчивать),  сквозное нарушение целости стенки полостного  органа (здесь - в следствии травмы)
Слова-синонимы. Перфорация чаще применяется при возникновении дефекта органа насильственно, либо  намеренно, по медицинским показаниям.


                -2-


Суетный день и спокойное дежурство. Но не спится в ночь.
 Вот так, за пять лет, лишь глаза прикрывал; туманом явь марится, а сна и нет. Короткое неприятное забытье, постоянная, необъяснимая тревожность, совсем «не свой» к утру,  и вновь к пациентам.
 Старушка Серафимовна пол трет у кабинета.

- Не будет сегодня приема, Петрович, - санитарка хитрО смотрит на меня, - были двое: один с похмелья, другой сам не знает к кому пришел. Я их к терапевту отправила. Он, нынче,  неделю как дежурства не берет. Пущай потрудится.

Серафимовна навроде главного врача, её все знают. С такой бойкой старушкой и регистратура ни к чему – разведет всё по-свойски и на удивление верно.

- Ты иди, будет кто, позвоню, - и улыбнулась тепло.


В больничном дворе Луизка,  за деревом курит.

- Ну, как она?

- Твоя же больная, чего спрашиваешь? – я удивлен, уж полчаса рабочий день, а гинеколог и не посетила свою пациентку.

- Моя, - недовольно буркнула Повитуха. Стучит маникюрным пальчиком о сигарету, так и смахнула огонек с недокуренной, - сам же оперировал, а теперь  взад.
 Не хорошо Маратик на женские плечи своё перекладывать. Она, теперь, до выписки - твоя. Завтра зайду, гляну по-своему.

О-о! Был бы гинекологом, скажем, какой  Леонид, въехал бы  ему  промеж глаз! Я обжег пальцы папиросой, обозлившись еще более.


Первую ночь,  теперь «моя» пациентка, провела спокойно. Дня через два, если без осложнений - встанет.

- Женщина как собака, на ей заживает ладно. Не то, что мужик. Тот, апосля операции заквасится, только об своем и думает, ноет.
 А бабе, ей Богом заложено  и за себя и за детишков мыслю держать, и за хозяйство и ещё за что, чего  и не ведомо размазне-мужику. Она наперед  видит  заботы ежедневные. Ей к дому, к очагу, к ребятишкам  надоть.
А мужик-то, только за  себя, - вспомнился дедок фельдшер с далекого ФАПа.

 Карлыч  медик от бога. Получи он высшее образование, в академики и дорога.

- Академики, - ворчал, Карлыч, - что взять с них? Понятно науку двигают, народ  к разуму.  А поставь его из-за будки трибунной, скажем,  к операционному столу, здесь, в глухомани, где  тебе ни волокнистой оптики, ни каких других столичных изиськов? Вот, и сопреет кадемик со знаниями-то.
Не зря молвлю, сам  видел.

Фельдшер мнет папиросу тощими  пальцами: табак сыплется,  опыляя халат на коленях желто.
 Карлыч всегда в хирургическом халате  с завязками на спине.
Утром,  такая  же немолодая медсестра подавала ему  всегда отглаженный, накрахмаленный халат, и старичок по всем правилам операционного искусства принимал его на себя, позволяя помощнице завязать поясок с его рук.
Я частенько и без дела заезживал к старику на ФАП, лишь поговорить и послушать рассуждения «Отличника здравоохранения».

- Ты, Маратка думаешь мне нужно  звание это? Нет, не угадал. Оно приятно, конечно, когда за заслуги. Но скажи мне дружок, как я, при звании таком и не смогу своего  соседа, ежели он не дай Господь руку себе отрубит, спасти.
 Как мне, с образованием медицинским, лишь  искать машину и тащить его, анемичного к тебе за тридцать  вёрст?  Вон, охотоведа застреленного в прошлом году, только и смог к крыльцу твоему больничному. А коли  бы мне свою операционную!  Уж, я бы тебя дождался по всем правилам медицинской науки, без транспортировки нетранспортабельного.

- Не будет такого  никогда, Карлыч, что бы в каждом ФАПе и операционная.
Дак, понятно; не кажен день ей работать-то, – старик  затянулся папиросой, -  но,  поясни, отчего у нас куча убежищ всяких на случай войны простаивают, деньги всасывают, а без дела, и сколь уж лет? Не ценят, не ценят у нас человека.
 Ежели скопом спасать, случись беда какая, вроде готовы, а как вот она, так и не готовы вовсе. Ну, а то, один-два помрут от погибели какой, так и  не статистика.

- Ну, Карлыч, ты уже политиканить начал.

- Понятно, кому мы с рассуждениями деревенскими нужны, - старик в сердцах махнул рукой, пододвинул  мне рюмку с водкой…


В воспоминаниях, слегка настроение поправилось.
- Марат Петрович, операционная готова, - из больничного окна  сестра меня кличет. 
Ну, вот и началось.


Пробежала неделя одним днем.  Вроде,  как и не спал, а проснулся,  столь всего произошло - и в месяц не уложится.

В палате свежесть цветочная сознание мутит. Солнце за березкой спряталось, а в сиянии  золотом девица  фигурой  заразительной. На лице румяном улыбка  дивная, губы алые дрогнули, очи малахитово из-под ресниц глянули,  и зашлось  мое сердце! Не видел я краше  создания.

- Марат Петрович, просыпайтесь, на обход, - медсестра  меня будит.
Да-а, впервые на работе  и сон привиделся. И какой. Нелегко  за неделю-то  три дежурства одолеть, а с ними две бессонные ночи. Сегодня из ночного хирургического бдения и домой не вернулся, а к вечеру  вновь   «на пост заступать».


Странное начало дня: обход, и с последней палаты. Пациентка моя у окна стоит, в солнечных  брызгах  силуэт её   отблеском. Поздоровалась, и обомлел я! Из сна моего  видение!

- Спасибо, Марат Петрович, - и букет ромашек протягивает. Глаза её изумрудно в цветах растворяются.  Губами  тёплыми  щеки моей коснулась, за руку взяла, улыбнулась. А я и ответить не знаю как. Не благодарили меня эдак  никогда.
Медсестра  закашлялась.

- Какие назначения будут, Марат Петрович, - голосом капризным.

Пробежался я по палатам  обход  завершил. Сижу в ординаторской, а пациентка   предо мной призраком. Не замечал красоты её в  больничной  суете  и  лишь злился  ( Луизка вспоминалась, что и не появилась ни разу!)
Мозг мой плавится от красоты  картинной, и желания вновь увидеть прекрасницу.

- Марат Петрович, в перевязочную, - медсестра   заглядывает.

И лишь сморгнул я,  вот  она,  на столе возлегает. Да-а-а. Никогда  не восхищался в «рабочее время» телами  пациенток,  лишь видел  профессией обозначенное «поле».  А здесь…  Живот легким загаром тронутый,  бархатно волнуется в дыхании  мягкой округлостью нежно, золотым сечением талия обозначена…  Ну, не ведьма ли! И к чему  привязалась?  Жена моя хуже ли?!

- Чудесно, швы завтра сниму, - скороговоркой промолвил и вон из перевязочной!
Вот,  наваждение? С ума ли сошел,  выпил  ли  чего колдовского. Стоит перед глазами создание неземное и не отделаться от морока, не сбросить чар бесовских!


               
В субботу, после дежурства,   я задержался  часа на три.  Вошел в ординаторскую. В кресле, за моим столом - Славик, друг детства! Лет пять, не виделись.
Мы, теперь, совершенно разные  и поддерживаем отношения «когда кто друг другу пригодится».
В свои двадцать семь, мой друг имел пятилетнюю  «командировку» и, по-моему, гордился этим.  Хулиганское детство и полубандитская юность, видимо никогда не разлучат нас.

- Ну, чо, отсюда начнем, - Славик  звякнул литром  коньяка, - домой к тебе не пойду. Не любит меня  твоя Маша, рисоваться не буду.

 Граненые стаканы в коричневом коньячном наполнении совершенно не располагали к выпивке, тем более с утра. Но я не умел отказывать и отказываться.
После первой бутылки, трезвый Славик по-хозяйски открыл окно, закурил, потянулся сладко…

- Я, че  приперся-то, Марат. Девка у тебя наша затарилась. Сбежала,  курва, с работы при долгах.
Я бы и так её забрал, но не по-дружески выйдет, молча. Да и встретиться с тобой захотелось.
Глаза его менялись с добрых на злые, как дождь на снег в начале ноября.
Я сразу понял о ком идет речь. Неприятно понял,  с неисполнимой  надеждой на ошибку.

- Когда выпишу её, не знаю. Как выздоровеет, тогда и приезжай.

- В городе долечится, в приличной больничке, - Славик уже все решил.

- А если труп привезешь, сам за неё долги отдавать будешь?  А они, видать не малые, коль и больная она вам нужна, - меня взбесила  Славкина  безапелляционность. Это видимо, профессиональное, когда совершенно ничего не понимающая в медицине особь, уверенно рассуждает о том, чего не знает вовсе!

- Не кипешуй, братан, - Славкины глаза обратились в точки, - Луизка сказала, чушка эта пешком до города дойдет.

 Вон, как! Луизка сказала. Аргумент убийственный! После Луизкиного  заключения моё не «пляшет»! От чего я обозлился еще более.

- Короче, Славик, до выписки моей пациентки  можешь с Лузкой хоть на соломе, хоть на сене. Луизка сказала! Мне по …  что она сказала, говорилка бля! Ты че понты колотишь,  расклада не зная, урка копеешная.
 И понесло меня! Так и выпал я из своей чисто-белой медицинской жизни  в ту, где за «базар» отвечать нужно.
Славик осоловело хлопал глазами, видимо моя доза приблатненной речи  вперемешку с пол бутылкой коньяка  довела не уставший,  молодой организм до опьянения.

- Не, Марат, ты чё не въезжаешь? Ну,  уеду я нынче, завтра другие приедут и без коньяка. Прикинь, тебе это надо? -  и умолк, на последнем слове, как споткнулся. Глаза его вмиг отрезвели.

- Ты влюбился в неё, братуха, - шепотом произнес, - и тебе она крышу прохудила.
 
От заключения такого  я еще крепче  обозлился. Славик, отметив во мне эдакую перемену, ни говоря более, прихватил свой серый пиджачишко,  и у двери прошипел: « Я тебя предупредил».

Я «отключился» на мгновение. Теплый ветерок сквозняком шебуршал салфетками на столе, обдавая ароматом нарезанных огурцов и, слегка свистнув  горлышком бутылки, громко хлопнул оконными створками.
Я понимал: завтра её заберут без разговоров  и встречи со мной. И действительно, сегодня она вполне могла доехать до города без ущерба для здоровья. Но никак не соображал от чего я вступился за человека, которого не знаю вовсе.  Пытался обмануть друга и  наговорил ему полублатной бредятины.

Ночью  Славик позвонил.
- Ну, чо, братуха, успокоился? – секунды три дыхание его  в трубке слышалось.
- Девка эта сама себя продала. Медсестрой на четверке*, «большой дурью»  банчила*.  Ну, ни мне тебе  всё раскладом, сам знаешь, как они на это дело подсаживаются. Приворовывать начала, в долгах запуталась, в людях. Теперь,  на личняках*  повинность отбывает. Там, две недели назад,  и порвали  её  бродяги в удовольствиях утешных. Я с утра завтра буду. Ты не дуркуй, не твое это дело, своё ты сделал и от братвы благодарность тебе.

Небо сыростью завесилось  неприятно, из рваной тучи рог лунный сверкнул оскалисто синим  и побрёл  движением  мрачных облаков до следующей дыры, муторно  растворяясь в грязном мареве. В снотворной больничной тишине  дежурная мед сестра листами с назначениями шуршит, меня не заметила. Я приоткрыл дверь последней палаты. Под окном,  в  ядовитом лунном мареве  из облачной прорехи   безмятежно  почивало умопомрачительное тело с зелеными глазами.

Четверка – /единичка, тройка и т.д./ - «бытовое» название  номеров исправительных колоний
Личняк – комната свиданий осужденных с родственниками и другими, кто с воли.
Банчить – торговать, продавать
Большая дурь – героин.