Историческое мышление

Андрей Верс
ИСТОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕТРОСПЕКТИВНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ


1. ПОТРЕБИТЕЛЬ В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ


Прежде чем переходить непосредственно к проблеме исторического мышления, нам необходимо разрешить ряд особо значимых мировоззренческих и методологических вопросов, связанных не только и не столько с требованиями, сформулированными современными образовательными моделями, сколько с самим мышлением человека и его местом в структуре окружающего мира, определённом новейшими достижениями фундаментальной науки.

При формировании и поддержании ныне реализуемых образовательных моделей, мы, в основном, опирались на ускоренными темпами прогрессирующую избыточность информации, словно бы образование, пародируя либерально-рыночную систему ценностей и отношений внутри которой оно и существует, выражаясь её терминами, строится на противоречивом принципе: «Предложение формирует спрос». Что само по себе в корне неверно.
 
Таким образом, приоритетным становится развитие познавательных способностей учащихся, иными словами, несмотря на громкость и красочность всех заявлений образовательных стандартов, существует реальная опасность установления их целью создания наиболее грамотного ПОТРЕБИТЕЛЯ в мире информации.

Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в России провозглашает одной из своих целевых установок развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Однако такой подход к историческому мышлению, по сути, является лишь способом организации исторического материала для его грамотного потребления, а также использования в качестве «топлива» развивающегося мыслительного процесса учащегося. Исторический материал становится ресурсом личностного роста каждого отдельно взятого индивида. Кроме проблем самого этого подхода, возникают и проблемы, связанные с учебными материалами, которые, в силу политизированности исторической науки, до сих пор остаются в значительной мере в искажённом, дополненном и замещённом виде.

Стараясь не искушаться формируемой современным обществом потребительской культурой, совершим краткое путешествие-анализ к проблеме исторического мышления, начиная свой путь у самых его истоков. 



2. МЫСЛЬ

Для рассмотрения самого мыслительного процесса необходим комплексный подход, основывающийся на анализе предоставляемых современной наукой данных и возможностях их практического применения во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Используя данные неврологии, мы воспринимаем мозг, как сеть более ста миллиардов нейронов, каждый из которых имеет электрическое напряжение, которое меняется, когда ионы попадают в клетку или покидают её. Когда напряжение достигает определённого уровня, нейрон направляет электросигнал в другие клетки, где процесс повторяется.

Сама работа человеческого мозга, рассматриваемого в масштабах, с которыми работает неврология, является наглядной иллюстрацией открытого теоретической физикой принципа корпускулярно-волнового дуализма. Когда большие группы нейронов испускают сигнал одновременно, мы можем измерить этот процесс в виде волны.

Мозговые волны отвечают почти за всё, что происходит в нашем мозгу, включая память, внимание и даже интеллект. Мы способны зафиксировать и классифицировать колебания различной частоты, где каждый тип волн связан с различными задачами. Волны позволяют клеткам мозга настроиться на частоту, соответствующую задаче, игнорируя посторонние сигналы.

Когда в сознании оказываются две несопоставимые идеи, мы испытываем когнитивный диссонанс, снятие которого осуществляется усилием Воли, для оптимизации передачи информации между нейронами, которая возможна при синхронизации их деятельности.

Левое полушарие мозга ответственно за создание системы убеждений, что необходимо для формирования чувства непрерывности нашей жизни. Поступающий новый опыт, не вписывающийся в существующую систему убеждений, как правило, отвергается.

Регулирует этот процесс правое полушарие, постоянно испытывающее систему убеждений поступающей новой информацией, слишком сильное отличие которой от сложившейся системы убеждений заставляет пересмотреть наше мировоззрение.

Слишком сильное развитие статичной системы убеждений может привести к невозможности восприятия нового опыта, что усложнит адекватное восприятие окружающей действительности. Напротив, неразвитость нейронных связей, отвечающих за убеждения, заполняется деятельностью воспринимающих окружающий опыт в качестве индивидуального эмпатических нейронов. Анализ своей деятельности через эмпатические нейроны создаёт идею индивидуальности.

«Самоанализ сильно влияет на то, как работает мозг. Он активизирует неокортикальные области саморегуляции, которые позволяют нам четко контролировать собственные чувства. Всякий раз, когда мы это делаем, наша рациональность и эмоциональная стабильность усиливаются. Без самоконтроля большинство наших мыслей и действий импульсивны, и то, что мы реагируем случайно и не делаем сознательный выбор, инстинктивно раздражает нас».

Для снятия возникшего напряжения мозг стремится выдать наши действия за контролируемые, через реконсолидацию памяти, физически переписывая воспоминания. Этот процесс называется ретроспективная рационализация. 




3. ИСТОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Научное понимание протекающих в нашем организме процессов позволяет рассматривать жизнедеятельность социума в качестве жизнедеятельности единого организма, единой глобальной сети нейрохимических реакций, в которой нет ничего внешнего. Более того, исходя из научного определения понятия организм, данного журналом «Организмика», как любого набора информации, ограниченного управляющей матрицей, или из определения В.И. Вернадского («Организм – это система, замкнутая по структуре, иерархически организованная, неравновесная, самоорганизующаяся, открытая по обмену веществом и энергией»), мы обязаны рассматривать эволюцию собственного вида, как часть органического развития нашей планеты, в свою очередь вплетённой в сложную структуру взаимодействий Универсума.

Бытующее мнение о необходимости истории для формирования моральных ценностей и моделей развития общества, базирующихся на хронологическом взгляде на нашу жизнь, может быть пересмотрено с позиций научного понимания природы взаимодействий от индивидуального, до видового и планетарного масштабов.

Как индивид в современной потребительской культуре рассматривается в отрыве от окружающей его органики социальных взаимодействий и направляется по пути индивидуального потребления благ, так и целые государства способны рассматривать собственную историческую миссию в отрыве от развития всего человеческого вида, базируясь на конкуренции за большее потребление различных благ.

Всё это приводит к такому явлению, как социально-историческая ретроспективная рационализация, когда не политизированность исторической науки и не сознательные усилия отдельных индивидов ответственны за перевирание истории: целые нации, как единый организм, испытывающий дискомфорт от ошибок прошлого, производят реконсолидацию собственной исторической памяти.

А слишком прочно засевшая мысль каждой нации о своей исключительной миссии в истории человеческого вида приводит к таким явлениям, как отрицание новых поступающих в историческую науку фактов, для обеспечения стабильности сложившейся системы убеждений, передаваемых через систему образования. Подобно тому, как отдельный индивид с прочно укоренившейся системой убеждений оказывается не способным воспринимать новую информацию, разрушающую его устоявшуюся картину мира и угрожающую чувству собственной значимости.

Система образования вынуждена отходить от таких форм, как специалитет, для того, чтобы успевать «напичкать» каждого индивида потенциально полезными знаниями. Ведь она базируется на представлениях об успешности отдельного человека, а его успешность оценивается в терминах современной финансово-рыночной системы. Невозможность же вручить отдельному человеку все знания человечества приводит к новым формам обучения, в которых главенствует понятие об инструментарии знания, неких универсальных принципах мышления и быстрой обучаемости, для успешного функционирования индивида в любых отраслях социальной жизнедеятельности.   

В действительности мы видим, что распространённый взгляд на политику ложен, взгляд на экономику как способы приумножения личного богатства человека или отдельно взятого государства – ложен, взгляд на образование как средство достижения личного успеха каждого учащегося, – опять же, ложен.

Историческое мышление заключается в восприятии индивидуальной истории без отрыва от истории своей нации, шире своего вида, и даже более того, – без отрыва от истории своего вида в рамках истории организма планеты. Историческое мышление, – это не оперирование мёртвыми фактами прошлого; оно исходит из осознания себя здесь и сейчас, как участника живой истории своего вида, и из устремления к продлению и совершенствованию его жизни в гармонии с органикой окружающей среды.

Вся система образования должна строиться на соответствующих этому представлению принципах. Насыщение знаниями отдельного индивида необходимо в соответствии с социальными функциями, исходящими из целей и ценностей, определённых в процессе межсубъектного диалога отдельных личностей, культур, наций. Формирование истинно исторического (а, следовательно, и диалогического) мышления, позволяющего организовать наши действия в процессе реализации созидательного потенциала нашего вида – есть острейшая проблема современности.

Каждый гражданин каждого государства, и каждое государство мирового сообщества – есть клетка и орган единого организма, ограниченный своей биосоциокультурной функцией, направленной на поддержание и развитие самой жизни и дальнейшее включение посредством развития технологий в жизнедеятельность Универсума, что само по себе является высшей ценностью.