Стратегия успеха - эффективное лидерство

Лана Аллина
 Лана Аллина

 СТРАТЕГИЯ УСПЕХА: ЭФФЕКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО – БАРЬЕР ПРОТИВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
                В потоке

Будь верен себе.
Шекспир

«Человек, не любивший меня»
«Я б давно уже справился с ним…
Если б не был он мною самим,
Человек, не любивший меня».

(Из популярной песни).

          В ХХ веке, вошедшем в историю Запада как столетие бизнеса, предпринимательства и менеджмента, возникают теории, в основу которых легли методики управления и развития персонала, адресованные руководителям и менеджерам крупных корпораций, средних и малых фирм и нацеленные на развитие карьеры. Идеи личной эффективности, свободы, ответственности самодостаточной личности приобретают особую актуальность с 60-х гг. ушедшего столетия. Причинами такого интереса оказались итоги осмысления практики авторитарных и тоталитарных режимов, изощренного манипулирования и иных форм жесткого воздействия на человеческую личность; растущее влияние англосаксонских традиций в мире; распространение структурализма; определенные сбои теорий, широко распространенных в первой половине столетия - фрейдизма, рационалистического менеджмента и психологии. Во второй половине ХХ века на Западе появились признанные современной психологией и менеджментом эффективные теории и методики личностного роста: позитивная психология и философия жизни, эриксоновский гипноз и психотерапия, гештальттерапия и психология, трансактный анализ, нейролингвистическое программирование (НЛП), коучинг и т.д.[i]

         В наши дни все это стало одной из причин нынешнего процветания западной экономики и популярности теорий личностного роста сотрудников фирм. Для руководителей, менеджеров, специалистов по работе с персоналом, заинтересованных в достижении успеха в бизнесе и карьере, профессиональном и личном развитии чем дальше, тем более характерным становилось стремление расширять возможности улучшения качества собственной жизни, жизни близких.

         Во второй половине 90-х гг. ХХ в. теории и практики личностного развития стали востребованными в России. Коучинг, его принципы сразу же поразили консультантов, наставников способностью высвобождать потенциал личной эффективности. Суть бизнес-коучинга, например, – в формировании у сотрудника осознанного понимания необходимости выполнять определенные функции и в принятия ответственности за результаты своего участия в достижении системных целей. Осознанность и ответственность, которые развиваются в процессе коучинга и тренингов личной эффективности, достигаемые клиентами результаты поражают масштабом и силой. Этим и объясняется лавинообразный рост популярности коучинга в мире и в России. И уже в первые годы XXI столетия обучение коучингу, количество желающих пройти тренинги по личностному развитию постоянно набирает обороты в нашей стране. Бизнесмены, менеджеры по персоналу и развитию знают: цена вопроса высока. Непонятый клиент многим расскажет о разочаровании, менеджер, не умеющий понимать свои и чужие чувства, потеряет сотрудников и партнеров – это дорого обойдется фирме. Как можно научиться осознавать эмоции и управлять ими, чтобы они работали на благо?

         Ответ, казалось бы, очевиден: нужно быть самим собой. Однако сразу же возникает другой вопрос: а - кто такой я сам? Серен Обю Кьеркегор, известный датский философ и писатель XIX в., иронично замечает, что, казалось бы, это так просто – «быть тем, кто ты есть на самом деле». Но здесь появляются сложности. Раскрытие своего потенциала, внутреннего мира, который есть у каждого – задача далеко не простая, причем чаще всего поиск ограничивается привычными направлениями и возникает разрыв между собственными представлениями о себе и реакциями других людей. Между тем в каждом человеке живут разные люди - герой, злодей, трудоголик и т.д. Вероятно, способность естественно переходить от одной роли к другой и умение быть при этом естественным как раз и означает быть конгруэнтной личностью.

        Итак, что такое самодостаточный человек - свободная конгруэнтная Личность? Это лидер на уровне воображения, подсознания и сознания, умеющий убедить в этом аудиторию.[ii] А что означает быть лидером – Мастером убеждения, обладающим магией харизмы?

        Остановимся на этом вопросе подробнее.

       Во-первых, лидер – это конгруэнтная (то есть целостная или, лучше сказать, цельная) личность, признаками которой являются целостность, внутренняя слаженность, согласованность, прочный внутренний стержень и выраженная индивидуальность. Эта целостность, этот стержень позволяют человеку осознать его подлинное внутреннее «Я»[iii], его «самость», по выражению Кьеркегора.   
 
       Иначе говоря, внутренний стержень определяет выраженную уникальность лидера и, значит, уверенность в себе.

        Каждое человеческое существо появляется на свет как уникальная личность, с особой и неповторимой структурой ядра личности, никогда не существовавшая прежде. Каждый человек рождается для счастья: способным любить, созидать и обеспечивать себя всем необходимым. Внутри нас и вокруг нас есть для этого неисчерпаемые ресурсы. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, думает, может быть значительным, творческим человеком – самодостаточной конгруэнтной личностью.
Уникальность, уверенность в себе лидер ощущает на уровне воображения, подсознания и сознания и умеет убедить в этом слушателя. Поэтому обычно лидер – Мастер убеждения прост, как правда. А главное – лидер передает эту «самость», естественность и уверенность лидер через искусство убеждать других, поскольку излучает уверенность, силу и энергию – и аудитория видит, слышит, чувствует это.
 
         Лидер интересен сам себе в силу своей цельности - именно этим он интересен и аудитории. Конгруэнтная личность, лидер – это Мастер убеждения, умеющий «держать внимание» аудитории. Секрет Мастерства лидера гениально прост: слушатель чувствует качества лидера, а главное, лидер, его успех и таланг интересен своим слушателям, поскольку он интересен сам себе. Этот интерес передается аудитории: надежный способ побудить аудиторию приобрести Ваш талант – это интерес к Вам. Аудитория покупает в первую очередь интерес к Лидеру и лишь во вторую – информацию. Великий Цицерон говорил: «Вся сила оратора – в умении подчинить себе слушателя».

          В силу этого Лидер обладает развитым социальным интеллектом.

          Во-вторых, конгруэнтная личность – это человек, обладающий большой внутренней свободой, обусловленной его уверенностью в себе, выраженным внутренним стержнем. Внутренняя свобода – это подлинная свобода. Свободная личность страстно желает достичь вершин самореализации: конгруэнтность дает ему уверенность и энергию собственной правоты. Вспомним шекспировское: «Втройне силен, чей спор о правом деле». Конгруэнтный лидер постоянно тренирует в фитнесе жизни мышцы силы и успеха, умеет наращивать их. Не случайно Ролло Мэй приводит следующие слагаемые Личности – свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и моральные убеждения (или глубина религиозности - тесно связанные понятия)[iv].

          В-третьих, лидер – это личность с достаточным запасом энергии (точнее, энергетики), из которой черпает мощь своего искусства убеждения. Конечно, по-настоящему высокая энергетика, большой запас энергии личности, поток энергетики дается человеку при рождении. Это - природное качество, особая, часто непостижимая и таинственная притягательность, завораживающая магия, лежащая в основе харизмы великих политиков, ораторов, известных людей, которая неизъяснимым образом чувствуется сразу. Именно этим объясняется секрет огромной популярности Ришелье, Петра Первого, Наполеона, Бисмарка, Распутина, Гитлера, Сталина и других. Харизма – нечто, лежащее в ядре идентичности человека, в матрице его программы. Это качество, объединяющее всех Великих, обладавших, в большей или меньшей степени, высоким уровнем, направленным потоком энергетики. И хотя запас ее далеко не одинаков у разных людей и может «не дотягивать» до уровня харизмы Великих, но при некотором ее количестве энергетику можно концентрировать, развивать и накапливать.

         Под харизмой мы условимся понимать высокий уровень и направленный (направляемый) поток энергетики, наряду с умением проявить талант, Мастерство в какой-либо сфере деятельности, например, в ораторском Мастерстве убеждения. Харизматический лидер завораживает аудиторию, умеет говорить точно, ярко, образно, завораживающе, его голос обладает магической, как магнитом притягивающей силой, природу которой не до конца осознает даже он сам, и способностью побуждать аудиторию к конкретным действиям. Однако харизматические вожди или Великие деятели, даже обладая бесспорной харизмой, далеко не всегда были самодостаточными.

         Далее, лидер – это личность, которую отличает мощь цели, веры и желания его осуществить. Лидер умеет бросить все свои силы для концентрации и попадает в Поток, в туннель - мир становится черно-белым, и он видит только луч света в туннеле и яркий свет в конце его. Он концентрирует и направляет созидательный импульс на достижение цели, так же, как он умеет концентрировать жизненную энергию.
         Связь между целью и желанием становится синкретической.
 
         Настоящему лидеру присуще, скажем так, «тоннельное», «суженное» сознание – сила целеполагания и целедостижения. Любое дело лидер начинает, четко осознавая конечную цель и хотя бы в общих чертах определяя этапы ее достижения[v]. Вся сила направлена на достижение поставленной цели, которая реализуется в его воображении, проходит через сознание, которое транслирует его наружу – и цель достигнута. Здесь работает закон: человек ставит четкую неотвратимую цель, имеет жгучее желание и верит в свои силы, и поскольку он уверен в себе и его окружение чувствует эту уверенность, происходит невероятное. Цель является воплощением жгучего желания – вся энергия, сила воли поставлена на карту. Тоннельное сознание отвергает возможность отступления.
         Конгруэнтная личность не оставляет себе пути к отступлению –сжигает за собой все мосты и проходит точку невозврата. Поставив перед собой цель, четко определив задачу, такой человек немедленно, не откладывая дело в долгий ящик, принимается за ее выполнение. При этом он умеет бороться со страхом, сомнением и неуверенностью в себе или правильности своих действий – тремя главными врагами любого дела. В этом ему помогают уверенность в себе, конгруэнтность, решительность и профессионализм. Поистине так: делаешь – не бойся, боишься – не делай.[vi] К тому же самодостаточный человек понимает простую истину: если Вы не добиваетесь своих целей, то, скорее всего, Вы работаете на достижение чужих.

         Подчеркнем еще, что лидера отличает оправданный оптимизм, эмпатия - доверие и сочувствие, позитивное отношение к жизни, неистребимое чувство юмора. Лидер, как правило, открыт даже самой суровой и горькой правде, которую он способен воспринимать адекватно, использовать максимально в своих интересах и переживать которую ему помогает здоровое чувство юмора. Следовательно, лидер обладает высокоразвитым эмоциональным интеллектом, эмоциональной компетентностью.
 Просчитанный оптимизм и накачанные в фитнесе жизни мышцы позитива дают самодостаточному человеку веру в себя, свои возможности и способность убеждать.

         Однако при чем здесь чувство юмора? Но ведь смех над собой – это признак уверенности в себе и высокой жизнестойкости.

         Лидера отличают высокий профессионализм в своем деле, высокий градус экзистенциальной неудовлетворенности и тревоги, для него характерно ежедневное наращивание мышц профессионализма - он постоянно работает на повышение профессионального уровня. В свою очередь, профессионализм дает человеку еще большую уверенность в себе, что вызывает уважение, ощущение силы. Однако известно, что именно то Дело, которое человек любит, он делает лучше, ярче, талантливее, гибче, чем остальные.

         Великий Дейл Карнеги любил повторять: «Единственная возможность побудить человека что-либо сделать – это побудить его ЗАХОТЕТЬ это сделать!»

         Самодостаточный человек стремится определить подлинные, а не определенные стереотипами и комплексами желания и затем выбирает дело по душе и способностям, не обращая внимания на то, что думают об этом другие - ведь все то, что человек делает с вдохновением, он делает значительно успешнее. Для этого надо следовать желаниям и удовлетворять их - они будут исполняться быстрее. Все гениальное просто: делай то, что любишь, люби то, что делаешь.

         И наконец, такой лидер постоянно находится в потоке. Писатель, художник, творец, человек бизнеса - все эти люди очень хорошо понимают, что значит для любого дела попасть в поток. Оказаться в потоке – это 95, а может быть, и все сто процентов успеха. Надо только ежесекундно чувствовать его, внимательно прислушиваться, ощущать его движение, и ни в коем случае не отвлекаться на мелочи, на второстепенные дела. В известной степени на этом этапе у идущего к цели человека меняется даже сама картина мира – он становится черно-белым, – и он должен постоянно видеть свет в конце туннеля, в котором движется поток, то есть цель, и систематически, каждый день, шаг за шагом приближаться к ней. А это, в сущности, и значит, совершить прорыв в карьере – только так можно попасть в эгрегор. Попасть в поток - значит уверенно двигаться к цели. Оказаться в эгрегоре, в стае и, ощущая эмоциональную отдачу, чув-ствовать себя там на своем месте, очень комфортно.

         Что же это такое - ЭГРЕГОР? В историотеософском смысле слова, идущем от некоторых восточных учений и практик, эгрегор – это энергоинформационная сущность, задача которой выводить человека на эмоции, поскольку любая эмоция — это выделение энергии.

          Эгрегор зарождается, например, при возникновении созидательной идеи у группы, команды людей, и один человек создать, а особенно воплотить её практически не может. Человеку, создающему свое дело, нужны единомышленники-специалисты, и вся группа, эмоционально вовлекаясь, создает эгрегор.
Таким образом, в узком, прагматическом, смысле слова – это узкий круг еди- номышленников, играющих по своим правилам на своем поле, ощущающих духовное (научное, культурное) единение и чувствующих себя комфортно на этом игровом поле.

***
          Определение подлинных желаний человека приводит, как правило, к раскрытию его индивидуальности, идентичности, его Внутреннего Эго, подлинного «Я», В основе «Внутреннего Я» лежат наши желания, а, значит, призвание, талант. Самодостаточная личность стремится понять свою идентичность и реализовать данный ему Богом потенциал. Это далеко не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд, хотя и необходимо. Подлинные желания, а значит, дарования, Талант (которые есть у каждого человека) лежат в области Бессознательного в структуре его личности, а не в сознательной части этой структуры. В Бессознательной части они находятся на самом кончике иглы в яйце – ядре личности и замаскированы сложившимися в течение жизни человека стереотипами, негативным опытом, подражанием значимым людям и т.п[vii].

          Но чем реальнее представление о желаемом, тем легче путь к высокому профессионализму – только в любимом Деле можно стать настоящим профессионалом. Нельзя не согласиться с известным писателем, ведущим ряда радио- и телепрограмм Андреем. Макаровым, считающим, что признаками таланта у человека являются настоящий устойчивый интерес к делу, горячее желание и заинтересованность в деле, умение делать его хорошо. Самым подходящим в данном случае является понятие «Мастерство»: если человек — Мастер своего дела, то в какой бы области он ни был Мастером, он делает это профессионально. Это не просто работа — это образ жизни!

          Следует помнить, что обратной стороной Профессионализма является ответственность за себя, других и за ситуацию. Ответственность всегда является оборотной стороны подлинной, а не виртуальной свободы – свобода и ответственность не могут существовать друг без друга как две стороны одной медали. Самодостаточная личность – это подлинно, а не виртуально свободный человек, для которого без свободы немыслима сама жизнь и который относится к свободе как к условию sine qua non.

          Самодостаточная личность – всегда решительный, склонный к просчитанному риску человек. Ведь, в конце концов, кто не рискует – тот не пьет шампанское.

          Быть Лидером убеждения означает быть толерантным человеком, что предполагает великодушие, доверие к людям, эмпатия (сочувствие, сострадание, доверие), терпимость и низкий уровень конфликтности. В свою очередь, оптимизм, уверенность в себе, терпимость и чувство юмора дают самодостаточному человеку чувство спокойствия.

          И, пожалуй, последнее. Следует отметить адекватное восприятие лидером ситуации, себя в любой ситуации, а также во времени и пространстве. Это умение рационально распоряжаться временем, уважать свое, а потому и чужое время, способность рассчитывать, беречь, концентрировать силы. Чтобы преуспеть, самое главное «уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем»[viii] Это рациональный тайм-менеджмент. Это умение каждый день делать то, что:

                - Я Хочу!
                Затем еще то, что – Я Хочу!
                Затем еще то, что – Я должен!
                А еще – сделать себе за это подарок.

          При этом любой успешный человек в своем тайм-менеджменте основывается на известной матрице Эйзенхауэра и избирает из списка дел сперва важное и срочное, затем важное, но несрочное, далее менее важное, но срочное, и в последнюю очередь рассматриваются неважные и несрочные дела.

          Философия успешного Лидера всегда направлена на самореализацию и самоактуализацию, на продвижение своего мастерства Убеждения, а это всегда проявление активной жизненной позиции. Лидер аутентично реагирует на окружающий мир как личность и член общества, проявляя доверие, ответственность и естественность. Такое восприятие мира можно определить как жизненную позицию базового комфорта, доверия к себе и другим. В ряде современных техник это выражено в формуле Я-ОК, Ты – ОК, в других терминах – взрослая, или зрелая личность. Такую личность отличают уверенность, дружелюбие, энергия, удовлетворенность.

         Противоположностью взрослой является незрелая личность, Ребенок - несчастливый (слабый, неуверенный) человек, которому не удается быть аутентичным.
Когда речь идет о продуктивной счастливой личности, мы имеем в виду не тех, кто манипулирует другими, пользуясь их слабостью, зависимостью и т.д. Самодостаточный человек, обладающий крепким внутренним стержнем, понимающий свободу прежде всего как ответственность и высокую гарантию соблюдения своих базовых прав, неспособен жить в условиях несвободы, подавления, унижения человеческого достоинства, нарушения своего личного пространства – privacу со стороны власти, политиков, государства, отдельных людей.

***
        А теперь поговорим о том, как власть умело манипулирует несамодостаточными людьми.
 
        Революция как психолого-философский феномен давно привлекает внимание философов, социологов, специалистов по индивидуальной и коллективной психологии, конфликтологов разных стран, особенно тех, где революция собрала обильный урожай жертв, а в итоге к власти пришли жесткие режимы. Под революцией следует понимать любой качественный сдвиг власти, отстранение от руля управления прежней правящей элиты.
 
        В основе автократических режимов лежат уничтожение свободы или мнимая – виртуальная свобода в виртуальном Зазеркалье, и значит, подавление свободной самодостаточной личности, эксперименты или манипуляции над человеком.

        Один из известных исследователей природы власти в жестких моделях социума, Н. В. Устрялов[ix] указывает на идеократический характер власти в тоталитарном государстве, на полную зацикленность на идеологии: «заидеализированность» жизни, заставляющей принимать коммунистическую утопию за реальность. Эта зацикленность наиболее полно выражена в концепции "идея-правительница”, где подчеркивался фактор идеологии как самостоятельной силы, которую выпустили, точно джинна, из бутылки и которая подчиняет себе всех – и обычных людей, и политиков, полностью лишая их даже минимальной свободы, и саму политику.

        В определенных условиях, обусловленных глобальным системным конфликтом интересов - кризисом, включающим в себя кризис сознания и кризис национальной идентичности, некоторые политики - Вожди, наделенные харизмой и незаурядным ораторским талантом или, по крайней мере, даром убеждения, сумели покорить массу разочарованных людей и указать им быстрый и радикальный путь выхода из кризиса. При этом они использовали элементарные и банальные, но казавшиеся убедительными лозунги и средства, и убедили людей в том, что именно они могут указать им этот путь. Обманутые люди так и не поняли, что стали для этих Вождей объектом самой изощренной манипуляции в особо крупных масштабах – и все ради одного: завоевания вождями власти РАДИ САМОЙ ВЛАСТИ, под надежным прикрытием (и/или) оправданием идеологией; при этом партия власти превращалась в некую «партию-орден» наподобие закрытых духовно-рыцарских орденов Средневековья.

        Универсальная идея исключительности и непогрешимости идеологии, создание образа врага, борьба с инакомыслием, полицейский Террор, тайная полиция, тотальный контроль за всеми сторонами жизни общества и человека, даже за его мыслями[x] – эти конструкции тоталитарных режимов дополнялись тем, что Власть имущим удалось убедить своих подданных: утопия более не является утопией, но осуществленной реальностью, и реальностью идеальной, причем это убеждение постепенно приобретало абсолютный характер.

        Используя все доступные методы массового манипулирования, советские демиурги были более "продвинутыми" и убежденными (в силу особой приверженности российской элиты идеализму, абстрактным конструкциям), чем их немецкие и тем более итальянские коллеги. В годы советской власти произошел полный разрыв с дореволюционной действительностью, в то время как германская и итальянская модели тоталитарной власти не имели такого разрыва с действительностью дофашистской и донацистской революциями. Калужский дворянин Н.В.Устрялов усмотрел в национал-социализме нечто роднившее эту жесткую модель социума и эту идейную эклектику с большевизмом. В обоих случаях речь идет об удавшемся эксперименте: заставить подвергаемые манипулированию массы поверить не просто в близкую осуществимость нацистской мечты, но в реальное сиюминутное или, лучше сказать, «ежемоментное» воплощение Утопии "здесь и сейчас" - в тоталитарной виртуальной реальности – в «Зазеркалье».

         В этой виртуальной реальности главной формой манипуляции стало внушение подавляющему большинству людей, даже образованных, думающих, творческих, идеи об их абсолютной, полной свободе и праве на свободу здесь и сейчас (при этом прежде всего применялись такие банальные формы манипуляции, как «щелк - зажужжало!, «Ты мне – я тебе» (Благодарный клиент), социальное доказательство)[xi]. А на деле это оборачивалось иллюзией свободы, худшей формой несвободы – абсолютным рабством. В рамках этой виртуальной свободы отсутствовала важнейшая характеристика свободы реальной – ответственность. Единственным выражением свободы стала анархия - возможность творить все, что захочется, а реально то, что позволит власть. Определенная часть общества вообще отказывалась от свободы, соглашаясь на добровольное рабство и уверяя себя в сохранении свободы, поскольку осознавала, что свобода предполагает ответственность, которую легче переложить на тех же вождей, чем взять на себя. И лишь небольшая часть общества – ее цвет, самодостаточные люди, Лидеры по своей сути не приняли режим и выступили против Террора, подавления или удобных, но подавляющих саму суть Личности манипуляций, стереотипов, навязанных конформизмом власти.

***
        Компаративный анализ Войны за Независимость США и Революции во Франции (XVIII в) показывает, что формирование новой политико-правовой культуры в Англии и США (англосаксонской) происходило на религиозном фундаменте, а во Франции – на базе светских идей[xii]. Во Франции, позднее в Германии, странах Восточной Европы, России осуществление радикальных преобразований произошло на основе уже исключительно светской культуры. Творцы радикальных идей XIX в. и демиурги ХХ в. отвергали религиозную политико-правовую культуру и вытекающий из нее морально-этический комплекс. Наряду с разными традициями отношения к человеческой личности (уважение к Личности или его отсутствие) это привело к тому, что в Англии и США приверженность религиозно-политическим идеям и высокая религиозность общества служили надежной вакциной от брутальных ''перегибов'' в переломные моменты истории, к которым испытывали склонность маргинальные слои общества.

        Следует определить еще один механизм защиты общества от насилия и манипуляций над личностью в эпоху перемен - приверженность традициям. В этом смысле показательна история Американского государства. Традиции здесь сложились до провозглашения государства США 4 июля 1776 г.: безоговорочное уважение к Личности, ее privacy, личная инициатива, вера в возможности самодостаточного, «сделавшего самого себя» человека (self made man), недопустимость ущемления его священных прав. ''Классическая'' американская формула ''The government of the people, by the people and for the people''[xiii] проглядывается в Декларации Независимости (1776 г.), а ее корни следует искать за полтора столетия до нее. США развили важнейшие английские традиции - уважение к человеческой Личности и представляющему ее интересы Парламенту.[xiv]

        Английское и особенно американское общество уже в XVIII-XIX вв. имело гораздо более высокий уровень политической культуры и поавосознания, чем во Франции и тем более в России. Это объясняется более высоким уровнем грамотности и образованности, уважением к знанию, укоренившейся в сознании значительного числа граждан привычкой к участию в политической жизни и, наконец, более высоким процентом избирателей. Российские же традиции резко отличаются от традиций, "запущенных" англосаксонским ядром евроатлантической цивилизации: уже в XVII-XVIII вв. - можно говорить об отсутствии указанных традиций или о наличии традиций «с противоположным знаком».

        Революции и смуты часто начинались политиками-идеалистами во имя осуществления идеалов свободы и равенства, понимаемых ими как уважение базовых прав человека на жизнь, свободу, собственность и безопасность, равенство возможностей и перед законом. Важной составляющей частью идеологии Просвещения, затем либерализма стала теория народного суверенитета – то есть свободы воли (свободы выбора)народа, признанной и принятой властью на основе социального контракта. Цель гражданского общества и правового государства - защита неотчуждаемых прав личности, в центре внимания свободная человеческая личность, а свобода в либеральном прочтении квалифицируется как ответственность человека за свои действия. Но ответственность является оборотной стороной подлинной, а не виртуальной свободы, а самодостаточный образованный человек –всегда подлинно, а не виртуально свободный человек, для которого жизнь без свободы немыслима и который не потерпит насилия или манипулирования.

        В отсталых неграмотных странах на всем протяжении истории отсутствуют традиции уважения к образованному самодостаточному человеку, а власть поощряет агрессивное неуважение к человеку и к образованию - культивируется агрессивная безграмотность. Население не имеет представления о базовых правах человека при полном отсутствии опыта контроля политических институтов над флюсом вертикали власти. Отсутствует также опыт парламентаризма, борьбы за базовые права человека, уважения к закону, к мнению меньшинства, каким бы малым оно ни было, исполнения каждым гражданином его обязанностей перед обществом.

        В таких условиях декларированные властью абстрактные принципы свободы и равенства воспринимаются в широком массовом сознании как анархия и ущемление права собственности вплоть до ее уничтожения. Цели абстрактной справедливости и абстрактной абсолютной свободы для всех на деле всегда оборачиваются попранием конкретных прав и свободы конкретных людей, Террор и самые изощренные формы манипуляции по отношению к человеку со стороны власти возводятся в ранг государственной политики.

        А гильотина и фригийский колпак[xv] становятся страшными символами борьбы с людьми, не поддающимися манипулированию и отвергающими стереотипы, навязываемые властью.

Ссылки:
[i]Их авторами стали Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Карл Роджерс, Фриц Перлз, Роберт Дилтс, Ролло Мэй, Марша Рейнолдс, Ричард Бендлер, Джон Гриндер, Эрик Берн и др. Среди наиболее известных трудов этих авторов: Дилтс Р.Изменение убеждений с помощью НЛП; он же: Стратегии гениев. В 3-хТТ. М. 2008; Бендлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж. 1995; Бендлер Р.Руководство по изменению личности. М. 2011; Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. 2010; Дауни М. Эффективный коучинг. М. 2008; Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. М. 2006; Роджерс К. О становлении личности.М. 1994; Рейнолдс, М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М. 2003; Холл К.С., Линдсей. Теории поля Курта Левина. М. 1999.
[ii] Этим вопросам уделяли значительное внимание: Стивен Р. Кови в работе 7 навыков высокоэффективныз людей. М. 2011) и Марина Мелия (см. ее работу Как усилить свою силу. Коучинг. М. 2009 и ряд статей п коучингу и личной эффективности).
[iii] К.С. Холл и Г. Линдсей, начиная свою работу с определения человека как структурного понятия, как личности, прямо указывают на целостность как на наиболее значимую черту; при этом они отсылают читателя на словарь Webster- см. Холл К.С., Линдсей. Теории поля Курта Левина. М. 1999. С.3.
[iv] Мэй , Портрет Личности. М. 2009. С. 5
[v] В коучинге стратегия целедостижения определяется так.называемой моделью GROW (G-goal (цель), R-reality (реальная ситуация, данность), O-options (варианты действий, выбор), W-wrap-up, или Way (Window) – результат, путь, окно. Подробне об этом см.: Дауни, М. Эффективный коучинг. М. 2008. С. 53-54.
[vi] Это высказывание с высокой вероятностью принадлежит Великому завоевателю Чингисхану.
[vii] Подробнее об этом можно узнать, посмотрев мой фильм об ораторском Мастерстве Убеждения; см. также, например, убедительную работу В.Одинцова «Ступени реализации», М. 2004. С. 33.
[viii] Высказывание и принцип действия известного предпринимателя и менеджера менеджеров Ли Якокка.
[ix] Николай Васильевич Устрялов – крупнейший российский историк, философ, политолог, профессор МГУ в начале ХХ в., эмигрировавший из России в Харбин после Октябрьского переворота. Автор известных работ по тоталитарным моделям власти (в частности, «Национал-большевизм» (1932 г., «Национал=социализм» (1934 г.) После возвращения в СССР был репрессирован и уничтожен режимом в ходе Большого Террора 1937 г.
[x] О составляющих тоталитарных режимов наиболее полное представление дают так называемые «6 пунктов Бжезинского – историка, политолога, политика США (в 70-е . ХХ в. Советника по Национальной безопасности), соавтора самого известного труда по природе тоталитаризма. – См. Brzesinski Z., Friedrich J. Totalitarian Authocracy and Dictatorship. N-Y, 1966
[xi] Эти техники манипуляции связаны с навязыванием и «раскруткой» привычных для обыденного сознания стереотипов и комплексов. В проекте «Ораторское Мастерство, или восемь с половиной ступеней на пути Убеждения» тема уже обсуждалась. С техниками манипуляции можно подробно ознакомиться в работе Роберта Чалдини. Психология влияния. СПб. 2011.
[xii]В первом случае речь идет о практическом осуществлении религиозных идей английских богословов-теософов – радикальных пуритан (доктрины Дж. Уинтропа и Р. Вильямса) о Ковенанте (прямое Соглашение человека с Господом), Граде Божием На Земле (общество и государство, построенное на принципах социальной справедливости), и Беспредельных Границах человеческих возможностей, а во втором – о воплощении на практике светских теорий Философов-просветителей XVIII в. (Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро).
[xiii] Правительство народное, из народа, для народа.
[xiv]Слово Парламент и местоимение «Я» в английском языке пишутся, как известно, с прописной буквы. В числе базовых английских традиций отметим уважение к человеческой Личности, недопустимость ущемления ее прав, уважение к закону, к правительству, если оно законно и не нарушает прав свободной Личности и нации.
[xv]Фригийский колпак–головной убор якобинцев во время Французской революции стал, наряду с гильотиной, символом Террора.

Эта моя статья опубликована в "Вестнике РГГУ", в отрывках в "Вестнике Европы", в документах ИЕ РАН, на моем сайте; идеи озвучены также в моих выступлениях на международных конференциях и Круглых столах в последние годы.

Фотография взята из интернет ресурса и является собственностью соответствующего сайта.