Растим гения? Легко!

Елена Гвозденко
Современная школа, бессмысленная и беспощадная…

Беседую с подругой, у которой дочка посещает подготовку к первому классу. Платные курсы на базе школы. Интересуюсь успехами девочки.
- Бьёмся над слогами «жи», «ши», «жё», «жо». Не могу объяснить.
- Что говорит учительница, как она объясняет?
- Говорит, чтобы заучили наизусть, потому что она им и сама объяснить не может.
- ??? А как вы работаете над дифференциацией звуков?

Долгая пауза, мама явно не понимает, о чём я её спрашиваю. Пришлось пояснить. Оказалось, что всю фонетическую работу учительница переложила на плечи родителей, именно родители должны как-то объяснять разницу между согласными и гласными, глухими и звонкими, твёрдыми и мягкими.

Тогда совершенно резонный вопрос – а они-то чем занимаются, да ещё за деньги? Оказывается, курсы эти – облегчённая программа первого класса, этакое обучение чтению-лайт. Без фонетики, без анализа речи, куцая зубрёжка букв и слогов. В первом классе дети начнут всё заново.

Главное правило в воспитании гения: педагог (родитель, воспитатель) на любую задачу (метод, приём, способ) должен смотреть глазами ребёнка.

К чему может привести дублирование обучения слогам-буквам. Ребёнок, научившийся в муках читать, вынужден снова проходить все эти слоги. Ему скучно,  внимание  рассеивается, самое благодатное, мотивированное время не просто проходит впустую, но и создаёт ложный тон в отношении к школе. При этом обучение буквам-слогам МЕХАНИЧЕСКОЕ. Просто запомни. Как из звуков складывается речь, что такое буквы, какие звуки глухие, а какие звонкие, почему некоторые согласные могут быть и мягкими и твёрдыми, а некоторые всегда твёрдые (без этого не объяснить  злополучное «жи») – всё это за рамками обучения. А ведь это понятийная основа грамоты, основа, которая закладывает фундамент для изучения всего курса русского языка. Но это сложно, гораздо проще дублировать, не думая о мотивации, о развитии ЛОГИКИ, уже привычный курс на зубрёжку.

Казалось бы, дополнительные часы, часы, которые можно было бы потратить на изучение фонетики, играя, не снижая стимула к обучению. Время, которое должно сформировать понятие о речи, предмете, который будут дети изучать долгие годы.

Из разговора с подругой:
- Не могу объяснить понятия глухого и звонкого звука. Дочка меня не понимает.

Вспоминаем главное правило – воспитатель не имеет право на эгоцентричное зрение, смотрим на проблему глазами малыша. Часто ли ваш ребенок слышал в обиходной речи эти слова? Он просто не понимает их смысла! Играем. Слушаем на прогулке звуки природы: скрип дерева – глухой, пение птиц – звонкое. Стучим по разным предметам: ложкой по кастрюле – звонко, картонкой по дереву – глухо. Материализуем звуки. Хорошо подходит колокольчик и горох, насыпанный в спичечный коробок.  Теперь подбираем «сопровождение» к произносимым звукам: «б» - колокольчик, «п» - коробок. Слушаем «музыку слова», озвучивая все гласные в слове.

Мягкий - твёрдый. Эти понятия знакомы детям, но воспитателю важно провести некое фонетическое тождество. Делаем две подставки – мягкая подушечка и твёрдая доска. Тактильно ощупываем. Можно устроить нашим согласным своеобразный батут. Буква «прыгает» на подушке – мягкое звучание, оказывается на твёрдой поверхности – твердый звук. Когда ребёнок на слух сможет дифференцировать свойства, можно объяснить, что роль подушки или твёрдой доски играют гласные.

И ещё одно правило. Обратите внимание на реакцию ребёнка, когда он понимает материал, зарядитесь этой радостью вместе с ним и обязательно зафиксируйте её. Мозг странно устроен, яркие моменты оставляют след на всю жизнь. Если ребенка фиксировать на победах (я знал, что у тебя всё получится, я так рад за тебя, видишь, это просто), у ребёнка сформируется уверенность в собственных силах. Именно поэтому так разрушительны оскорбления, они блокируют познавательный интерес, развитие малыша.

Помните, если ваш ребёнок что-то не понимает, виноваты взрослые, которые так и не выросли сами, взрослые с «детским» зрением, не способным к гибкости.


***

Шпаргалки для родителей. http://www.proza.ru/2012/06/07/1522

Статья о развитии речевого слуха http://www.proza.ru/2012/10/12/955