Второй день антиквара Филимонова ч 2

Эдуард Лощицкий
       Но чтобы не превращать рассказ в лекцию, вернемся к нашему антиквару, который, пока мы были заняты, не сдержав слова не пить до обеда, принял «на грудь» еще одну серебряную стопочку «Черноморских зорей». Хочу сразу отметить: подобное было не всегда, поэтому читателю не стоит думать, что все специалисты старожитностей, то есть предметов прошлой культурной и бытовой жизни ушедших поколений – алкоголики. В первой главе я посвятил этому вопросу немало строк – повторяться нет надобности. Единственно, что можно еще добавить, так это то, что выпив накануне вечером, сегодня нужно было держать марку и слово, выполняя обещанное вчера. По этой причине, в каком бы состоянии не был наш знаток прошлого, нынешнее – требует от него быть в полном боевом ежедневно.
       Сегодня Андрей Ферапонтович встречался с коллегой из Крыма, читатель должен понимать, что я подаю времена, когда полуостров еще был украинским.
       Некто, антиквар-крымчанин получил заказ на картины одесского художника Ломыкина от одного любителя живописи из Киева. Так получилось: заказчик был на одном из вышеупомянутых аукционов, но не пожелал платить, по его мнению, несколько неадекватную сумму. Платить не пожелал, но картины Ломыкина иметь все же захотел. Почему киевлянин-заказчик обратился к крымчанину, а не искал у галеристов скажем в самом Киеве или той же Одессе? – вопрос не сложный. Дача с землей почти в гектар на берегу моря, да и сделки заключаемые больше в Ялте, чем в Киеве, рождали и соответствующее знакомство в мире антикварного бизнеса и любителей искусства.
       К Андрею Ферапонтовичу часто обращались малоизвестные и даже не малоизвестные антиквары в поисках необходимых предметов старины. Особенностью нашего героя являлось то, что он мог достать абсолютно все и не очень дорого! Не Леонардо да Винчи, конечно, и не Эйфелеву башню, но когда попросили добыть приличного Кандинского – он его добыл, а когда запросили Рафаэля Санти, то через свои связи он вышел на портрет кисти знаменитого художника с гарантией подлинности и паспортами-экспертизами Лувра и Метрополя. Он был очень удобен заказчикам, потому что находил предметы старины по ценам, которые сами заказчики потом безбожно умножали в три а то и в пять раз. Много было случаев, когда картина проданная Андреем Ферапонтовичем, скажем за 5 000 долларов США, через время ему же через массу посредников предлагалась за 25 000-30 000 тех же «зеленых». Нет-не-ет! Наш знаток антиквариата не возмущался, он просто выставлял таких проходимцев от антиквариата на улицу, ничего не объясняя. Зачем? Бесполезно! С этой категорией я еще познакомлю читателя, а пока вернусь к человеку, с которым должен встретиться Андрей Ферапонтович.
       Так вот этот некто, назовем его Юрий – жил в прекрасном до оккупации Россией городе Ялта, и снабжал весь бомонд стран СНГ переполнявший Крымский полуостров, живописью на любой вкус.
       Когда Андрей Ферапонтович попал к 12.00 в свою галерею, Юрий уже его ждал.
       Слово «ждал» устраивало и Андрея Ферапонтовича и старшего продавца бара Олю, потому что ожидание вылилось в 3 чашки кофе, а последняя чашка – сопровождалась 50 граммами коньяка.  То есть выручка, «как ни крути», а в кассу уже поступила.
       После приветственных фраз, соратники по бизнесу сразу прошли в большую залу, именно в ней, накануне, силовые структуры отправляли на пенсию своего генерала, который так и не ушел на эту самую пенсию, досыпая дома на кушетке, вчерашние помин… то есть день рождения. В зале уже было чисто, сабля спрятана в шкаф, а кавалер, из чудом уцелевшей вчера фарфоровой скульптурной идиллии, продолжал соблазнять даму, не желавшую слезть с качели и уединиться с ним в недоступном для Андрея Ферапонтовича и его посетителей глаз, укромном местечке. Зайдя в зал – перешли к делу.
     – Что Ломыкин? – начал с основной причины своего визита Юрий.
     – Что с деньгами? – лаконично отреагировал Андрей Ферапонтович.
     – Сколько работ? – с улыбкой поинтересовался Юрий, оценивая немного помятое лицо Андрюхи (так между собой именовали нашего героя друзья). Внешний вид у Андрея Ферапонтовича, был, прямо скажем неважный, но мысль уже работала на сделку.
     – Четыре картины средних размеров, вчера прибыли из Одессы.
     – Мало! – отреагировал Юрий.
     – Я туфтой не занимаюсь и у меня нет в распоряжении людей, чтобы каждый день рисовали, как у тебя, по Айвазовскому. – Спокойно и веско парировал Андрей Ферапонтович.
     – У меня – только подлинники! – не согласился на выпад друга, Юрий.
     – Твои «подлинники» угробили Москву и Питер… не боишься?
     – Покупатель просит – я достаю! Если денежный мешок заказывает сразу 3 Айвазовских и свято верит, что это подлинники, то я могу только приветствовать такой энтузиазм. – Хмыкнул Юрий. – Тем более, они хотят купить его работы по 50 000!!!.... Нате вам по пятьдесят аж три штуки! – добавил он с сарказмом.
     – Ладно, это не мое дело… пока есть дураки – есть те, кто этим воспользуются. И так, 4 Ломыкина – двадцатка денег.
     – Побойся Бога, Андрюха! – возмутился пришелец из Крыма.
     – Когда ты звонил из Ялты – тебе была озвучена цена и ты согласился! – не понял хозяин галереи.
      – Ну, так все равно торги-то должны произойти! – возмутился пришелец, явно лукавя, потому что он действительно дал добро и по законам бизнеса должен был сдержать обещание, в данном случае СЛОВО. Но времена старых купеческих традиций канули в лету еще в 1917 году и стихийный подход к сделкам был, что называется, «в ходу».
     – Ты втрое поднимешь, так что не тебе расстраиваться.
     – Пятнаху даю, не глядя!
     – Можешь рассмотреть – они в другой комнате и скидок не будет.
       Юрий славился не меньше Анатолия «с отчеством», вчера пытавшегося «победить» налитого до краев коньяком Андрея Ферапонтовича при покупке картины Глущенко, и потому бросил в атаку всю свою аргументацию. Но как и у Анатолия с отчеством у пришельца из Крыма ничего не вышло.
     – Ломыкина у меня заберут на Институтскую – он еще просто не знает. У него слабость к работам этого одессита.
       Кто этот «ОН», Юрий прекрасно знал и даже не стал отрицать этого, но тут же предложил свой вариант сделки.
       – Хорошо, я тебе «пятнаху зелени» и небольшой натюрморт Цветковой – «Цветы на подоконнике»! Идет?
     – Юра, мне с этой сделки кроме головной боли «0» прибыли, а так работать я не хочу. Ты просил найти Ломыкина – я нашел! Я по телефону цену озвучил – ты согласился. Плати бабки! Мне хозяину нужно отдать больше, чем ты пытаешься «впарить» за него.
       Андрей Ферапонтович начинал раздражаться и это был плохой признак. Я начинаю применять определенный жаргон в деловом мире бизнеса не только от искусства но и вообще, и читатель должен понимать этот сленг – иначе не поймет мир самого бизнеса.
     – Я тебе даю Цветкову-у-у! – Протяжно-возмущенно-назидательно протянул пришелец Крыма.
     – Не пудри мне мозги! – резко отреагировал Андрей Ферапонтович. – Лохам «впаривай» – они этого хотят, но не мне! Твою, вчера написанную Федей или Петей Цветкову, я могу купить за 200 баксов. Все! Сделки не будет! Если у тебя ко мне нет вопросов – будь здоров!
       Да, дорогой читатель – такое тоже бывает, причем очень часто. Есть моменты в сделках, точнее встречаются покупатели, которые не могут уступить своим принципам брать дешево, перепродавая при этом в три дорога. Их не устраивает заработать 20% от стоимости, как например продавцов, в основном занимающихся оборотом предметов искусства. Последние, заинтересованы в подлинности, чтобы не возникало сбоев при недоразумениях, и в небольшой морже, то бишь наценке, чтобы обороты увеличивались. К ним относился Андрей Ферапонтович, ну а к первым – пришелец из Крыма. Мир коварен и полон разных неожиданностей. Андрей Ферапонтович на своем веку видел многое, и потому довольствовался малым, но каждый день. Он был удобен не только низкой ценой, но и определенной гарантией в происхождении предметов искусства. Ворованные предметы – для него «табу», и в этом он был чист как годовалый ребенок. Это все знали и ценили. Никому не хочется стать фигурантом в какой-нибудь криминальной истории – это вредит бизнесу. Хотя в кино мы видим и в романах читаем, что барыги по скупке краденного, как грибы на поляне после дождя! Но это сложившееся мнение, мягко говоря, не верно. Ни один из уважающих себя антикваров, в том числе и Андрей Ферапонтович, никогда не подставятся под удар. Все ворованное уходит на дно криминального мира и там определенное время «отлеживается». Позднее, я расскажу как это происходит и что такое «заказ», а пока… а пока вернемся к Андрею Ферапонтовичу и Юрию из Крыма.
     – Ладно, уговорил! Даю 18 штук зелени и по рукам! – выдавил через силу пришелец Тавриды и полез в карман.
     – Ломыкин – не продается! – сделал жест рукой наш герой от искусства, которому пришло время накатить 50 грамм, но понятно, что причина крылась не в этом – ему надоел, а точнее оскорбило такое поведения Юрия. – Все, больше с ним не работаю! – мысленно сообщил сам себе свое решение Андрей Ферапонтович. – Что с ним? – подумал пришелец. – Не узнаю Андрюху.
       В это время вошла Ольга и позвала шефа к телефону. Звонил некто, которому сказать «Перезвони!» – было не удобно, и Андрей Ферапонтович, кивнув Юрию, мол «Извини!» – вышел отреагировать на звонок. Нужно отметить, что в полуподвальном помещении, где была устроена весьма шикарная галерея-бар, мобильная связь в то время еще не работала в нужном объеме потребностей, и старый добрый телефон городской связи был в ходу.
       Пока он отсутствовал его клиент, что говорится «Созрел», потому что при появлении в зале хозяина заведения, прозвучало:
     – Хорошо! Даю двадцатку! – Это было произнесено с таким надрывом, что Андрею Ферапонтовичу стало жаль его и он отреагировал не то с сожалением, не то с облегчением:
     – Они уже проданы!
     – Кто продан? – не понял пришелец, внутренне холодея.
     – Картины Ломыкина – проданы. Сейчас за ними заедут с Институтской.
     – Как? Мы же не закончили дело?
     – Юра, в следующий раз, будешь отвечать за свои слова! Извини, мне – на адрес!
      Что такое: «мне на адрес» пришелец из Крыма хорошо знал. Ежедневно во всех доступных газетах по всему миру, в том числе и городах Украины, России и т.д. размещаются объявления «Куплю дорого!» с перечислением разной старой дребедени, в том числе, и старые предметы от искусства, мебель, столовая посуда, значки, награды, марки и прочее… прочее… прочее…
      В основном это стандартные объявления, но случается и более детализированные – например: «куплю картины старых мастеров» или там «куплю старый фарфор». Но в большинстве объявления гласили, что купят все, что у кого-то плохо лежит. Вопрос заключался в том, чтобы вас пригласили в дом показать пусть даже старый стакан-«гранчак», а вы уж попутно опытным взглядом мгновенно и интуитивно обнаружите то, что вас интересует. Тут, посетители на дому очень похожи на уже нежелательных посетителей от милиции или прокуратуры. Те приходят с вопросом: «не храните ли вы старые штопаные презервативы левого производства?», а заглядывают в основном туда, где могут лежать драгоценные вещи и деньги. Причем, у них еще есть одна особенность: скажем, вас не приведи господи, могут обвинить в чем угодно в том числе и производстве все тех же левых презервативов, но забирают из дома все, что дорогое, в особенности, все тот же антиквариат, то есть старинные вещи, картины, бронзовые статуи, фарфор, которые при любом раскладе, даже если окажется что вы не виновны – получить назад практически невозможно. Часто бывают случаи, когда из пункта «А», то есть вашего дома – в пункт «Б», то есть в спец комнату, где сохраняются «временно» вещьдоки или там изъятые временно предметы, часть из них особо приглянувшихся при обыске следователю от прокуратуры просто исчезают, то есть, едут прямиком к нему домой…. Этих предметов вы уже точно никогда не увидите. Они не внесены в опись и на любое ваше эмоциональное поведение направленное на возврат дорогого вашему сердцу предмета, вы увидите лишь пожимание плечами: мол «Идиот ты что ли? Какие часы с бриллиантами?» или «Какой Айвазовский – белены объелся что ли?». Да! Такое бывает и этот факт имеет место в нашей повседневной жизни. Как себя вести в такой ситуации, спросите вы? Ну, во-первых, не теряться и не лепетать разную ахинею. К вам пришли психологи, тем более при власти. Во-вторых – просто не разрешайте ничего выносить из вашего дома без адвоката – это ваше право! В-третьих – вызывайте милицию… Очень часто милиция и прокуратура на первых порах договориться не могут и у вас есть шанс сорвать тотальный грабеж. В-четвертых – не стесняйтесь и старайтесь привлечь как можно больше соседей. Они не только могут вас спасти от произвола и пересчитать количество изъятых предметов, но и противостоять откровенному нарушению ваших прав. В-пятых – вы должны четко осознавать, что у одного из представителей закона, на всякий случай заготовлен пакетик с наркотиками… не исключено, что они в кармане у каждого из посетившего вас спецработника. «Обнаружить» у вас заразу, о которой вы что-то смутно помните по книгам и хорошо по кинофильмам – плевое дело. Пока вы будете лицезреть на пакетик, ушлые ребята в погонах уже составят протокол, а это что-то около 7 лет строгого режима. Поэтому обыск обязаны проводить в присутствии адвоката, которому вы доверяете – последнее, пожалуй, главное. Помните, что очень часто адвокаты связаны с прокуратурой и органами МВД и просто снимают с вас по договоренности между собой «пену» то есть «откуп», а точнее: сбивают «бабло». О «морали», «совести» и «чести» правоохранительных органов, забудьте! У каждого есть семья и они просто «работают», чтобы обеспечить средства на «лексус», или там «мерседес» родной кровиночке. Хуже если «кровинушек» много, то бишь детей, тогда уже держись вся округа, то бишь район.
       Но это так, отступление, к которому должен быть готов любой гражданин Украины и России, потому что право и закон – здесь отсутствуют.
       И так, вы прибыли на вызов по размещенному вами объявлению, к старушке. Пожилым людям трудно живется и пенсии назначенной «сердобольной» властью хватает лишь прожить первые 5 дней, остальные 25 – нужно что-то делать. Многие пытаются распродать дорогие сердцу вещи, напоминающие молодость и ушедших из жизни дорогих и близких людей. Есть конечно пожилые люди, наоборот, желающие избавится от неприятных воспоминаний и просто продают старые вещи, которые только делают больно сердцу… таких мало, но они есть. Но в основном, как я уже указывал, продаются старые предметы из-за нужды, то есть из-за недостатка средств к существованию и для покупки дорогих лекарств.
       Психология специалистов от старины у каждого своя и у каждого свой подход. Я, например, перестал размещать объявления почти с первых нескольких звонков и двух посещений пожилых людей в Одессе. Оставив там все деньги что были со мной, я купил абсолютно ненужные блюда «т-ва Кузнецова» и неподписного Гарднера, которые потом и раздарил, ввиду невозможности их продажи. Затем несколько раз уже покупал за свои деньги лекарства и привозил этим двум семьям состоявших из прекрасных пожилых людей. Общение с ними в духовном смысле, принесло значительно большие моральные дивиденты, чем тот заработок, который пытаются некоторые получить надув очередного старичка или старушку. Но у каждого – свое, и я не осуждаю обслуживание на дому, когда многие пожилые люди просто не могут снести в магазин предметы, но нуждаются в их продаже.
       Андрей Ферапонтович был приглашен в семью, вернее к вдове, некогда благополучной в финансовом обеспечении. Он это определил не только по обстановке, но и по хитром прищуре глаз, окинувших его опытным взглядом. Но и наш специалист древностей, тоже был не лыком шитый и, представившись, с делано равнодушным видом остановился в коридоре, не спеша пройти в комнату, хотя настороженный жест хозяйки немного замедленно, но уже пригласил пройти.
       Специалисту старожитностей нужно обладать целым перечнем навыков и иметь в запасе дюжину различных способов общения с представителями пожилого контингента граждан. Главное, ничем не восхищаться, не сгонять с лица несколько скептическую улыбку, сочувственно вздыхать, выслушивая рассказ хозяйки или хозяина, о внуке стянувшем пепельницу, о молоке, которое продают в магазине уже скисшим и о гречке, подорожавшей в который раз. Ах, да! Еще пожалуй, о лекарствах будет разговор и пожелание: «Всей власти сдохнуть сразу и окончательно!». Я не говорю о разных небылицах про дедушку отставного поручика гвардии Его Императорского величества, который будучи в Париже, получил шкатулочку из слоновой кости с письмами о любви мадам де Лорен, или там мамзель Мими – фрейлины Наполеона III – к нему, поручику Императорской гвардии. Но, подавая подобные деловые встречи-рандеву несколько в гротескном стиле, я еще, так сказать несколько умаляю все то, что происходит между продавцом и покупателем. Кто видел фильм «9-е Врата», тому совершенно понятно о чем я говорю. Вызванный на дом специалист внимательно осмотрит всю дребедень, которую предложит хозяйка или хозяин. Это могут быть разные бутылочки с пробкой в притирку, из которых парфюм выветрился еще в 1909 году, супнички «т-ва Кузнецова и К», чашечки с блюдцами и без… – венской работы, рыбное блюдо Гарднера, кофейный китайский сервиз с рельефным драконом, фарфоровые статуэтки Городницкой, Тарасовской, Славянской фабрик и ЛФЗ… В общем, всего не перечесть и посетитель терпеливо все рассматривает, комментирует и почти ничего не откладывает – он ждет!
       В каждом таком своеобразном показе есть изюминки. Хозяин или хозяйка даже не подозревают об их существовании. Ну к чему скажем, старушке орден Кутузова 2-й степени, который получил ее отец в битве при Корсунь-Шевченковской операции? Нет, она конечно гордилась, пока отец не умер, а потом свернула его китель полковника и бросила в чулан, а на кителе висят еще три ордена Боевого Красного Знамени под номерами, орден Богдана Хмельницкого тоже 2-й степени, несколько орденом Славы и куча медалей. Ах да, папка притащил еще из Германии шесть картинок с разными там «Магдалинами» и «Тайными вечерями» и даже картинку с баталией на море деревянных кораблей. Понятно, что разглядывая рыбное блюдо Вербилок, не придаешь никакого значения картинам…. Но на вопрос: Нет ли каких значков прикупить для вашего сына, перед вами может появиться заветный китель с кучей наград, от которых перехватывает дыхание. А на уже второй вопрос: что за мазня на стене? – можешь услышать искреннюю историю о похождениях отца-освободителя и предложение купить эту самую «мазню» по долларов этак сто. На ваш вполне ошарашенный вид, вы можете даже получить скидку и взять все шесть картинок за 400 «зеленых». Неожиданностей много. Я ничуть не кривлю душей, когда рассказываю тебе мой читатель вот такие сценки… Скорее наоборот, я тебе не раскрываю все то, что может ожидать вас на адресе после вот такого приглашения. Но я расскажу одну историю, которая типична, а затем, еще одну, которая не только типична но и трагична, и на этом, пожалуй закончу второй трудовой день Андрея Ферапонтовича.
     Так вот, в Одессе жил, да и живет поныне, человек-легенда. Так как он обхаживал бабушек и дедушек, вытягивая у них редкие предметы и картины, не мог никто. Ну, например: попав однажды в одну небедную профессорскую семью, этот человек был поражен гостиным гарнитуром из карельской березы. Он остолбенел, а вместе с ним остолбенела и хозяйка… остолбенела от своей, мягко , некомпетентности. А он, этот прохвост, уж так рассыпался восхищением в адрес элитной мебели, что вдова профессора от науки, всю жизнь проторчавшая в греческом дворике с кумушками обсуждая Митьку-забулдыгу и цены на Привозе, поняла: фортуна за последние годы после смерти дорогого Семочки впервые повернулась к ней передним местом. И вот, отпуская комплименты, сей посетитель-покупатель сообщил, что мебель стоит очень дорого и требует специального подхода в продаже. Назвав цифру в 30 тысяч долларов США, сей покупатель-проходимец привел вдову в шоковое состояние. Вдовушка не блистала умом, и некогда, еще в бытность Семочки в полном здравии, устраивала мужа, тем, что мало интересовалась его увлечениями и хобби, и потому, услышав «поэму» из уст посетителя в адрес гостиного гарнитура из карельской березы, построила всю свою жизнь заново. А когда от посетителя прозвучало как-то очень уж обыденно: куплю у вас несколько безделушек мне как раз нужно на подарок, она отреагировала весьма благосклонно. А поняв, что этот замечательный человек обязательно направит к ней коллекционера, который такую мебель купит непременно, готова была отдать ему даром все что он попросит и даже свою вдовью честь. Посетитель злоупотреблять не стал и на честь вдовушки не замахнулся, он купил две копии картин с бурным морем и античным сюжетом из истории Древнего Рима. А уже выходя прихватил за 50 баксов и икону Казанской Божией Матери в окладе из потемневшего металла. Вечером посетитель старательно протерев две копии картин прочитал в левом нижнем углу подпись Айвазовского на «Буря на море» и Семирадского – на античном сюжете из истории Древнего Рима. На иконе Казанской Божией Матери, точнее на окладе и венце стояли клейма мастера Сазикова. Посетил ли кто-нибудь вдову для рассмотрения гостиной мебели из карельской березы – не известно, но сама история по неизвестным причинам стала достоянием одесского антикварного бомонда. Оригиналы Айвазовского и Семирадского были позднее проданы по цене примерно в сто раз превышающей стоимость гарнитура вдовы. Таких историй много. Они смешны и трагичны одновременно. Советы давать – неблагодарное дело.
       Но вот история с трагическим, то бишь, обратным концом которая не дураков – должна настораживать. В пункт «А» из пункта «Б» одним известным добытчиком старины был приглашен другой любитель старины для покупки десятка икон. Иконы золотофонные, старообрядческого (липованского) письма. Покупатель выехать выехал, но до сих пор не вернулся – прошло уже более 12 лет. Машину позднее нашли, но самого покупателя больше никто не видел и родственники в том числе. Ходят слухи, что его выманили соблазнительной сделкой и отобрав деньги убили, закопав где-то в лесопосадке. Таких случаев немало, так что не лишним будет напомнить: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!
       Чтобы не заканчивать рассказ на грустной нотке, сообщу: Андрей Ферапонтович на указанном мною адресе приобрел прекрасную картину итальянского художника Позднего Возрождения Франческо Бассано… Купил недорого. Его следующие победы и поражения, а также некоторые советы любителям древностей – в следующей главе.