Иоанн Креститель и Пророк Илия

Вадим Гарин
Размышления у живописного полотна. Часть 7

На фото Пророк Илия и Иоанн Креститель. Икона

Предыдущая часть:   http://www.proza.ru/2015/10/28/1570


                Какое-то смутное беспокойство   испытываю я при рассмотрении фигуры Иоанна Крестителя на полотне Иванова «Явление Христа народу».  Согласно Евангелию удивительная судьба постигла Предтечу  при жизни и после смерти. Иоанн один из любимых образов в литературе и искусстве.  О нём писались книги, слагались рифмы, ставились оперы и драматические спектакли. Огромный след образ Иоанна оставил и в живописи. Так кто же он, Иоанн? Был ли он на белом свете?


                Историчность Иоанна Крестителя подтверждает Иосиф Флавий  в монографии «Иудейские древности». |1|.
                Давид Фридрих Штраус в книге «Жизнь Иисуса» (После её  прочтения  Александр Иванов выехал к нему в Германию для личной встречи  и обсуждения) писал:
                «После вступительных размышлений, мы переходим к личности того, кому суждено было изречь роковое слово, разрешавшее загадку многих веков,- и тут прежде всего наталкиваемся на Иоанна Крестителя, в котором Новый завет видит, с одной стороны, предтечу Иисуса, а с другой - наилучшего из пророков (Мф. 11:9), то есть личность, соединявшую в себе лучшие черты всего еврейства" |2|.

                Нет нужды пересказывать историю рождения, жизни и смерти Иоанна Крестителя, которую  интересующийся читатель напомнит себе, заглянув в Евангелие. Иоанн в христианской доктрине в основной роли Предтечи ещё увязывает через Пророка Илию Новый Завет со Старым Заветом. Для этой цели Евангелисты копируют Иоанна с Илии.

                Штраус пишет: «Иоанн носил хитон из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах (Мф. 3:4); но мы подозреваем, что христиане, имевшие обыкновение называть Крестителя вторым пророком Илией, решили также облачить его в костюм древнего пророка, описанный в четвертой книге Царств» (1:8).*

                * Илия жил предположительно в IX веке до н.э. Родился в
                городе Фесвия, район Галаада.(Галаадские горы, Галаад –
                современное название Джил-ад, горы в Палестине к северу от
                Мертвого моря |3|.
                На древне-еврейском - Илия. На иврите - Элияху, что
                означает - Мой бог Егова. (Еhова) В исламе
                Илия известен,как Ильяс.
                Илия являлся пламенным ревнителем веры и благочестия во
                времена Ахава – восьмого царя Израиля, который под
                влиянием жены Иезавели стал насаждать чуждую евреям
                религию идолопоклонничества с культом идола Ваала.
                Совершив чудеса, Илия вернул евреям веру предков, за что
                подвергнулся преследованиям царя и его жены.
                Илья почитается евреями, как величайший святой.
                А у христиан считается, что он явился вместе с
                пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день
                Преображения и беседовал с Ним.
                Верующие почитают его в первую очередь как
                безкомпромиссного и сурового борца.

                Д.Ф. Штраус говоря об историчности Иоанна Крестителя, так же ссылается на И.Флавия, как на единственный достоверный источник информации:
                - «Впрочем, одним поколением позднее (!), в молодые годы иудейского историка Иосифа Флавия, жил некий пустынник Ван, который одевался в древесную кору, питался сырой пищей, днем и ночью купался в холодной воде и вообще напоминал Иоанна Крестителя и ессеев. Правда, рассказ о рождении и отроческих годах жизни Иоанна Крестителя, имеющийся в первых главах Евангелия от Луки, рисует его заурядным иудеем, который дал обычный назорейский обет вести аскетический образ жизни и воздерживаться от вина и крепких напитков. Но крещение, которое он совершал в целях покаяния и обновления, напоминает собой те омовения, о которых Иосиф Флавий сообщает, что ессеи их считали более действенными, чем законныые жертвоприношения».               
                Сам же Иосиф Флавий писал, что жил в Иудее праведный человек, который призывал иудеев быть добродетельными и совершать омовения, чтобы избавиться от грехов. Пользовался большой популярностью у народа. По утверждению Флавия  Иоанн был казнен Иродом-Антипой в крепости Махерон из-за опасения массовых волнений среди населения Иудеи. а не из-за капризов и ненависти Иродиады, как нам рассказывает Евангелие.
                Какие  побудительные мотивы смерти не были бы, факт казни Иоанна никто не оспаривает.
                Главным  является то, что по мнению христиан Предтеча образует связующее звено между Ветхим и Новым Заветами. Илия -  последний в ряду ветхозаветных пророков, а Иоанн Креститель -  первый пророк и святой Нового Завета.
                Пророк Илия несколько раз упоминается в Новом Завете. Описан эпизод как старейшины и народ доверчиво спрашивал Иоанна Крестителя не он ли Илия?
                Почему  еврейский народ желал видеть пророка Илию? Почему это так важно? Да потому, что в Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлёт пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного»  (Мал. 4:5). В христианстве предполагается, что речь идёт о Втором Пришествии, хотя Евангелисты считают, что здесь говорилось о пророке Иоанне Крестителе (Мф. 17:12), (Мф. 11:14), который приходил в духе Илии и предшествовал Первому Пришествию Христа, а сам пророк явится ко второму пришествию.
                Ученики Иисуса Христа спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них»  (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).
                В иудейской же традиции считается, что Илия должен вернуться на землю пред пришествием Мессии, (Машиах (Мессия) в переводе с иврита обозначает «помазанник», то есть «помазанный на царство». Я писал об этом в пятой части «Размышлений»). Первый царь евреев был помазан пророком (по указанию свыше) на царствование. В дальнейшем цари не обязаны были быть помазаны пророками. Однако, в период смуты и потрясений, когда не было однозначно ясно, кто должен быть следующим царём, прибегали к помощи пророка. Поэтому и ждали  Илию, который  осуществит правильный выбор и указанный правитель освободит еврейский народ от иноземного ига и предоставит возможность осуществить предназначение евреев, стать локомотивом человечества.  Под их предводительством во всём мире должна наступить справедливость и правосудие при владычестве Божием.
                На христианском сайте  “Акафист.ru” в статье «Пророк Божий Илия» рассказывается, как церковь представляет связь пророков Илии и Иоанна Крестителя:
                «Немного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20—23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его сравнивают с Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17) |5|.

                Так ли это? Изучая историю вопроса, видим совершенно разную мотивацию отшельничества и в целом судьбы пророка Илии и Иоанна Крестителя, несмотря на то, что Евангелисты буквально «подгоняли» и внешне и внутренне эти образы. Но если историю Пророка в Ветхом Завете «подогнать» невозможно,  зато можно просто умолчать разную мотивацию поступков, чтобы внешнее сходство выглядело наиболее убедительно, а Ветхий Завет читают единицы – обычно интерес к нему заканчивается на первых главах книги «Бытия», да и понимают текст далеко не все.

                Свыше двух тысяч девятисот лет назад ситуация в еврейском государстве была совершенно иная, чем во времена Иоанна Крестителя. Древнее Израильское царство распалось на Северное Израильское и южное Иудейское. Восьмой царь Изральского царства Ахав (925-903 до Р.Х.), при котором жил пророк Илия, был женат на Иезавели, идолопоклоннице, ревностной почитательнице финикийского бога Мелькорфа. Она построила ему храм в столице Израиля – Самарии.
                Ненавидя религию евреев, она истребляла пастырей Израиля и делала это споро и энергично. Именно по этой причине и ушел Илия в пустыню, спасаясь от неминуемой смерти. И дело не  только  в страхе за свою жизнь. Он думал, что вообще остался в одиночестве из всех пророков Господних. Опасался, что с его смертью Израиль останется без того кто стоит в “проломе” (Иез.22:30). Илия переживал, что он не успел оставить после себя наследника-пророка. Вот как он изливает Богу тревогу своего сердца: “пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее” (3Цар.19:14) В ответ Бог утешил Илию известием о том, что он не один и вскоре у него появится духовный преемник: “Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя” (3Цар.19:16).

                Таким образом, именно по причине отступничества Израильского народа и преследования со стороны власти, Илии пришлось стать изгнанником: “скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли” (Евр.11:37,38)
На Илию объявили охоту. По этой причине его кормит то ворон, то Ангел Божий. По этой же причине он вынужден идти то в безлюдную пустыню, то отправится в изгнание, в чужую страну |6|.

                А Иоанн Креститель, по обету, данному его родителями, стал назореем**  в утробе матери. (Лк 1:15). И когда подрос, совершенно добровольно стал вести отшельнический образ жизни, прекратить который имел полное право.
                Талмуд в целом не одобряет практики назорейства, так, как аскетизм противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.). Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово назир стало обозначать монаха в применении к другим религиям).

                **Слово "назорей" происходит от евр. назир,
                "посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и
                к слову незер, "диадема", "венец"  (подразумеваются
                волосы Назорея; см. Чис 6:7: "посвящение Богу его на
                главе его").
                Назорей – человек, давший обет служить Господу.
                Ему запрещается пить вино, стричь волосы и подвергаться
                ритуальной нечистоте.

                Назорейство имело три категории: временное;
                пожизненное и самсоновское. Первые два объяснять
                не приходится, а самсоновское, (названо по имени
                назорея, последнего судьи в Книге Судей) – это обет,
                дающийся родителями неродившегося ещё ребёнка.
                Такой обет был дан, например, родителями
                библейского Самуила (Шемуэль; ср. 1 Сам 1:11) или
                родителями Иоанна Крестителя. (Ангел, пришедший к
                Захарию (отец Иоанна), сказал ему,что Иоанн  «будет
                будет велик перед Господом; не будет пить вина и
                сикера, и Духа Святаго исполнится ещё во чреве матери
                своей». Лк 1:15).
                Закон Моисеев предусматривал как возможность
                посвятить себя Господу по собственной воле, так и
                выйти из обета. |7|.

                Чисто внешнее сходство Предтечи и Илии в Евангелии достигается одеждой пророков, но питаются они по-разному. Если Илию кормит ворон, ангел или по указанию Господа пищу даёт хозяйка, у которой он живёт, а Иоанн питается диким мёдом и акрилами (вид саранчи).
                По – моему здесь Евангелисты увлеклись, желая показать аскетизм пророка. Сколько же надо поймать саранчи, чтобы не протянуть ноги? И как поладить с дикими пчёлами, от укусов которых вполне возможен летальный исход?
                Вот борьба с царями происходила у обоих - как у Илии, так и у Иоанна, но Илия боролся с идолопоклонством за истинную народную веру (иудаизм),  а Иоанн обвинял тетрарха Ирода Антипу (4г до н.э. – 39 н.э. - сын Ирода  Великого)  за то, что он оставил законную жену и связался с женой брата Филиппа. И, согласно Евангелию так «достал» его своими публичными обвинениями, что он заключил его в крепость. Правда, Иоанн имел там нормальное содержание и возможность общаться через решётку. Своей смертью, как известно из Евангелия он обязан жене царя Иродиаде и  дочери Соломеи, ненавидящих Иоанна.                Предтеча поплатился головой (в прямом смысле) за обвинения царя и его жены (получается, что Бог оставил его), а древний пророк Илия за свою борьбу был взят на небо живым! Какая разная борьба и судьбы!

                У восточных славян Илия пророк пользовался особенным почитанием. В славянской народной традиции он повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия, а в последнее время даже покровитель десантных войск России!  Илья — «грозный святой».

Использованная литература:

1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2-х тт.»: Беларусь; Минск; 1994
ISBN 985-01-0002-8,

 2. Давид Фридрих Штраус  «Жизнь Иисуса», М, Республика, 1992 г. Язык  русский, стр.167. Электронный вариант: http://tululu.org/read81071/
3.http://prorok-ilia.ru/page/kto-zhe-byl-ilja-prorok
4. А. Дмуха.  «Иоанн Креститель. “Кто же ты?.. Что ты скажешь о себе самом?” (Иоан.1:22)» http://www.foru.ru/slovo.54815.html

5. Пророк Божий Илия. 
6. А. Дмуха.  «Иоанн Креститель. “Кто же ты?.. Что ты скажешь о себе самом?” (Иоан.1:22)»
http://www.foru.ru/slovo.54815.html

7. Евреейская библия (Тора) и мир
http://ja-tora.com/nazoreiskii-obet-i-posvyatit/


Окончание: http://proza.ru/2016/04/01/2161