Прынц Фрыц Удалой Глава 5. 3

Алекс фон Джаго
  С паводковыми водами отправили мы к морю первую сляпанную из сырого леса "баржу" с востребованным на рынке поташем, дабы недавно по указанию "папы" прорытый двин(ско)-аа(сский) канал (Даугаво-Лиелупский) обновить. Товар в устье на морские кораблики перегрузят, а "одноразовое речное судно" обоснуется вверх килем на берегу в укромном месте, дабы основательно просохло. Перед его перерождением в мореходную галеру составляющий изделие лесоматериал успеет до кондиции дозреть и только тогда о тщательно переколоченном и обработанном креазотом судне можно будет судить. А пока - большой поклон нанятым на дорогах Московии вологодским плотникам. Что сумели так споро на новом месте и плотбище срубить, и лодьицу на нём сработать. На ближайшую семилетку "госсзаказ" умелым древоделам ещё не менее сотни таких систершипов настрогать. Лесоматериала на то в Латгалии должно хватить, а будет мало, так плотов с Межских запаней у городка Велижа не перечесть - отдадут не задорого. И плотогонам путь не далёк, а значит не особо и ценен.
 
   Только дорога подсохла, засобирались обратно на Москву - обещано ведь тестю было крестным его очередному младенцу сделаться. С чем успешно и справились - дурное дело не хитрое "Наливай да пей!". А вот после уже серьёзное действо пошло - "Тишайший" вновь воевать надумал, уж очень его крымский хан допёк и повелел самодержец того с "Изюмского шляху выбить".
 Мне, как лицу доверенному, к водным баталиям привычному, предложено было заняться созданием флота для этой компании. Уж очень царю Дединовская верфь на Оке понравилась, как и производимая на ней не спеша Каспийская флотилия, а выражаться вернее - приносимые оной доходы от персидской торговли.

   Для нового театра военных действий судостроение в волжской акватории являлось неразумным. Волго-донской волок преодолевать проще было не многотонной конструкцией, а по брёвнышку. Лучше даже по вытесанному из него бимсу, шпангоуту или доске обшивки. Кругляк по Волге до Царицинского острова плотами догнать легко получится, там стесать с него 40% горбыля, оставив отход на обустройство городка в степи, и готовый пиломатериал зимой на санках через водораздел перетащить. Можно конечно вместо дармового северного хвойного леса и воронежские дубравы для решения этой частной тактической задачи извести - дурное дело не хитрое, да только потом настоящие корабли из чего строить?

   Аргументы мои царя убедили, и похвалил он даже за то, что так об экологии и будущем его государства пекусь. Но инициатива наказуема, а стало быть всей этой хитрой логистикой мне и заниматься, разумеется помошников, да соглядатаев на такое дело приказы выделят. Сам Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, что за строительством "Орла" надзирал, тут не потребен - царёв зять ни нехристь какой голландский. Да и от полковника Корнелиуса Буховена с подполковником Старком отбрехаться получилось - пусть сии почтенные мужи в других местах полюбившуюся русскую водку бухают. А вот пронырливый подьячий мытной избы Степан Петров, да за плотниками надзиравший дворянин Яков Леонтьевич Полуэктов при постройке пинасов проявили себя хорошо - их запросил настоятельно. Ну и мастера Ламберта Гельта разумеется - делом тот свою квалификацию доказал.Пара-тройка парусников с малой осадкой его работы в грядущей войне потребуются.
 
   А новой верфи-плотбищу у казачьего городка Усть-Цимла быть! Так государь повелел. Хоть на сие великое решение подвигнуть его только комплексно получилось и с очень дальнего исторического захода. Ведь под серьёзное дело и основание должно быть значимым. А что может быть величественней, чем возвращение к истокам? Некогда византийский император послал экспедицию для возведения на Дону крепости, правда для хазар, но это не важно. И крепость Саркел выросла в тогда ещё не-сальской степи. Затем русские князья её в Белую Вежу переименовали, но монголы порушили заложенный православными град, настала пора восстанавливать древние отчины и кочевников с черноземий изгонять. Тем паче, что оборонительную линию между великими реками ставить проще именно тут. И начинать стройку века следует с идеологической составляющей - то есть первым заложенным строением надлежит быть храму. Деньжат на него и светские власти подкинут могут, а вот ваяяют хай сами святые отцы - и опыт, и ресурсы у них на то имеются.

    Предписано было царским указом монастырям людишек выделить для возведения на возвращаемых в лоно матери-церкви землях храма Святой Софии. Камень на то разрешалось с развалин крепости брать, всё едино казаки его на строительство куреней растащат, но вот об извести для раствора, да прочем материале сами заботиться надлежит. По первости и из ранее сделанных заначек могут монаси подвезти, а там и местная пушица в известковых ямах загасится.
   Под шумок и я параллельно верфь смогу воздвигнуть. По первости квартировать в казацких землянках придется, но город закладывать на ле.бер.Доне станем - дабы Цимлянскому морю, что в далёком будущем здесь разольётся, не мешал.