Можно ли писать иконы без рук и без ног?

Ольга Иванова Иволга
Поскольку тема инвалидности и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов мне не чужда, то мне всегда было очень интересно, на что способны люди с ограниченными физическими возможностями. Взять хотя бы наших спортсменов-паралимпийцев - смотришь соревнования и понимаешь, насколько же это сильные и духом, и телом люди...

В моей жизни, помимо дочки, был еще один пример того, как человек очень хотел жить, выжил и практически полностью восстановился после тяжелой болезни. Это мой свекор.

В далеком теперь уже 2004 году у него случился инсульт. В итоге его выписали из больницы, развели руками и сказали: "Теперь ждите..." Мы спросили - а чего, собственно ждать? "Нууууу... - пожали плечами врачи. - Чего-нибудь ждите..." Разумеется, они намекали на то, что свекор умрет. Но если пациент сам захочет жить, то медицина бессильна... Так и получилось. Сначала он стал немного, отрывочно, по слогам, говорить, потом - научился садиться, затем вставать, и наконец - стал учиться ходить, сначала с ходунками (было такое у нас специальное приспособление, взятое напрокат, но оно не подошло), потом - с палочкой, а потом уже и без палочки.

Помню удивленные глаза невропатолога Ларисы Вячеславовны, которая взялась лечить свекра, но с одним условием, что мы будем выполнять все ее рекомендации и покупать все лекарства, даже самые дорогие. "Иначе, - сказала она, - лечение бесполезно." Мы делали все, что было нужно, и в результате, когда она приехала к нам в очередной раз и увидела, как свекор ходит, Лариса Вячеславовна с большим уважением посмотрела на свекровь, на меня, на мужа и сказала: "Молодцы вы, Ивановы! Дочку на ноги поставили, теперь вот деда..."

А недавно я прочитала одну книгу, подтверждающую мою мысль о том, что если человек чего-то действительно хочет, то у него все получается.

Эта книга Сергея Жигалова "Дар над бездной отчаяния" повествует о человеке, который писал иконы, не имея при этом ни рук, ни ног, а только обрубки вместо них...

Причем, таким он стал не в результате какого-нибудь несчастного случая, болезни или инсульта, как у моего свекра, нет, он таким родился, точно так же, как и моя дочь, о которой я писала вчера. И ему надо было с этим как-то жить...

А как тогда, в XIX веке можно было прожить без рук и без ног, учитывая тот факт, что родился он не в царском дворце, а в простой крестьянской семье в Самарской губернии? И маленький Гриша не только не стал обузой своей семье, а, наоборот, научился тому, что умеют только избранные Богом.

Свои иконы он подписывал примерно такими словами - «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевки Самарской губернии, безрукий и безногий». Он действительно писал иконы зубами, ртом, порой в кровь сдирая губы...

В книге село Утевка названо Селезневкой, фамилия Журавлев изменена на Журавин, но в целом факты биографии иконописца сохранены. Так, правда, для меня и осталось загадкой - на самом ли деле он встречался с царем Николаем II и писал на заказ портрет царской семьи? Но если даже это и не так, сам факт того, что человек с таким дефектом, как у Григория, не опустил руки, которых, впрочем, у него и не было, не сдался, не сломался, а продолжал не только жить, а еще и творить, меня не оставляет равнодушной.

А еще у Григория была мечта - хотелось ему построить храм в родной деревне. Причем, он хотел жертвовать не только деньгами на строительство храма, а непременно хотел сам расписывать церковь. Тут возникла проблема - как поднять безногого инвалида на большую высоту? И придумали такой выход - изо дня в день Григория поднимали в люльке с красками и кистями, а вечером спускали обратно, к концу росписи храма он остался почти без зубов, и у него были сильные боли в позвоночнике.

Я прочитала книгу на одном дыхании, она мне очень понравилась, и я задумалась, как обычно после прочтения серьезных, пусть и художественных, книг, о себе, своей жизни и своем месте в этом мире...

И о том, что я-то, с руками и ногами, которые на месте, еще иногда пытаюсь жаловаться на жизнь и опускать руки, которые у меня, в отличие от Григория, есть, и вроде даже из того места растут, но иконы я пока ещё не научилась писать в совершенстве, всему свое время, видимо.

Всему свое время, и я очень вовремя прочитала книгу, что можно писать иконы даже без рук и без ног, нет предела совершенству, нет предела человеческим возможностям, не устаю этому поражаться и удивляться...