День Молодежи

Станислав Климов
Лето девяносто третьего года запоздало со своим теплом, то и дело нагоняя на небо грозные черные тучки с быстрыми проливными или нудными долгими мелкими дождями, серые невзрачные облака еще больше удручали настроение. Единственным плюсом от такой погоды было то, что нас не донимала невыносимая жара с ее палящими и выжигающими все на своем пути лучами солнца. Обычно рано зацветающий Дон нес на редкость прозрачный поток, быстро высыхающие травы и деревья стояли зелеными и приятными глазу, не наводили ужас знойные ветра и духота, с испарениями, окружающего воздуха.
В конце июня мы стояли возле хутора Мелоклетского и разрабатывали подход к его нефтебазе. Погодка так и стояла угрюмая, серая, пасмурная, прохладная, но без дождя и ветра, прямо осень посередине лета, а настроение у моего молодежного экипажа улучшалось с каждым днем, ведь, на ближайшие выходные по календарю выпадал День молодежи и я пообещал отдых и праздничный обед, считая такие моменты сближающими коллектив.
Ближе к обеду последнего воскресенья июня у нашего борта пришвартовалась моторная лодка с тремя парнями из местной молодежи, желающей с нами познакомиться и вместе провести подошедший праздник. Мне они сразу чем-то не понравились, уже слегка навеселе, шумные, но лучше видеть всех в своем салоне брандвахты и предупредить какие-нибудь нештатные ситуации, чем отпустить своих на берег, а потом искать «днем с огнем», поэтому мы пригласили ребят к себе:
- Заходите к нам, культурно в салоне посидим, чем где-то на берегу, тем более в такую погоду, - ответил я им на приглашение на берег.
- Хорошо, можно мы еще троих привезем? Девчонки студентки, как и мы, гостят дома на каникулах, - спросил меня самый шустрый парень, сидящий за мотором, не укрытым колпаком.
- Можно, - согласился я.
И он начал дергать шнур, запуская мотор лодки. Поверх футболки на нем была надета жилетка, не застегнутая на пуговицы, свободно  болтающаяся на теле. Мы наблюдали за его бесполезными действиями и уже обрадованный появлением девушек на судне старпом Серега предложил:
- Привязывай лодку к завозне, съездим с тобой, а то ты весь праздник дергать веревку будешь.
Лодочник разозлился на такие слова, поднял тяжелый пьяный взгляд на Серегу и, продолжая дергать шнур, сам раскачивался в лодке. Двое других тоже начали было его подкалывать насчет мотора, но в этот момент маховик раскрутился. Парень не успел отшатнуться, а наоборот, как-то неуклюже навалился на корму лодки и в это время мотор, набрав обороты, захватил полу его жилетки, молниеносно притянув все тело к себе. Маховик скользнул по внутренней стороне правой руки парня и заглох, остановленный намотанной одеждой. Он вскрикнул от пронзившей все тело боли, на мотор из руки потекла кровь, а он не мог оторваться от маховика, сидя с широченными глазами, испытав, видимо, серьезный шок. Двое других парней, приехавших с пострадавшим, да и мой старпом кинулись к нему, расшатывая и без того неустойчивую старенькую «Казанку», пытаясь чем-нибудь помочь, а я побежал запускать двигатель мотозавозни, бормоча себе под нос:
 - Хорошее начало праздника, ничего не скажешь. Блин, нам еще милиции и разборок не хватало.
Ребята все вместе сняли с этого оболтуса жилетку, а точнее то, что с нею стало после наматывания на мотор, оторвали от маховика и прижали ее к ране, из которой сочилась кровь. Парень корчился от боли и тихонько всхлипывал, по всей видимости, хмель улетучился моментально из его дурной головы и он понял, что случилось.
- Серега, Татьяну позови, пусть бинт принесет или старую простынь, а то пока везем, кровью изойдет, - закричал я старпому из шумной рубки катера.
Серега кинулся на брандвахту, а пассажиры лодки подчалили ее к борту завозни и вылезли ко мне на борт, забирая с собой пострадавшего. Серега принес кусок чистой простыни, и они с другим парнем обмотали правую руку горе-лодочника. Вся наша команда, собравшаяся было в салоне на праздничный обед, высыпала на корму брандвахты, а я в это время отошел от борта и направил судно к берегу.
- Куда ехать? – крикнул я парням, которые сами находились в шоковом состоянии от увиденного, - что, не нравится? Вот вам и пьянка на воде! Вода пьяных не Любит! – назидательно кричал я на палубу нашим несостоявшимся гостям.
Один из ребят показал мне место на берегу, откуда, видимо, они приехали, там сидели девушки с рюкзаком и ждали лодку. Мы подъехали и начали выгружать своих гостей с мотозавозни, отвязывая их лодку и переводя ее к берегу. Девушки с испуганными лицами смотрели на своего друга, рука которого была перетянута простыней и сквозь нее проступали бурые пятна крови.
- Что случилось? – громко спросила одна из них.
- Петьку в мотор затянуло, маховиком по руке скользнуло, - оправдывался ей один из сопровождающих пострадавшего.
- Я же вам говорила пьяными не ездить, вечно вы меня не слушаете! - уже на крик перешла девушка.
- Да ладно ты, Натаха, все нормально, - встрял в разборки другой сопровождающий, - жить будет долго и счастливо, - и засмеялся.
- Дураки! Весь праздник испортили! – крикнула она, развернулась и пошла от берега.
Вся компания стояла в оцепенении и не знала, что делать. Я несколько секунд смотрел на их перебранку, стоя на носу катера и понял, что они боятся даже идти в хутор, понимая, что им от кого-то, скорее всего, сейчас перепадет «на орехи».
- Ведите скорее домой, пока он кровью не изошел и простыня не прилипла. Потом не отдерете! – крикнул я им, выводя из столбняка всю компанию несостоявшихся гостей.
Они, опомнившись, медленно побрели в хутор, поднимаясь в крутую гору.
- Да, жаль, не состоялась встреча с девочками, - уже сожалел Серега, явно, положив глаз на одну из студенток, - надо было девчонок забрать с собой.
- Поехали, Дон Жуан, - сказал я ему и пошел в рубку мотозавозни, - сами посидим спокойно…
Но спокойно провести праздник нам так и не удалось, старпом уже зарядился бешеной энергией где-нибудь погулять и когда мы, пообедав в своем узком кругу, сидели в салоне и разговаривали, он встрепенулся:
- Командир, разреши в Клетскую сходить, кино в видеосалоне посмотреть?
- А с кем ты пойдешь? Кто еще хочет? – спросил я, понимая, что помощника потянуло на подвиги и одного отпускать его не стоит.
Состояние экипажа было нормальным, и то, что я позволили пригубить за обедом, было чисто символически для обозначения  праздника, как такового, а не ради пьянки. Хорошо, что немного раньше произошел такой неприятный инцидент, лишь бы печально для парня не кончился, но мы одни хорошо посидели и пообщались, а тут Серега...
- Я пойду, можно? – вызвался повар Димка, мой двоюродный брат, которого я выписал к себе на практику.
Димка прошедшей весной только окончил второй курс технического училища по профессии повара в моем родном городе, и мне хотелось помочь парню начать трудовую жизнь. Ему от роду было всего семнадцать с половиной лет и вся ответственность за него перед его же родителями, моим крестным дядей Толей и его женой, да, как впрочем, и за всех остальных перед их семьями, лежала персонально на мне и Димка никогда не уходил с судна без моего разрешения.
- Хорошо, езжайте, - разрешил я, - только к двенадцати часам жду на берегу, прожектор включу, на него и выйдете. Поняли?
- Да, - коротко ответил старпом.
- Не забудь, Серега, тебе с утра на вахту, копать, - предупредил я свою молодежь…
Но ни к полуночи, ни на рассвете никто не вернулся, прожектор так и сверлили всю ночь темноту леса и кусок береговой полосы. Только часов в десять утра, хорошего, солнечного и теплого утра, на берегу появился Димка. Мне пришлось вставать за помощника на утреннюю вахту и я шел по траншее вверх, когда моторист мне сказал, зайдя в рубку:
- Командир, похоже, Димка пришел, посмотри в бинокль, - и он указал место на берегу в зарослях ивы, где кто-то стоял и махал руками.
Я взял бинокль и посмотрел в ту сторону и действительно, там стоял один мой брат.
- Странно, а где это балбес старпом? – сам себя спрашивал я, - съезди, забери его, пусть ко мне зайдет.
Через десять минут Димка зашел в рубку:
- Стас, Серегу менты повязали, а меня отпустили за паспортами.
- За что? – зная уже шесть лет своего старпома, спросил недовольно я.
- Да ничего особенного, сидели в парке, пили пиво и ждали начала сеанса в видеосалоне. Подъехала машина милиции и нас забрали выяснить личности. Когда мы рассказали, что с земснаряда, меня отпустили за паспортами, а его в обезьянник посадили.
- Не может быть, чтобы просто так повязали, я слишком хорошо знаю Серегу. Говори честно, что натворили? – допытывался я.
Димка помолчал несколько минут, но поняв, что все равно не отвертится от меня, сказал:
- Да сидели в парке, шла мимо девушка, а Серега уже навеселе, бутылок пять выпил и начал к ней приставать. Она его культурно отшила и сказала, что скоро вернется. А вернулась через несколько минут в милицейской форме с капитанскими погонами, на «козле» и с двумя ментами. Вот и забрали нас, - закончил свой рассказ брат.
- Вот теперь похоже на правду, Серега, раздолбай, ни одной юбки не пропустит, все-таки нашел приключения на свою з…, теперь из-за него по кушерям лезть. Пошли искать его паспорт в каюте да поехали в станицу, - раздражаясь на своего помощника, зло проговорил я…
Я стоял по стойке смирно и краснел, как провинившийся школьник за своего помощника, который на шесть лет старше меня и имел двоих детей, когда немолодой усатый полковник, начальник Клетской милиции, в своем кабинете при всех сотрудниках отчитывал нас за его поведение в общественных местах…
- Серега, надо же было тебя угораздить, в станичной милиции всего одна женщина и то ты ее где-то нашел. Не сидится спокойно после рюмки, больше праздников не увидите! – раздраженный я вышел из здания отдела внутренних дел, - хорошо еще, если на работу не сообщат, проскочит. А если напишут?..
Впоследствии Серега получил административку, которую прислали по домашнему адресу как раз в тот момент, когда он на десять дней отгулов приехал домой, к жене и детям. Там еще жена Татьяна ему добавила проповеди, хотя, он и пытался врать, утаивая, как было на самом деле. Таня прожила с ним уже десять лет и знала его выходки, поэтому скрыть от нее ему ничего не удалось. Приехав после него в отгулы домой, получил от нее и я за то, что отпускал ее мужа с борта судна…
День молодежи надолго запомнился всему нашему экипажу, и оставшийся период навигации никто больше не просился на берег посмотреть кино в видеосалонах, все довольствовались смотринами друг на друга, поездками домой в отгулы и посещали берег только в магазины за продуктами.