Стремясь наверх, не забывай о ближних

Станислав Климов
Карьера моя обрастала опытом, получаемым в процессе работы и знакомств с интересными грамотными профессионалами своего дела. Семейная жизнь помогала приобретать новые знакомства среди своего круга молодых семей, сходясь, в основном, с теми, у кого были такие же маленькие дети, как наш Илюшка. Начальник техучастка, сам еще чуть за сорок, в конце восьмидесятых сумел завлечь и пригласить в Пятиморск перспективную молодежь с высшим и среднетехническим флотским образованием, тем самым создав хороший задел для работы предприятия. Кто-то сам приезжал, убегая из бывших дружественных республик страны, оседая в наших местах. Многие получили квартиры в нашем доме, и в точно таком же, построенном рядом с нами, водили своих мальчишек и девчонок в поселковый детский сад и там знакомились друг с другом, приводя утром детей и забирая по вечерам их домой. Семьи были разные и приехали из разных мест России и бывшего большого и дружного Советского Союза, но в данной ситуации русские стали там, в бывших братских республиках, никому не нужны, вот и начали съезжаться на свою историческую Родину. Так мы и приобретали друзей, собираясь в компании мужей, жен и детишек, ходивших в детский сад.
Одними из таких и были Андрей и Лена, убежавшие со своими родителями из бунтующего Узбекистана, где национализм процветал во всей красе, русских выгоняли из своих домов и вынуждали увольняться с хорошей работы. Они побросали дома и квартиры, собрали вещи и сбежали сюда, в большую и всех принимающую родную страну. Весной того же девяносто первого года у них тоже родился ребенок, только девочка и на месяц постарше нашего сына. Мы сдружились с ними, вместе встречали праздники и справляли дни рождения, гуляли с детьми и просто общались, найдя общий язык жизни. Они, дети пустынь и песка, были очень далеки от реки и флота, но я сумел их убедить в  нескольких положительных моментах нашей профессии и Андрей решил устроиться на флот, хотя бы пока мотористом. К тому времени обо мне уже сложилось положительное мнение руководства на предмет работы и репутации, выданные мной другим стали что-то значить. Лена выскочила замуж за Андрюху в семнадцать лет, практически сразу после школы, поэтому, не имея какой-либо профессии, еще сидела дома с маленьким ребенком.
Была в нашей молодой жизни и другая семейная пара, убежавшая со своими родственниками от погромов и национализма из Киргизии. Сергей и Марина тоже ничего общего никогда с флотом не имели, но у обоих было среднетехническое образование. Сергей работал в техучастке аккумуляторщиком, очень хотел попасть в плавсостав и, послушавшись меня, начал с мотористов свой путь речника. Марина так же сидела дома с дочкой, родившейся в июле того же, девяносто первого года. Так и образовался наш небольшой семейный круг молодых пап и мам, приятно проводивших свободное время на природе и в квартирах, на реке и свежем воздухе нашей курортной зоны поселка речников.
Через два года работы на флоте мотористом Андрей поднялся на ступень выше по своей карьерной лестнице и расстался со своими женой и дочерью, находясь в свободном полете поиска новой жизни и Любви. Тогда-то, в девяносто четвертом году, при формировании своего экипажа, я и предложил ему перейти ко мне работать капитаном мотозавозни. Для него это была хорошей практикой самостоятельного судовождения, и хорошим глотком свежего капитанского воздуха, отвлекающего от однообразия холостой и одинокой тихой жизни, а я мог всегда поддержать его в новых начинаниях, быть в курсе всего с ним происходящего и научить многим флотским навыкам командного состава, понимая, что вечно сидеть на мотозавозне он не будет. Андрей согласился перейти на земснаряд и мне вдвойне было приятно, что в команде появился еще один человек, которому можно доверять, а он  никогда не подставит и не подведет.
Серега же пока работал мотористом, на год позже Андрея придя на флот, имея на плечах умную серьезную голову, он быстро заработал репутацию грамотного специалиста и я мог не сомневаться, что скоро и он станет капитаном.
Так и шли навигация за навигацией, день за днем, лето за летом, а по их окончании мы встречались своими дружными семьями, справляли праздники, смотрели и сравнивали своих быстро растущих и развивающихся детей, удивляясь, что чужие почему-то росли быстрее. На этом наша дружба не заканчивалась, а крепла и двигалась вперед, понимая, что в этом неспокойном мире невозможно ничего добиться в одиночку, без друзей и вторых половинок, что мир скучен без маленьких и больших родных существ. Помогая друг другу тянуться вверх, мы видели, понимали и принимали курс, взятый начальником техучастка, а он не менялся, так и делая ставку на молодых, перспективных, умных и образованных, к чему мы все и стремились…
Я еще много раз вспомню своих друзей и их жен, детей, растущих не по дням, а по часам, круг нашего общения и дружбы расширялся новыми знакомствами, в него попадали новые семьи с детьми, с которыми мы находили общий язык, живя в большом дружном доме и его окрестностях…