Спотыкаясь о мысли. Часть вторая

Илья Назаров 2
Часть вторая.  Размышлительная.

- Размышляя о счастье, кажется, что только его и не хватает для полноты жизни. Но эти размышления не более  чем утопия. Сбывшееся уже теряет смысл.

- Мне всегда хотелось показать сложность, противоречивость, метаморфозность  человеческой натуры. Как один человек может отличаться не только от  другого человека, но и от самого себя: чувствами, мыслями, эмоциями…

- Гениальность содержит в себе силу реализации, то есть энергию, готовую прорваться в любой момент, увлекая за собой носителя. Талант же -  это только обещание превзойти самого себя.

- Разочарование - эта та форма познания, которую нужно избегать всеми силами. Иначе рискуешь основательно застрять на дне скептицизма.

- Я теряю всякую способность мыслить и вообще что-либо воспринимать в этой жизни , стоит мне подумать о тленности всего живого. Даже мысль о том, что смерть всего лишь переход  в иную форму существования не приводит меня в чувство. Напротив, она мне кажется невзрачной шуткой, остротой, не к месту и ни ко времени, этаким апофеозом легкомыслия в минуту серьёзных размышлений.

- Юность даёт нам столько надежд и веры в будущее, что  разочарование им может превзойти все следующие надежды, а «вера»  покажется словом, лишённым  смысла.

- Я содрогаюсь всем своим существом от любого проявления жестокости, ненависти, от любой вспышки ярости, гнева. Я ещё долго не могу придти в себя. А полностью - никогда. Всё это живёт во мне потрясением.

- Какая непостижимая сила, что за необъяснимый парадокс толкает человека на поступок, который он бы не совершил в девяти случаях из десяти? Ни то ли самое произошло однажды и с Богом?

- Стоит ли всерьёз говорить о вещах, созданных смертными?..

-  Обеспокоен одним обстоятельством: то, к чему я тяготею - результат усилий моих собственных или суть моей натуры?

- Человеческое мировоззрение не статично, во всяком случае,  механизм заложенный в нём, предполагает  динамику, без которой  наше виденье мира со временем приобретает черты загнивания.

- Когда я встречаю старика, то вижу в нём себя, но ведь и он видит себя во мне.  Какие разные взгляды!..

- Софист забавен в своих доводах, если конечно, не пытаться его опровергнуть.

-  Однажды в рефлексии наступает такой момент, когда необходимо остановиться. Она больше не имеет той созидательной силы, как в самом начале, когда мы только принялись за неё. Со временем всё то, что мы узнали о себе полезного,  играет против нас.

-  Понимание того, что всё напрасно способно свести с ума.

- Деградация в человеке начинается незаметно, как гниение зуба.  Опасно запускать свой внутренний мир, наивно веря, что он сам о себе позаботиться.

- Человеческая душа похожа на книгу для слепых. Что-то в ней написано, но мало кто понимает, что именно.

- Вся правда о человеке таится в его сердце, которое остаётся незримым для остальных.

- Бывают мгновения, когда физически ощущаешь  в себе душу. Тогда кажется   невозможным быть вдалеке от веры.

- Любая страсть - это всегда билет в один конец.

- У меня всегда вызывали недоумение люди, умеющие придать своему мировоззрению чёткую форму и разложить «по полочкам» все свои мысли и знания. Мне никогда не удавалось этого сделать, но не потому, что мне нечего разлаживать или придавать, а по причине постоянно одолевавших меня сомнений в истинности и надёжности любой системы.

-  Самый глубинный порок в нас, наша основа основ греха, то самое злополучное второе «я»  достаётся нам до рождения, в том туманном, загадочном мире, где мы ещё не способны проявить себя, осознать и защитить от вторжения из вне…  Это так не честно ,с позиции Бога, - наделять нас подобием проклятия, с которым в течении всей жизни приходиться бороться, противостоять ему и только для того, чтобы раз за разом понимать всю нелепость этой борьбы…

- Когда смерть становится явлением обычным, пропадает её магия. Поэтические образы, философские категории, религиозная мистика, связанные с ней исчезают, как дурман. Остаётся лишь голая действительность. И тут же становится понятно: нет ничего, кроме этой действительности, всё остальное - мыльный пузырь, лопающийся от малейшего её прикосновения. 

- В жизни бывают такие минуты, когда начинаешь быть похожим на спортсмена, вышедшего в финал и задумавшегося над смыслом победы.

- Интересно, а добрые поступки, совершённые под воздействием желания попасть в Рай, являются таковыми? Ведь в таком случае они не более чем маскарад…

- Порою в смысл жизни нужно просто поверить, как в Бога…

- В самокопании нет никакого смысла. Сколько не «откапывай» в себе положительные и отрицательные стороны, в конце концов остаёшься непостижим самому себе.

- Каждый день проходит в борьбе с самим собой. Самая маленькая клеточка,  самая микроскопическая молекула  задействованы  в этой борьбе. Она сродни смерчу, в котором  нет победивших и побеждённых , а только выжившие и перемолотые в нём …

- Вот уж, действительно, - у каждого свой Рубикон! Но преодолев его  оказывается, что существует и второй, и третий… И так всю жизнь.

- « …Я клянусь, что буду чище и добрее…» - сколько раз эта фраза из детской песни становилась моим жизненным ориентиром, сколько раз я повторял её  как заклинание!..

- «Мы живём в жестоком мире»,- спорное утверждение. Часто его произносят в порыве глубочайшего разочарования, либо в состоянии крайней меланхолии, когда всё равно, что утверждать.

- Вот всегда так. Живёшь, любишь, радуешься, надеешься, веришь, а между тем время уходит, изменяя нас…

- Существуют такие глубины мысли, в которых обитает неведомое, постижение которого несёт за собой колоссальные разрушения в человеческом мировоззрении.

-Не представляю себе мир полностью объяснённым и предсказанным. К счастью Вселенная раз за разом подкидывает человечеству всё новые ребусы, опровергающие  решения предыдущих.

- Чувство иллюзии окружающего мира. Но стоит ли доверять ему? Ведь оно может оказаться той же  иллюзией.

- Так устать от жизни, что желать себе смерти и вдруг осознать, что за её пределами всё только начинается. Можно ли после этого всё ещё оставаться идеалистом?

- Желание искусственно украсить жизнь приводит к естественному процессу распада личности.

- Не все Гордеевы узлы ещё разрублены.

- Если допустить, что Бог лепит души, как мы комки из снега, тогда это объясняет почему многие из этих душ рассыпаются ещё при жизни.

- Бог – слово, дающее нам иллюзию уравновешенности мира и хоть как-то оправдывающее наше существование.

- Невозможность противостоять ходу времени априори делает нас несвободными в этом мире. Даже попытки суицида – казалось бы, единственному верному шансу вырваться из временной зависимости – обречены на бесславный провал. Вне жизни свобода теряет свою значимость; ту ценность, какую она имеет для нас здесь и сейчас.

- «Загляни в свою душу!» - советовал Плиний Младший. Но нужно быть достаточно самонадеянным, чтобы верить, будто на её месте мы не обнаружим пустоты.

- Душа - обрывок Вселенной, который после смерти человека возвращается к своему истоку, чтобы оборваться вновь. Вот он – наивысший градус бесприютности, к которому стремились отшельники во все века, не догадываясь, что этот удел доступен лишь вечному.

- Всю жизнь делать анализ за анализом своего «Я» и только в самом конце, наконец, понять, что нужен был синтез…

- Если мы философствуем, то лишь потому, что так до конца и не поняли: живём ли мы, или нам только предстоит это сделать?..

- Каждый новый день доказываю себе, что человек - это «созерцатель высшего в себе», а не «бездна слабостей» .

- Чтобы человек не делал, он всегда ближе к аду, чем к раю. Каждая прожитая минута отдаляет нас от такой желанной цели, как «вечное блаженство» и даже  любое доброе дело совершённое нами, через некоторое время будет перебито одним из «семи смертных грехов». Ведь своей природе человек противостоять не в силах. В итоге, сделав шаг вперёд следующие два мы совершаем назад.

- Наравне с силой тяготения существует и сила саморазрушения, противостоять которой не в силах даже природа.

- Атеистом быть непрактично. Даже если окажешься прав, взамен ничего не получишь.

- Разве это возможно: умерев, поверить в собственную смерть?

- «Всё проходит…» - фраза достойная стать эпиграфом к любому начинанию, к каждому этапу человеческой жизни.

- Святость не имеет в себе жизненной силы, она бестелесный  фантом, разрушительная иллюзия, ложное представление о природе человека. Верить, будто человеку по силам стать святым, значит пребывать в состоянии нездорового иррационализма.

 - Избавившись от своей тёмной сущности, от своего двойника в себе человек неминуемо, наперекор привычной мысли  об идеале, приближается к закату своего существования.

- Всё, что требуется от человека в этой жизни – это прожить её не впадая в рассуждения о ней.

- Иногда бывает так, что потёмки чужой души условны.

- Стоит мне представить систему божественного слежения за человечеством, как вопрос веры отпадает сам собой.

- Любовь к жизни (и всё, что с ней связано), а не страх перед смертью толкает человека в религиозный омут. Не в силах смириться с неизбежной мыслью о конечности жизни сознание цепляется  за любую спасительную теорию, какой бы парадоксальной и нелепой она не была; за любую идею, сколь бы разрушительной она не являлась. Лишь бы она отвечала утвердительно на главный в жизни вопрос: продолжу ли я своё существование после того, как умру?  Это единственное, что глубоко и по - настоящему волнует человека.

- Избавившись от своей тёмной сущности, от своего двойника в себе человек неминуемо, наперекор привычной мысли  об идеале, приближается к закату своего существования. Любой наш изъян, всякая страсть  является доминирующим звеном в мотивах наших поступков.

- Порою Бог представляется мне одержимым художником, продолжающим дописывать уже завершённую картину, с каждым новым мазком придавая ей всё более гротеский вид, не желая таким образом смириться с фактом её создания.

- Две стороны, два мнения, две точки зрения, две концепции, происхождения Вселенной и Жизни на Земле – Большой Взрыв и Слово Божье. Но так ли уж они противоречат друг другу, настолько ли они не похожи и чужды и находятся в разных областях понимания? Странное дело не замечать очевидного, что в корне своём они описывают один и тот же механизм, говорят об одном и том же явлении , только наука делает это языком науки , а религия языком поэзии, если хотите. Ведь взрыв и слово божье – это энергия, а точка (сингулярность) и Бог – её источники. Вот только всё же непонятно происхождение источника…

- Любое «неопровержимое доказательство существования Бога» доказывает лишь одно: тот, кто это доказывает – неопровержимо верит в Бога.

- Стоит ночью за городом в полном одиночестве представить на мгновение летающий гроб или вурдалаков, поднимающих Вию веки, как хочется в страхе запереться в комнате, забраться под одеяло и считать минуты до рассвета, опустошая себя мыслями о спасении души.  Но с первым лучом солнца ночные страхи, казавшиеся такими живыми и осязаемыми, уже не вызывают ничего, кроме улыбки, как и спасённая душа – недоумение.

- Бесспорно, познавая какую – либо вещь, мы вносим в процесс познания  своё представление об этой вещи.

- Добро, как лезвие бритвы. Справа и слева- бездна, которая манит, зовёт, играя на людских страхах и слабостях. Как удержаться на этой тонкой грани, не оступившись? Вот вопрос, стоящей человеческой жизни!..

-  Любая религия берёт мистику и метафизику не из самой себя, не из своей природы, а из данности мира. Мистика и метафизика существовали задолго до рождения жизни на Земле. Она и есть первопричина, основа всего. Мы вдыхаем её, как воздух и вместе с воздухом.

- Бывают мгновения, когда физически ощущаешь  в себе душу. Тогда кажется   невозможным быть вдалеке от веры.

- Жизнь – беспрерывный круговорот страстей в природе.

- Я не однажды задавался вопросом: чем смелость отличается от мужества? И вдруг меня осенило. Быть смелым, значит не испугаться смерти в минуту опасности; быть мужественным - не испугаться жить, когда легче умереть.

-  Нелегко оставаться один на один с самим собой на долгое время. Нет сил сладить,  с открывающимися «истинами». Нет, не в человеческих силах противостоять им в одиночку!..

- Всю жизнь делать анализ за анализом своего «Я» и только в самом конце, наконец, понять, что нужен был синтез…