дежа вю

Татьяна Башкирцева
                Начало и продолжение
                здесь http://www.proza.ru/2013/07/16/1661
                и здесь  http://www.proza.ru/2013/07/26/1993


                Город  встретил  нас  ласковым  солнышком,  улыбающимся  в  лужицах  привокзальной  площади,  только  что  помытой  поливальными  машинами.  Было  еще  очень  рано,  чириканью  птиц  не  мешали  носильщики  и  ещё  непроснувшиеся  торговцы.   Распахнул  приветливо  двери,  специально  ожидающий  нас  автобус.  Водитель  был  радушен,  будто  лично  к  нему  мы  такой  гурьбой  прибыли  в  гости.  А  еще  удивила,  сопровождающая  нас  машина  дорожной  полиции.  От такого внимания стало  весело  и  было  любопытно  наблюдать  изумление  на лицах  редких  в  этот  ранний  час  прохожих,  а  заодно   и  знакомиться  с  пригородом  Тараза.   За  короткий  отрезок  пути  на  себя  обратило  внимание  обилие  цветов,  в  полисадниках   вовсю  уже  цвели  тюльпаны,  нарциссы, маргаритки.  И  кое-где  даже  набрались  сил  пионы,  готовые  вот-вот  показать  себя  во  всей  королевской  красе. 
 
                Автобус  доставил  нас  не  в  город,  а  к  реке  Талас,  за  которой  до  горизонта  тянулась  холмистая  Таласская   долина,  храня  древние  легенды  казахской  степи.  Здесь  находится  санаторий-профилакторий,  в  котором  нам  предстояло  жить  и  соревноваться  в  древней  пастушьей игре.  Я вошла  в  ажурно-кованные  ворота  и  пропала…  не  могла  вздохнуть  от  ощущения,  что  здесь  мне  все  до  боли  знакомо.  Попутчики  мои  пошли  устраиваться,  а  я  погрузилась  в  воспоминания.  Здесь  было  всё,  как  в  далеком  детстве  -  белоснежный  корпус  санатория,  только  более современный,  пятиэтажный  вместо  двухэтажного  моего  детского  санатория  близ  Алма-Аты;  аллея  серебристых  тополей,  более  короткая, чем  в детстве;  плодовый  сад;  черешня,  уже  начинающая краснеть;  прекрасная  клумба  с  ранним  сортом  роз…  А  вместо  арыка  с  хрустальной  горной  водой,  в  виде  естественного  ограждения  территории,  древняя  река  несёт  свои  воды  в  долину,  даря  жизнь.
                Воспоминания  нахлынули  стремительно,  как  в  калейдоскопе,  проплывали  одна  за  другой  картинки  моего  детства.  Вот  мы  на  уроке  природоведения,  стоим  на  самом  краю  белой  балки  вместе  с  мальчишкой-одноклассником  и  пытаемся  по  компасу  определить  направление  от  школы  до  спального  корпуса.  Я  почему-то  волнуюсь,  у  меня  не  очень  получается  успокоить  стрелку,  а  я  не  хочу,  чтобы  моё  волнение  видел  этот  мальчишка  -  уж  очень  он  мне  нравится.  А  вот  совсем  такая  же  лавочка,  здесь  она  на  берегу  реки,  а  в  детстве  у  арыка.  На  ней  мы  с  подругой  плели  по  утрам  веночки  из  одуванчиков,  когда  приходили  за  водой  для  подаренных  мальчишками  вечером  цветов,  читали  вслух  первые  стихи,  мечтали  о  путешествиях  в  дальние  страны.       
                Я  и  не  заметила,  как  подошли  мои  друзья.  До  обеда  оставался  час времени  и  теперь  уже  вместе  мы  пошли  к  реке.  И  здесь  я  находила  сходство  -  на  берегу,  как  и  в  «Аксае»,  росла  джигида,  белое  деревце  моего  детства.  Она  уже  отцвела,  но  ягод  еще  не  было  даже  видно.  Они  только  к  осени  наберутся  спелости  и  окрасятся  в  ярко-оранжевый  цвет.  Какой  чудесный  вид  открывался  взору  -  по  течению  реки  мост  с  автомобильной  дорогой,  против  течения  -  живописная  излучина,  вся  заросшая  кустарником,  на  противоположном  берегу  которой  видны  два  исторических  мавзолея,  являющихся  местом  паломничества  верующих  и  туристов.  Другой  берег  реки,  более  крутой,  радовал  взгляд  яркими  цветами,  желтыми,  фиолетовыми,  голубыми,  белыми.  А  красные  маки  здесь  уже  отцвели…  И  вся  эта  красота  под  необычайно  чистым,  без  единого  белого  облачка,  ярко  голубым  небом.
               А  еще,  я  вдруг  обратила  внимание  на  траву  под  ногами.  Она  в цвет  джигиде  слегка  белёсая,  а  на  ней  редкие  маленькие,  с  трехкопеечную  монету,  граммофончики  нежно-сиреневых  цветов,  похожих  на  вьюны.  Так  вот что  составляло  те  необычно  светлые  пятна  в  предрассветном  покрывале земли!    Такие  незаметные  цветочки,  своей  нежностью  среди  буйства  красок  цветущей  степи  вызывали  восторг,  являя  миру  рай  на  земле!    



О чём ещё вспоминала моя героиня, вы можете прочесть в миниатюрах под общим названием "Per aspera"