Порочен ли человек по своей природе?

Евгений Терещенко
Ответ на поставленный вопрос, предлагаемый христианством и утверждающий наличие в человеке врожденного, первородного греха, не выглядит для меня понятным и убедительным. Уж очень разнообразны трактовки знаменитого библейского мифа об Адаме и Еве, На мой взгляд, вопрос несовершенства и порочности человеческой природы, если правильно его поставить, допускает рациональное толкование и объяснение. Назову две существующие, на мой взгляд, причины зла.

В первую очередь, это эгоистический инстинкт, имманентно присущий природе "индивидуального я» человека. В процессе становления "индивидуального я», начиная с детского возраста, происходит его «абсолютизация», в результате чего человек превращает себя в центр мира, начинает считать свои интересы главными, центральными, а интересы других людей второстепенными, периферийными.  Это явление неизбежно, так как в основе "индивидуального я» лежит Сверхличное Начало, Абсолют. Проявляясь в мире, в инобытии, Абсолют «забывает» о своей истинной природе и отождествляет себя с физическим телом, с "индивидуальным я», и последнее, как было сказано выше, «абсолютизирует» себя. Абсолют, действительно, является центром мира, но только не в своей личностной форме, не в явлении.

Во вторую очередь, это вредные и опасные оккультные сущности, созданные воображением и мыслями самих людей, «астральная нечисть», называемая в христианстве бесами, обитающая в нашем подсознании. Употребляя более или менее понятную для нас, современную терминологию, мы можем сказать о заражении злом «энергоинформационного поля», «ноосферы», «коллективного бессознательного» человечества, с которым связано наше подсознание.

Перечисленные причины и порождают существующее в мире зло, а грех, как образ мыслей и действий, есть следствие поражения человеческой души этим злом. В то же время, кроме пораженного злом подсознания, в каждом из нас присутствует Дух, Божественная Монада, благодаря чему мы можем противиться злу в себе и побеждать его.