Мой народ 1

Владимир Гольдин
   
 
   Недавно мы справляли бар мицву моему четвёртому внуку. Сват снимал это празднество  на кинокамеру. Бар мицва, если кто не в курсе,   это праздник совершеннолетия мальчика. По древней традиции  сие наступает в 13 лет.
 
  Да ,так вот меня как деда виновника торжества  раввин председатель праздника    пригласил в  президиум праздника. И поднялся  я медведь медведем . Ну так схватила кинокамера со спины. Ну прямо черный медведь и вес мой 107 кГ.
   Когда я вчера этот момент увидел в кино , то подумал – так наверно выглядел прадед мой кузнец Мордехай ( это мужское имя персидского происхождения от имени  персидского бога Мардука). Сейчас как раз праздник пурим в честь  того первого Мордехая министра персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша). Он  и его племянница Эстер (Эсфирь в библии  и ныне) спасли еврейский народ от погрома, задуманного Аманом.

 Легенда гласит , что в год рождения  отца моего Айзика , в 1913 то есть,  в белорусском городе Черикове квартировал имперский полк.  Дед кузнец был ещё и габаем, то есть казначеем синагоги. Двое солдат увидели, как он складывает деньги в молитвенник , и решили зайти к нему и ограбить.  Зашли они своими ногами и  с ружьями, а  вышли не своими. Вынес их дед под мышками.  Мне двоих под мышками носить не приходилось, но одного таки да. Борьбой занимался я в молодые годы.  Я и сейчас , мне 76 , служу контролером в спорт комплексе. И парнишке арабу, который служит  у нас  спасателем,  наглядно продемонстрировал насколько я сильнее его.  Вполне культурно – армрестлинг ему устроил. Он всё ершился. Пришлось раз семь его положить, прежде чем он успокоился и признал моё превосходство.  Но это что. К нам приходит один доктор наук архитектор.  Здоровенный детина восьмидесяти трёх лет . Так он плавает на скорость . 60 бассейнов делает за час.  А иногда  и быстрее, а потом идёт ещё в спортзал, где ворочает тяжести.
 Таким был и мой прадед, я думаю.
Дед мой Волк (Вульф) таким не был, но хозяйство имел справное. Третьим ребенком и родился отец мой Айзик. На математической конференции в Дрогобыче доказывал я некоему доктору физмат наук, что Айзик то же что Исаак , но только в английском прочтении. Так что  Исаака Ньютона на родном его английском звали именно  Айзек. А он заявил: Айзек  Ньютон не, не звучит. Так я ему предложил глянуть на обложку  книги Айзека Азимова. Там слева так  и написано Isaak Azimov.Гляньте в Гугле (Isaac Azimov, –Иса;к Ю;дович Ози;мов)
Но 50 лет тому назад Гугла не было и книг этого автора тоже не было ни под рукой, ни под ногой. 
 
   Айзик Гольдин как и положено еврейскому ребёнку начал учить алфавит в 4 года. По этому поводу даже песенка на идиш есть
  Офн припечек брент а фаерл, ин ден штиб из хейс
Унд дер ребеню мид  ден  киндерлех лерн ман алефбейс
  На припечичьке  огонёк горит  и в избе тепло.
А учитель  учит  деточек алфавиту.
  Потом была начальная ешива,

но тут революция дошла и до Черикова.  Евромол забрал его учиться в ФЗУ.
 А потом его в оборот взяла  Красная армия.  Вскоре  его послали учиться в училище связи. Вышел от туда старшиной. Очень долгая служба кончилась и поехал Айзик  Вульфович в Ленинград  учится на лётчика. Но оказалось, что он дальтоник и плохо выдерживает вращение на кресле. Тогда он решил поступать в медицинскую академию. Да только не было у него полного среднего образования. Надо доучится в школе, вечерней разумеется , ну и как-то зарабатывать на жизнь. Зарабатывать он пошел на телефонный завод Красный Треугольник.  При нём и вечерняя школа была.  Тут то он и встретил Басю Мордуховну Басину мою мать. Она тоже и работала и училась рядом с Айзиком.  Они одногодки.  Поженились  и оба одновременно  пошли учиться в мвуз. Но мама  на фармаколога. Да только длилась её учёба не долго,  в 1939–том  родился я, и жить на папину стипендию  стало невозможно.  Назвали меня в честь деда Волком. Значит дед – Вульф к тому времени умер.  В память по живому не называли детей  евреи, так что Абрам Абрамычей и Исаак Исааковичей не бывает. Деда, как я догадываюсь, переехала тачанка гражданской войны потому то  он так мало прожил.  Умер до моего рождения.

  По-украински  волк – вовк. Вот и стал я Вовкой.
  Красивый был малыш, как девочка. Мама принесла меня показать однокурсникам  отца. Кто-то из них сказал:
«Какая красивая девочка!»
 Тут я обиделся и  яростно заявил:
«Я не девочка, я мальчик!»
Было мне год и восемь месяцев. С тех пор и живу с этой яростью. Ох и дорого мне эта  ярость моя мне обошлась.  Но об этом потом.
 А тогда   жить в одной комнате в две семьи оказалось очень не здорово. Мамина сестра Роза с дочерью Светой там же жила.

 Решено было увезти меня в Чериков к бабушке Саре. Там простор и опять же свои фрукты и овощи, молоко и куриное мясо тоже своё.
 В начале июня 1941 года мы с мамой уже беременной моей сестрой и оказались в Черикове. А что было 22 июня того страшного года  это все знают.  У младшего брата отца Гирша как раз выпускной  вечер был. Он школу кончил.
Вот он и разбудил мою мать
– Буся, началась война.
  Мама моя думала недолго. Подняла всех и  ещё до рассвета вывела всех на восток Всем велела взять только   документы и деньги . Все– это бабушка Сара,   сестра отца тетя Роза сердечница учительница русского языка,  жена папиного брата  тогда уже лейтенанта Михаила с тремя детьми. Старшей Любочке  было пять лет и она пошла своими ногами и умерла в дороге.
Циля и Сима остались живы, а их мать исчезла.

   Через несколько дней в пути мама  вывела  всех к железнодорожной станции. Там оказался санитарный поезд . На моё счастье командовал поездом друг отца. Вопреки всем запретам  он взял всю мамину команду и высадил  только под Воронежем у деревни Репьёвка. Там  мы прожили год. Мама пошла работать в детский сад  и тем прокормила всю семью.
    А потом и туда подошли немцы. Тут уж нас всех организовано выковыряли  Тогда именно так выражались «Выковыреные», вместо сильно умного эвакуированные.  Да и и привезли  в Казахстан в Алма-Ату. Мама быстро сообразила, что в той теснотище и грязище  нам не выжить и повезла всех нас в стоявший всего в пяти километрах от столицы   колхоз Красный Восток.