Из дневника 29 Немного из А. Камю

Елена Пацкина
Сегодня немного из А. Камю:

«В молодости я требовал от людей больше, чем они могли мне дать: постоянства в дружбе, верности в чувствах. Теперь я научился требовать от них меньше, чем они могут дать: быть рядом и молчать. И на их чувства, на их дружбу, на их благородные поступки я всегда смотрю как на настоящее чудо – как на дар Божий».

В молодости все мы в той или иной мере идеалисты с вычитанными в книжках фантазиями на тему вечной любви и самоотверженной дружбы. «Я знаю, ты мне послан Богом», думалось не раз и не два, в начале новых и – увы – скоротечных влюбленностей. Пожив и утратив иллюзии, с грустью научаешься желать меньшего. И вполне согласна с Камю: проявление внимания, доброты, тепла и дружеского отношения принимаю как неожиданный подарок.
Тронута и благодарна.

«Заблуждения радостны, истина страшна».

Это верно. Хотя и не ново. Отсюда необходимость религий, обрядов, всех суеверий.  И легкость для мошенников устраивать секты, подчинять и обирать свою паству. Не так давно, например, судили «бога Кузю» (!), который избивал и грабил своих приверженцев. Невозможно понять, что у людей в голове. Разума, конечно, полное отсутствие, зато в душе жуткий страх жизни. А так как жить вообще  нелегко, этот Кузя подбрасывал им радостные заблуждения. И они радостно шли к нему на расправу.

«Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданью, завершается, приходит смерть».

И куда в таком случае поступает эта новорожденная? Если она тут же погибает вместе со своим домом – телом, то для чего все эти муки рождения? Она по справедливости должна попадать в какое-то хорошее место для доводки и корректировки. И дальнейшей жизни?
Иначе зачем она вообще рождалась?