Время смыслов. Глава 64

Леонид Бликштейн
1. В предшествующей 63й главе мы познакомились с конкретным примером сосуществования двух противоположных контекстных модальностей в США первой половины 19 века: транспозиционной на Севере и позиционной на Юге. Как мы убедились, Токвилевское сравнение преобладающего типа идентичности в этих двух регионах более или менее соответствует обозначенным мной чертам каждой из этих модальностей. Но нам пока неясно насколько само Токвилевское описание соответствует исторической реальности.

2. Вот что можно сказать по этому поводу, не слишком влезая в детали, чтобы не уходить от основной линии нашего изложения. Хотя Токвиль безусловно упрощал сложную картину общественного развития, чтобы заострить и выделить наиболее важные, с его точки зрения положения, эти положения в основном отражают реальные различия между Севером и Югом.

3. Хотя большая часть белого населения на юге (три четверти или около того) рабов не имела,психология этих белых бедняков всё же складывалась под влиянием рабства и связанной с ним иерархической расовой привилегии, которая объединяла белую бедноту с использовавшим рабский труд фермерским средним классом (примерно 80 процентов рабов принадлежало небогатым фермером имевшим собственное хозяйство и вместе с рабами трудившимся на полях).Социальный статус рабочих и ремесленников был ниже чем на Севере, их политическое влияние было совсем невелико, тон в жизни южного общества задавала рабовладельческая аристократия.

4. К началу гражданской войны на Юге проживало 35 процентов американского населения, но там находилось только 15 процентов промышленности (это отставание Юга от Севера в области промышленности и транспорта Токвиль не без основания связывал с низким уровнем уважения к труду и к деловой активности в южном обществе).Вместе с тем роль денег и рынка в этом обществе с его ориентированной на экспорт хлопковой экономикой за счёт расцвета которой рабство на Юге вновь процветало, оставалась высокой.

5. Может быть лучше всего можно увидеть,насколько точно уловил Токвиль основную тональность южной идентичности, если сравнить его описание которое я цитировал в прошлой главе, с биографиями и высказываниями знаковых фигур Конфедерации рабовладельческих Южных штатов. Мы ограничимся здесь одной такой фигурой. Это пожалуй самый знаменитый из кавалерийских командиров армии Конфедерации генерал лейтенант Натан Бедфорд Форрест (1821/1877). Лихой наездник и рубака Форрест, который за время войны лично убил или тяжело ранил около 30 северян,получил от своих товарищей прозвище "волшебник седла".

6.Форрест был одним из 12 детей в семье кузнеца. Он не получил систематического образования,но (как и типичный южанин в описании Токвиля) рано привык обращаться с огнестрельным и холодным оружием и освоил искусство рукопашного боя. В 1845 г., когда Форресту было 24 года, братья Мэтлок и их помощники (всего 4 человека) напали на улице на его дядю и делового партнера Джонатана Форреста и нанесли ему смертельное ранение. Присоединившись к схватке молодой Натан Форрест из двуствольного пистолета застрелил двух из нападавших и ножом серьезно ранил двух других,вынудив их бежать с поля боя.

7. Плантатор и работорговец Форрест быстро сделался одним из самых богатых людей на Юге и принял активное участие в местной политике. С началом войны он добровольцем вступил в армию Конфедерации и вскоре стал командиром одного из кавалерийских полков, а затем кавалерийской бригады,дивизии,корпуса.Он неоднократно наносил северянам тяжелые поражения. Однажды он разбил и вынудил капитулировать посланное на борьбу с ним крупное соединие федеральной армии, по численности значительно превосходившее его собственные силы.

8. Знаменитый северный генерал Уильям Шерман в 1864 г.требовал любой ценой поймать и уничтожить Форреста и его людей. Тяжелым пятном на репутацию Форреста, который обычно неплохо обращался с военнопленными, легло убийство сотен черных и белых солдат армии Севера частями, находившимися под его командованием во время взятия Форта Пиллоу. Южане, разьяренные участием черных солдат (многие из которых были их бывшими рабами)в войне на стороне Севера,нередко убивали попавших к ним в плен афро-американцев на поле боя. До конца своих дней Форрест продолжал утверждать,что он невиновен в этом преступлении (см. его речь в следующей главе).Но даже если он не отдавал приказа об уничтожении пленных (мнения историков здесь расходятся), а расследование, проведенное по приказу генерала Шермана после войны, наличия такого приказа не подтвердило,он все же нес ответственность за поведение частей, находившихся под его командованием.

9. В конце войны Форрест категорически отверг предложения некоторых из своих товарищей продолжать борьбу и признал власть федерального правительства. Когда возникла угроза войны с Испанией он выразил готовность вновь поступить на военную службу в письме своему старому врагу Шерману, в то время командовавшему американской армией,на что тот откликнулся теплым письмом.

10. Вместе с тем в это время Форрест выступает против предоставления избирательных прав освобожденному от рабства черному населению Юга и становится одним из лидеров только что возникшего Ку Клукс Клана (ККК). Однако вскоре он отходит от руководства Ку Клукс Клана и перестает принимать участие в его деятельности.

11.В одном из своих выступлений этого периода он призвал своих слушателей почтить память павших солдат армии Севера, против которой он так успешно сражался. В 1875 г.(за два года до своей смерти)он шокировал своих расистски настроенных товарищей и сослуживцев речью на собрании афроамериканской ассоциации за расовое примирение, где он представил себя другом и защитником черного или по его выражению "цветного" населения Юга, и выступил за  политическое равноправие, сотрудничество, братство и примирение двух расовых групп.

12.В следующей 65й главе мы займемся контекстологическим анализом этих двух ключевых текстов Форреста с тем чтобы посмотреть, как выражены в них основные черты позиционной контекстной модальности.Это поможет нам затем сравнить южную и северную парадигмы идентичности, используя тексты и высказывания знаковых политических деятелей с обеих сторон этого противостояния.