Возвращение домой

Павел Филимонов 82
Я и мой приятель Леха стояли в тамбуре. Поезд покачиваясь приближался к Свердловску, постепенно снижая свою скорость. Так получилось, что в части нам выдали билеты только до Свердловска, дальше действовало воинское предписание, по которому тебе могли дать билеты сразу, если было их наличие, или ты мог протусоваться на вокзале несколько дней при отсутствии билетов.  Я спрыгнул на платформу одним из первых, за мной Леха, и мы потрусили к центральному залу вокзала. Ехали мы в гражданской одежде, но голодный взгляд и усталость выдавали в нас солдат срочной службы. Можно конечно было одеть и «парадку», которую мы готовили в армии, но палиться перед патрулем за неуставной внешний вид очень не хотелось.
- Фил, сколько там времени? – глубоко затягиваясь сигаретой спросил Леха – А то я с этой сменой часовых поясов совсем выпал из ритма жизни.
- 5:30 по местному времени – сообщил я взглянув на часы – 3:30 по Москве
- Ни хрена себе точность – удивился Леха – Как ты умудряешься?
- Что умудряюсь – не понял я
- Ну время точное назвать – хмыкнул он
- А ты на вокзал посмотри – улыбнулся я и ткнул пальцем на огромные электронные часы
- Хитрожопый ты, Пашка – пробурчал Леха сетуя на свою недалекость.
Не смотря на раннее время на вокзале было достаточно людно: было много гражданских и, наверное, не меньше военных. Мы подошли к воинским кассам и протянули предписания с «военниками». Кассирша - не молодая женщина, посмотрела на меня и Леху уставшим взглядом и с легкой раздраженностью сказала:
- Куда следуете?
- Доброе утро – поздоровался я, выступая в качестве старшего нашей команды. – Нам бы в Казань.
- Есть вечерний поезд в 16:55 – отрезала женщина устало.
- А чего-нибудь по раньше нет? – поинтересовался я – Нам очень нужно домой.
- Есть проходящий поезд, прибывает через 20 минут и будет стоять всего 5 минут, но там места только сидячие остались.
- Отлично! Мы берем. – обрадовавшись, ухватился за возможность я.
Женщина улыбнулась и очень быстро оформила нам билеты. Мы поблагодарили женщину-кассира и поспешили на выход. Подходя к переходу, нам преградили путь двое солдат.
- Командир патруля Иванов – напыщенно представился один – Ваши документы.
Солдат пытался выглядеть важно, но что-то было не так. Его напарник постоянно вертел головой и воровато оглядывался.
- А в чем собственно дело? – поинтересовался я.
- Проверка документов – отрезал тот
- А на каком основании? – начал закипать Леха, время неумолимо шло и поезд уже скоро должен был подойти на платформу. – С чего вы решили, что мы военные?
- А вы стояли у воинских касс – сказал более настойчиво Иванов – Документы!
Я полез было в карман за военником, как вдруг Леха остановил меня.
- Причина проверки?! – быстро с нажимом сказал Леха – Где старший патруля?!
Иванов замешкался и посмотрел в сторону пряча от нас свой взгляд. Вдруг Леха саданул второму «патрульному» головой в переносицу и тот обмяк, а я машинально ухватил Иванова за шкирку и потянул за близ стоящий ларек.  Леха тащил второго «патрульного» за мной.
- Вы чего парни!? – умоляюще проговорил «Иванов» - мы же прикололись.
- Я тебе щас, душара, так приколюсь – прошипел Леха – Ты сука до дембеля будешь меня помнить
Леха прописал «Иванову» разок по яйцам, от чего тот переломился по полам, затем хлопнул резко по ушам и повалил приколиста на снег замыкая свое комбо болевым приемом. Сработал профессионально. Вот что значит служить в мобильной роте. 
Мы бегом бежали уже к подходящему поезду. Наспех нашли свой вагон, показали билеты проводнице и заскочили внутрь. Вагон был пустым и безлюдным, вокруг не души. Чисто, уютно, кресла откидываются. Что еще нужно для нормальной поездки домой? Еда. Нужна еда, потому как ели мы в последний раз почти сутки назад, потому как наши запасы кончились. В желудке предательски урчало.
- Леха, ты как ублюдков вычислил? – лениво, как бы между прочим спросил я.
- Так они сидели рядом с кассами – ответил Леха зевая – И потом ты ведь сам ходил в патруль и знаешь установленный внешний вид.
- А что с внешним видом? – с неподдельным интересом спросил я.
- А то, что в патруль заступают только в шинелях, а эти были одеты в бушлаты и зеленку нового типа – начал пояснять он. – Ремни были новые и с зелеными тактическими бляхами, кокарды тоже зеленые, шапки мятые – новые. Так что это был изначально ****еж чистой воды.
- Мда… Потерял бдительность – посетовал я. – Чуть не развели как лоха.
- Нормально. – констатировал Леха и снова зевнул – давай спать что ли, а то жрать охота.
Я тоже повернулся на бок и погрузился в чуткий беспокойный сон. Ехать до Казани предстояло долго, а денег в карманах не было совсем. Я сам не заметил, как закимарил. Снились мне последние часы сборов и подготовки к поездке домой. С бегунком я пробежал по всем инстанциям за час и умудрился собрать подписи со всех ответственных лиц. У других дембелей на данную процедуру уходило оп несколько дней, а мне пришлось совершить невозможное. Самое трудно было вызвонить начальника финансовой части и стребовать с него денежное довольствие. Но капитан Крупнов был мужик нормальный и помог быстро решить этот вопрос в знак благодарности за когда-то оказанную ему помощь в ремонте домашнего компьютера. Вот ведь, никогда не знаешь кто тебе пригодится. Крупнов был заядлым геймером, но ужасно безграмотным пользователем компьютерной техники. Пришлось чистить его «машинку», переустанавливать систему и удалять мусор. Крупнов же никогда не жадничал и всегда угощал куревом, а я помогал ему как мог в свободное время. Он же помог переправить в Комсомольск на Амуре сумку с парадной формой и прочими «запрещенными» предметами в составе дембельского альбома, сувенирами армии и сухим пайком на три дня.   
Автобуса в тот день в Комсомольск не предвиделось. Нас пообещал добросить до вокзала Андрей Маратканов, и он же проконтролировал нашу посадку в поезд. С Андреем мы проехали в командировке всю страну и отношения с ним сложились практически дружеские. Зная, что денег нам выдали с Гулькин нос, Андрей впихнул мне в карман тысячу рублей в качестве подарка. Я пытался сопротивляться, но Андрей не принял отказ:
- Считай, что это благодарность тебе за помощь в несении службы. Лишними не будут. – отрезал новоиспеченный капитан.
- Спасибо – только и смог понуро выдавить я из себя.
- Вот тебе мой адрес и мобильник. Там же записана электронка – продолжил Андрей – Если что, не забывай.
Я открыл глаза. Поезд остановился на очередной станции. Но в наш вагон так никто и не зашел. Проводница прошла мимо нас. «Симпатичная, хотя уже и не молодая» - пронеслось у меня в голове и снова прикрыл глаза.
- Молодой человек – услышал я голос проводницы – Молодой человек, проснитесь.
- Что?! – я дернулся от неожиданности и закашлялся
- Можно Вас попросить о помощи – тихо сказала проводница, стараясь не разбудить Леху.
Леха спал как сурок, и не реагировал на внешние факторы. «Счастливый человек» - подумал я.- «Служил в роте быстрого реагирования, когда нужно просыпаться по первому шороху, а тут и ухом не ведет. Храпит себе и в ус не дует».
- Конечно. Что нужно делать? – ответил я проводнице.
- У меня там дверь не закрывается, нужна ваша сила, чтобы захлопнуть и закрыть шпингалет.
Я поднялся, размял затёкшее лицо и двинулся вслед за проводницей. Дверь просто обледенела, и чтобы ее захлопнуть, нужно было приложить большое усилие.  Я размахнулся, хлопнул дверь и повернул ручку шпингалета. Все было готово.
- Спасибо большое – поблагодарила проводница – А вы чаю хотите?
От этих слов, мой желудок утробно рыкнул.
- Вижу, что хотите – не дождавшись моего ответа прощебетала она. – Приходите к моему купе. Я пока чайник поставлю.  Меня к стати Ларисой зовут.
- Спасибо. Обязательно буду. – смутившись буркнул я. – А друга можно позвать?
- Ну конечно – улыбнулась Лариса и качая бедрами удалилась к себе.
Я зашел в туалет, умылся и посмотрел в зеркало. В отражении был кто-то другой. Кто угодно, но только не я. Голодный взгляд, впалые щеки и провалившиеся глаза вокруг которых синели мешки. «Ну и упырь» - подумал я и улыбнулся своему отражению.
Леху я растолкал с трудом.
- Пошли чай пить – лениво обронил я
- На какие шиши? – недовольно буркнул Леха – денег то нет.
- Лариса угощает – улыбнулся я в ответ
- Кто такая Лариса? – не желая открывать глаза спросил он
- Наша проводница – я уже начинал раздражаться – так ты идешь или как? Я ведь все один сожру, если ты будешь едалом щелкать.
- Да иду-иду – буркнул Леха и поднялся с кресла.
В купе проводницы Ларисы был идеальный порядок и это сразу бросалось в глаза. На небольшом столике стояла небольшая ваза с конфетами и печеньем, а на небольших тарелочках ровными рядами лежала колбаса, сыр, душистый хлеб и нехитрые соленья. Завершали этот натюрморт три чашки черного чая.
- Кушайте мальчики – прощебетала Лариса и улыбнулась нам.
- Спасибо – поблагодарил ее я, кидая в чай два кусочка сахара,
- Патиба – запихнув в рот бутерброд и громко чавкая поддержал Леха.
Глядя на то, как Леха живо закидывает в рот провизию Лариса только умилялась. А я решил, что в данной ситуации не до приличия и тоже стал остервенело жевать предложенное угощение. В процессе чаепития Лариса нас расспрашивала про службу, про дом, про планы на жизнь. Мы охотно отвечали и всячески поддерживали беседу, бессовестно уничтожая снедь.  Очень быстро стол опустел, а мы с Лехой поспешили откланяться. Как в известном мультике про Винни Пуха: если нечего больше есть, то нам пора. Лариса улыбалась и предлагала еще посидеть с ней. Мой боевой товарищ сбежал оставив меня наедине с это приятной женщиной.
Время шло медленно, и от нечего делать я помог Ларисе вымыть посуду и прибрать со стола, подкинуть в топку угля (благо опыт имелся) и еще кое чего по хозяйству.  Переделав все дела мы вышли в тамбур перекурить.
- Хочешь рюмочку наливки? – выдыхая ароматный дым тонкой сигареты «Киз» спросила меня Лариса
- Кхм. Да как-то неудобно – растерялся я
- Ну составь мне компанию, - попросила она – голова с утра болит, а пить одной как-то не то.  Теперь до Казани будет только одна остановка, а ехать еще больше восьми часов. А твой друг дрыхнет как будто только три смены отпахал.
- Ну если только чуток – согласился я.
Мы расположились в ее купе. Лариса нарезала тонкими ломтиками лимон, поставила две граненые рюмки и вручила мне литровую старинную бутыль с маслянистой жидкостью красного цвета.
- Ну, наливай – все с той же лукавой улыбкой распорядилась Лариса.
Я послушно наполнил сосуды и вручил один ей.
- Давай за знакомство – не дав сказать мне ни слова предложила она.
- За знакомство – поддержал ее я и мы чокнувшись рюмками выпили.
Наливка оказалась крепкой, но сладкой, настоянной на травах и ягодах. Аромат был великолепный, как и вкус, но после первой рюмки в голове зашумело, а по телу разлилось приятное тепло.  Вторая рюмка пошла за встречу, а третья за родных и близких. Вышли снова в тамбур покурить. В разговоре выяснилось, что ей тридцать два года, в разводе, есть дочка первоклассница и живет она с мамой. Сетовала на трудности, но не обременяла меня своими проблемами. Постоянно шутила, рассказывала какие-то истории из разряда работы.
Мы вернулись в купе и налили еще по одной.
- А давай выпьем на брудершафт? – предложила Лара.
- Легко – изрядно захмелев ответил я
Сказано – сделано. Налили, скрестили руки и выпили.
- После такого тоста принято целоваться – томно сказал Лариса
А я ничего не ответил и просто прильнул к ее мягким губам. Ах какой это был поцелуй… Мое естество встало по стойке смирно и уперлось ей в бедро. Лара не спешила отрываться от меня, и мы продолжали этот затянувшийся поцелуй.  Целовалась она отменно, ее язык во всю шуровал у меня во рту переплетаясь с моим.
- Подожди – прошептала Лариса оторвавшись от меня – я сейчас.
Она выскочила в вагон и через минуту вернулась.
- Твой друг все еще спит, я ему дала подушку и одеяло, чтобы было удобнее. Так что он нам мешать не будет – лукаво проговорила она и закрыла купе. Подошла ко мне, уселась на колени и впилась в меня очередным поцелуем
Темнота. Размеренный стук колес и редко мелькающие столбы за окном. Сколько я провел времени в объятиях Ларисы я не знал… Да это было и не важно. Важно было мое состояние. Я чувствовал в себе пустоту. Не помню сколько заходов было, им я потерял счет, но я отдал все, что накопилось во мне за этот год проведенный в стенах части. Дверь купе открылась, зашла Лариса.
- А, проснулся? – тихо спросила она – Ну ты и даааал. Давненько у меня такого не было. А еще говорят, что в армии бром подливают в еду. Врут. Нагло врут.
Я молчал. Почему-то мне было стыдно за свою слабость и любвиобилие.  Я старался не встречаться с ней взглядом.
- Знаешь, мне давно не было так хорошо – сказала Лара и обняла меня – Спасибо тебе.
- За что? – еле выдавил из себя я
- За все. Просто спасибо, что ты был со мной, пускай и не долго.
- Мне тоже было хорошо.
- Ну и отлично – засмеялась она. – А теперь тебе пора собираться. Мы уже подъезжаем к Казани.
Я вышел из купе. Леха уже стоял в тамбуре с моими и своими вещами и осуждающе смотрел на меня. Лариса стояла с нами и курила. Когда поезд остановился, она открыла дверь, обняла меня на прощанье и чмокнула в щеку.  Так мы попрощались и больше я ее никогда не видел.
В Казани мы были в десятом часу вечера. Последний поезд давно уже ушел, а куковать на вокзале радости никакой не было. Мы с Лехой переоделись в парадку, гражданскую одежду распихали по сумкам. Перейдя в зал ожидания стали соображать – как быть дальше. С одной стороны, у нас денег не было совсем, с другой до первого поезда в нашу сторону больше семи часов ожидания. Вариантов было не много. Я предложил выйти на улицу и стрельнуть сигарет, курить хотелось очень сильно.
- У меня тут где-то не далеко свояк живет – размышляя сказал Леха – только хрен его знает где.
- Ну и как это нам поможет? – сыронизировал я.
- Ну сам предложи варианты тогда – буркнул недовольно тот в ответ.
Мы вышли на свежий воздух. Начинали падать редкие снежинки, но было еще тепло. На улице несколько мужиков курили в стороне и о чем-то говорили на своем наречии. У больно знакомые слова проскальзывали, и я решил подойти.
- Добрый вечер – поприветствовал я их – У вас закурить не найдется?
Мужики оглядели меня с некой подозрительностью и молча протянули пачку «Балканской Звезды». 
- А можно я возьму еще одну сигарету для товарища – спросил я, но мужики ничего не ответили и только один кивнул головой.
- Спасибо – поблагодарил их и отправился восвояси.
- Слышь, Леха, это по ходу Марийцы – тихо прошептал я товарищу.
- С хрена ли ты так решил? – удивился он
- Да уж больно речь у них знакомая. Я ее столько наслушался живя в нашей глубинке.
- Ааа. Тогда погоди, я ща приду – ответил он и пошел к мужикам.
Леха ловко по-свойски подошел к компании мужчин и заговорил на чистом марийском. Я просто охренел от такого расклада. Никогда бы не подумал, что Леха знает свой родной язык. Спустя пару минут, он махнул мне рукой, и я подошел к диаспоре. Мужики оказались из Морков, встречали с прибывающего поезда знакомых на автобусе и любезно согласились подвезти нас по пути. Спустя два часа я брел в одиночестве по улице своего родного поселка приближаясь к родному дому, а мой боевой товарищ отправился дальше.
Удивительно, но в окнах родительской квартиры горел свет. Первый час ночи, а они не спят. Ватными ногами я поднялся на свой этаж. Стоял пару минут перед знакомой дверью и все не решался позвонить. Собрался. Жму на звонок, слышу знакомое чириканье. Дверь открывает отец.
Сидим на кухне. Мать разогревает макароны, украдкой вытирая слезы, а батя расспрашивает о дороге. Наконец то дома, как будто и не уезжал. Сна нет ни в одном глазу.
- Чем заниматься думаешь? – интересуется отец
- Ну что ты лезешь со своими разговорами? – сетует мать – Дай сыну поесть.
В планах было много всего, но мало что осуществилось. Я видел свою жизнь после армии совсем другой и тогда, в далеком 2004 году казалось, что передо мной открыты все горизонты. Много ли я достиг? Наверное, нет. Сейчас мне идет четвертый десяток, и я понимаю, что время идет неумолимо вперед, а еще столько не сделано.
Многие говорят, что в первые года часто снится армейская жизнь и призыв. Так и есть. Мне до сих пор, спустя 12 лет снится призыв и служба. А если подумать, то я и сейчас бы с удовольствием сходил еще раз на два года.  И я не соглашусь, что от армии нет пользы. Она есть. Просто нужно уметь ее видеть и быть хоть чуточку патриотом своей Родины.