Эпопея Рахлиных

Александр Анайкин
Если ассоциировать СССР с человеком, то можно с уверенностью определить это государство как некую личность из-за угла мешком напуганную, настолько пугливыми являлись действия советской власти. Особенно ярко это можно видеть на действиях советской цензуры. Взять, хотя бы, запрет на библию в СССР. Ведь одно это уже означает отвержение целого пласта человеческой культуры. А сколько других поистине нелепых запретов возводила советская власть, и перечислить невозможно. Да у нас и сегодня, к примеру, народ не имеет возможность хотя бы ознакомиться с произведениями многих писателей лауреатов Нобелевской премии, чего же говорить о временах СССР. Хотя в настоящее время мы всё же имеем некоторую возможность получать информацию, за которую раньше человек бы получил огромный тюремный срок, причём без суда и следствия, как бы автоматически за одно деяние, несовместимое с советской мифологией.
Одной из таких замечательных книг являются мемуары супругов Рахлиных, которые были депортированы из Литвы буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Книга называется «Сибирская сага. 16 лет возвращения». Никакой Солженицын и в сравнение не идёт с этим небольшим жизненным произведением, тем более, что книга написана хорошим литературным языком. А то, что она правдивее всех опусов Солженицына буквально на несколько порядков, об этом и спорить не приходиться.
Вот на некоторых моментах из данного произведения Израэль и Рахиль Рахлиных я и остановлюсь. Вначале, конечно, коротко поясню, кто такая семья Рахлиных. А кто? Да простые капиталисты, вполне успешные предприниматели, вернее данное определение относится лишь к главе семейства Израэлю, который окончил университет Лейпцига, знал пять европейских языков. Его супруга была лишь домохозяйкой, хотя тоже образованной весьма неплохо.
Вполне естественно, что такое семейство в глазах советской власти являлось попросту врагами. В документах НКВД о супругах так и записано – «социально опасные элементы». Вот ведь кого советская власть объявляла опасными элементами, людей честных, высокообразованных, культурных и очень работящих. Естественно, что власть, где и высшие деятели государства имели порой лишь два класса образования, в конце концов закончила своё существования, в одночасье развалившись как карточный домик, хотя не находилось ни в состоянии войны, ни в результате развала всей инфраструктуры от стихийного природного бедствия. И, тем не менее, СССР ушёл в небытие, наподобие мифической Атлантиды. Только память он о себе оставил очень кровавую.
Как происходила депортация «остатков капитализма? В дом вламываются сотрудники НКВД и местный партийный функционер, всех сгоняют в одну комнату, всех ставят к стене с поднятыми руками и производят сначала личный обыск каждого, а потом обыск жилища. После окончания обыска мужчин и детей ставят на колени лицом к стене, руки на затылок, а женщинам приказывают собрать в дорогу минимум вещей. На семью Рахлиных, состоящую из двух малолетних детей, один из которых грудной, престарелой матери Израэля и супруги, полагалось брать не более ста килограммов. А дальше телятник, где людям приходилось справлять нужду прилюдно в общее ведро или в дырку в полу вагона. Охрана состояла из армян, практически не владеющих русским языком. Это общая практика в СССР, когда конвой набирается из людей нерусской национальности, причём из людей, плохо владеющих русским языком и вообще попросту малограмотных. Кстати, интересный момент. На станциях Литвы депортированных местные жители снабжали бесплатно продуктами, детей молоком. Не боялись даже войск НКВД. Вот такое было отношение к советской власти в Прибалтике.
И ещё интересный момент. Рахлины повествуют о воздушном бое, произошедшим между немецкими и советскими лётчиками, хотя до начала войны ещё оставалось более недели. Два советских пилота в этом бою погибли и их с воинскими почестями хоронили в Каунасе. Причём то, что лётчики погибли в бою, было объявлено официально. Даже один этот факт разоблачает советский миф о внезапности нападения немцев.
Ну, что описывать дорогу в телятнике, где людей, как в бочке сельдей. И дети, и взрослые в одном вагоне. Некоторых мужчин, которые превратились в арестованных, отделили от общей массы, остальные и мужчины и женщины ехали не разделённые по половому признаку, справляя нужду в общее ведро или дыру в полу.
По приезде в район Бийска власти устроили рынок рабов, аналогичный тому, который советские люди знают по роману Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». На этом советском рынке местные хозяйственники тоже выбирали рабов, разбирали себе бесплатную рабочую силу.
Семья Рахлиных попала в крупный совхоз, где Израэля определили бухгалтером. Не потому, что человек окончил экономический факультет престижного университета, а по причине инвалидности Израэля: тот в детстве переболел полиомиелитом, отчего миастения нижних частей ног осталась у него на всю жизнь. Попросту говоря, мышцы ниже колен остались неразвитыми.
Интересно изображение быта советских колхозников того периода. Например, Рахиль очень удивил стандартный обед крестьянской семьи: картошка в мундире, крупный кусок хлеба с солью и всё это запивается простой водой, что крайне изумило депортированную женщину. Действительно, есть чему поражаться, ведь не молоком запивают свою картошку с хлебом, а простой водой. Напомню, что это был крупнейший совхоз Алтая, где ещё не ощутили тяготы войны. А как крестьяне в менее зажиточных колхозах и совхозах питались? Тут и спрашивать нечего.
Крестьяне очень удивлялись ежедневной стирке Рахиль детской одежды: удивлялись и самой стирке и тому, что одежда детей при этом не линяет. А с чего бы одежде хорошего качества линять?
Очень удивлялись крестьяне и наличию аж четырёх кроватей, которые выделили на семью Рахлиных. В советских крестьянских семьях на семью приходилась лишь одна кровать, на которой спали родители, остальные члены семьи спали на полу.
Даже само описание быта того времени весьма интересно. Пустые полки магазина, мизерная заплата бухгалтера, которой хватало лишь на неделю. Барахолка, которая функционировала по воскресеньям, была единственным местом, где можно было приобрести одежду или обувь. Так что, как можно понять из книги, чудовищный дефицит товаров существовал в СССР всегда.
Забавный случай с приобретением двух килограммов кофе описывают авторы. Продавец сельмага понятия не имел, что за зёрна в мешке доставили с центрального склада. И даже не советовал Рахиль покупать это, потому что из такого зерна даже каша не вариться. Но ведь продавец видел в накладной название товара, а это значит, что человек вообще не имел понятия, что такое кофе и как его потреблять. Вполне возможно, что никто в районе не имел об этом продукте ни малейшего понятия и Рахиль просто подсунули этот мешок, чтобы узнать, как женщина поступит с таинственным продуктом. Не будем забывать, что в то время подавляющее количество руководителей имело весьма низкий образовательный и культурный уровень.
В совхозе женщины были поголовно неграмотны, лишь некоторые могли с трудом написать свою фамилию. Поэтому бабушка Рохлиных и читала, и писала письма сельчанкам. Некоторые крестьянки за эту услугу, не имея ни денег, ни продуктов, предлагали престарелой женщине поискать в волосах и поуничтожать вшей. А ведь люди жили не вдали от дома, в походных условиях, они жили в своих домах. Вот такая гигиена.
А потом Израэля по приказу приезжего политрука, как депортированного лишили конторской должности, поставили на физическую работу, Рахиль тоже поставили на работу, лишь бабушка оставалась с детьми.
Далее семью оправили из совхоза в Бийск для этапирования за Полярный круг. Пока семья дожидалась в Бийске этапа, Рахиль продала свою шёлковую сорочку одной местной даме за две тысячи рублей, которую та стала носить вместо платья.
Но, Бийск это слишком хорошо для «социально опасных элементов», поэтому семью с многочисленным этапом таких же бедолаг отправили в более северные места. Сначала поездом. На конечной станции всю тысячную толпу выгрузили на открытом месте, где люди под холодным проливным дождём простояли два часа. Затем народ погрузили в баржи и вверх по Ангаре. Чтобы как то унять нервное возбуждение людей, конвой распространил слушок, что народ везут к Ледовитому океану для отправки в Америку. Но, хотя людей и перегрузили на большой пароход, но не для того, чтобы доставить американцам. Нет. Семья Рахлиных попала на побережье моря Лаптевых. Жить семья вместе с несколькими сотнями переселенцев стала в старой барже, выброшенной волнами на берег. С баржи был виден лозунг «Благосостояние людей – самая главная задача партии». Лозунг на воротах Бухенвальда был гораздо честнее – «Каждому своё». Для наших переселенцев «своё» означало заготовку рыбы для народного хозяйства. Практически никто из этих людей никогда не ловил рыбу, не засаливал её в огромных бочках, не чинил рыболовные сети. Депортированные не имели возможности получать в пищу хоть какие-либо овощи. У людей началась цинга. Очень быстро практически все вымерли. Несколько мужчин объединившись, построили себе из двухметровых брёвен, которые мужчины вылавливали из Лены, юрту, хижину из трёх комнатушек. В комнате Рахлиных разместилась ещё  польская семья: мать и двое детей. Дровами людей не снабжали, но зато закрывали глаза на воровство пригодного для топки печки леса. В магазине из продуктов хлеб, сахар, яичный порошок, мука, сухое молоко. Конечно, все продукты отпускались строго нормировано. Продукты все из США. Лишь рыбу можно было покупать в неограниченном количестве.
Израэль на рыбозаводе стал работать бухгалтером. И что интересно: и в совхозе, и на рыбозаводе руководители вынуждены были просто заниматься фальсификацией документации. Это уже характерная черта советской экономики, в частности СССР. Советские хозяйственники, в частности, были вынуждены следовать беспрекословно указаниям «сверху» независимо от того, насколько хороши или плохи эти указания. Наиболее характерно проявился такой идиотизм в управлении хозяйством во время внедрения в СССР кукурузы. Да и в армии тоже главенствовал этот непродуктивный стиль, при котором командиры на местах не могли самостоятельно принимать решения по выполнению поставленной задачи, слепо следуя инструкциям, приказам «свыше». Данная черта руководства войсками явилась одной из причин огромных потерь советской армии во Второй Мировой войне.
Но вернёмся к мемуарам Рахлиных. Там, на берегу Ледовитого океана, к примеру, рыбаков, распоряжением из Москвы, заставили при ловле рыбы в реке забрасывать сети не раз в сутки, а два. Оставлю описание технологии, скажу лишь одно, это было глупостью, которая не только не способствовала увеличению улова, но наоборот, сократила его. Так что руководство рыбозаводом, оставив прежние методы ловли, вынуждено было вовсю мухлевать с отчётностью.
А что касается семьи Рахлиных, то Израэль заболел цингой. Напомню, что в то время СССР получал из США огромное количество витаминов и, тем не менее, этих витаминов люди не видели, их было невозможно достать. Вот такая система советского хозяйствования, это плановое распределение.
Но, не буду отходить от повествования о семье Рахлиных, которой из-за плачевного состояния здоровья Израэля разрешили перебраться в Якутск. Хотя и здесь не обошлось без проволочек. Семья ещё несколько месяцев находилась за Полярным кругом, хотя и в другом посёлке, где Израэль смог весной питаться щавелем, который собирала Рахиль. Щавель излечил Израэля от цинги.
Интересно изображён быт Якутска. Например, в городе, оказывается, выращивали и продавали на рынке овощи не русские, а китайцы и корейцы. Продавали лук, редиску. Заметим, не колхозы, не совхозы снабжали население овощами, а частники со своих мизерных участков. Чем ещё был славен Якутск? Существовал очень высокий уровень преступности.  Грабежи совершались ежедневно в любое время суток. При пятидесятиградусном морозе бандиты снимали с жертвы всю одежду. Если человек не мог добраться быстро до дома, он просто замерзал. Милиция была попросту беспомощна. А может быть и входила в долю с бандитами. В СССР уголовники зачастую тесно взаимодействовали с государственными структурами. Хочу обратить внимание на то, что разгул преступности происходил не просто в сталинское время, но вдобавок ко всему ещё и в военное лихолетье с его жестоким законодательством военного времени. А это значит, что не стоит идеализировать сталинское время, как идеал порядка. То, что изображено в книге, превосходит по жестокости наши девяностые. Да что там Якутия, в Подмосковье то людей грабили на электричках уже после окончания войны. Банды ходили по вагонам и нагло отбирали у людей всё, что можно.
Кстати, местные газеты никогда не публиковали уголовной хроники. Это уже характеризует свободу печати и правдивость коммунистического режима.
Ещё несколько слов о преступности, которой вовсе не следует удивляться, ведь в государственных магазинах не было ни молока, ни мяса, ни яиц, ни картофеля. Ничего не было кроме пустых полок. Чтобы отоварить хлебные карточки, людям приходилось выстаивать в очереди по нескольку часов.
Горожане жили в очень примитивных, антисанитарных условиях, многие были больны туберкулёзом.
Кстати, среди населения имелись и наркоманы. Откуда они доставали наркотики? Дело в том, что СССР в китайской провинции Синьцзян, это северо-запад Китая, ко всему прочему добывал олово. А что такое Китай той поры? Ведь китайские коммунисты пополняли свою казну, продавая опиум. Чтобы не быть голословным, напомню, что в 1943 году советский посол в Китае оценивал продажу опиума коммунистами в количестве сорока пяти тонн, что по тем деньгам соответствовало шестидесяти миллионам долларов США. В переводе на сегодняшний курс это уже миллиарды. Вероятно, вместе с оловом китайцами была налажена совместно с нашими дельцами доставка и наркоты. А как организовать наркотрафик без государственных служащих? Возможно, в этом участвовали и работники НКВД. Наркота ведь шла из Китая. Так что, когда говорят об отсутствии наркомании в СССР, то это явное несоответствие действительности. В доказательство можно было бы привести и другие примеры, но не буду отвлекаться от мемуаров. Ведь я разбираю книгу Рахлиных.
Чтобы показать, продемонстрировать гниль советской экономики, приведу ещё пример с ценами. Израэль, работая на селекционной станции, имел возможность покупать в ведомственной столовой ежедневно литр молока по цене два рубля за литр, в то время как на рынке молоко стоило двадцать четыре рубля. В двенадцать раз дороже. Другими словами, курс рубля абсолютно не соответствовал действительности.
Интересно изображение приезда на селекционную станцию вице-президента США Генри Уоллеса. Как его встретили местные руководители в это военное время. Просто процитирую авторов, изобразивших изобилие стола при карточной системе СССР:
- икра, сельдь, разнообразная копчёная рыба, мясные блюда, несколько видов пирожков и, конечно, широкий выбор напитков – вино, водка, коньяк, шампанское.
Вообще в СССР существовала целевая бухгалтерия. Все средства предприятию выделялись строго под конкретные цели. Я не знаю, как в войну, но в послевоенное время колхозы тратили деньги, предназначенные для культурных целей зачастую на встречи с писателями, поэтами, артистами. И, тратя деньги на застолье, списывали расходы на статью «культура».
Но я хочу обратить внимание читателя всё же не на бухгалтерские кульбиты, а на то, что и в суровое военное время в любой глухомани руководители, партийные работники, сотрудники НКВД, питались через свою сеть «закрытых магазинов» вполне даже неплохо. Конечно, в СССР все были равно, но, как видим, некоторые действительно были значительно ровнее.
Замечу, что данная семья переселенцев весьма неплохо приспосабливалась к советским условиям. Хотя мать Израэля в Якутии скончалась, но супруги даже завели третьего ребёнка. Конечно, чтобы сводить концы с концами они и кур у себя в комнате держали, и огород имели, и капусту квасили на зиму. Семья даже могла иногда покупать на рынке мясо: конину или оленину. В общем, крутились как могли. Вполне вероятно, что и остались бы в СССР навсегда, если бы Рахиль не удалось связаться с датским посольством после окончания войны, которое помогло семье связаться с родственниками в Дании. Это очень помогло семье. Посылки из-за рубежа с одеждой, которую в Якутии расхватывали на ура, очень помогали. Но я на чём хочу заострить внимание читателя? Да на том, что не все письма и посылки доходили до адресата, некоторые пропадали. Как видим и в суровое сталинское время воровство существовало. Какую ценность имели письма? Да ведь филателия была и в СССР, а марки то заграничные. Одну работницу, которая украла посылку семьи Рахлиных и не поделилась с начальством, посадили на десять лет. В любой другой стране её бы просто уволили, но в СССР законы строже.
Хотя связь с родными в Дании была налажена семьёй сразу после войны, но получить разрешение на выезд из СССР семья смогла лишь через одиннадцать. А пока работа учителя иностранного языка в местной школе.
В общем, книга весьма занимательная, где весьма хорошо изображён быт нашей страны без слащавого посконного патриотизма.
Вот так вот ломали жизнь людям в свободолюбивом СССР. Да, семья всё же сумела через шестнадцать лет после своей высылки под охраной выехать в Данию к своим родным. Израэль там тоже стал работать учителем в школе, но, разница между преподавателем у нас и в цивилизованной стране, конечно, огромна. Его супруга уже не работала, семья стала жить в хорошем доме, не в одной комнатушки ютиться. Семья уже не выживала, а просто жила. Уже не надо было засевать огород, держать в своей комнате кур. И ещё, учителю Израэлю не было уже нужды посещать всякие кружки по политическому просвещению, вместо этого они свободно могли посещать хорошие театры Копенгагена. Да и дети уже могли не ощущать террора на своей шкуре. Это ведь тоже совсем немало, знать, что твои дети в жизни не будут притесняемы, получат высшее образование в хорошем вузе, смогут жить и работать где захотят.