Старый и малый

Петр Лобузнов
 Кто  ты, дорогой мой читатель, читающий эти строки? Юноша, старец, или умудренный житейским опытом человек среднего возраста, у которого позади юность, но так много еще впереди!? 
 Прошу меня простить за то, что обращаюсь на "ты", но за этим обращением, смею надеяться, скрывается вовсе не панибратское отношение,- упаси, Бог!, а некое доверительное, которое помогает найти нужный тон в изложении моих скромных произведений и несколько облегчает, на мой взгляд, слышание читательской реакции.
 Я постоянно думаю о тебе, мой читатель, для которого пишу и тревожусь о том, чтобы повествование мое было интересным, ибо читать что-то пресное, набившее оскомину, никому не хочется. Но я далек от мысли, чтобы специально писать что-то захватывающее, на потребу дня. Мне в этом плане очень дорого мнение М.М. Пришвина о творчестве, который говорил, что можно научить любого писать так, что будут читать с интересом, но пользы для души при этом не будет.
 Это вовсе не значит, что я против занимательной литературы, детективов, увлекательных произведений в стиле "экшн", отнюдь, просто они не должны становиться литературой, формирующей наше мировоззрение.
 Вспоминаю, как в школьные годы мы зачитывались книгами о шпионах, как с большим трудом доставали эти произведения, искали в библиотеках.
 -Ты читал "Тарантула"?- спрашивал один старшеклассник другого и, получив отрицательный ответ, удивленно-недоуменно восклицал:
 -как же так, ты не читал "Тарантула"?!
 На экранах кинотеатров шли фильмы: "Мать Индии", "Крестоносцы", по радио транслировались постановки "Щит и меч", "Иркутская история".
 Почему я обо всем этом вспомнил? С одной стороны, пожалуй, потому, что детские годы у всех живущих на земле, считаются самыми яркими , незабываемыми, а с другой - потому, что душевный и особенно духовный багаж формирующегося человечка останутся с ним на всю оставшуюся жизнь и будут определять  его жизненную позицию.
 К сожалению в последнее время, а точнее сказать с первой четверти прошлого века, практически утрачена связь между старым и малым, между тем , кто накопил солидный жизненный багаж и тем, кто только-только готовится вступить во взрослую жизнь. После разрушения богатейшего культурного наследия нашей Великой Родины  в огне  революции, которая бросила клич - "мы наш, мы новый мир построим!"- в стране воцарился хаос. Самые светлые головы Отечества нашего пытались  осмыслить происходящие кровавые события, однако немногим это удавалось. Что уж говорить "о малых сих", которые попали в страшную круговерть, уничтожившую привычный жизненный уклад.
 Однако, мало-помалу все стало возвращаться на круги своя. Появились "октябрята", "пионеры", моральный кодекс строителей коммунизма, который был основан во многом на православной вере.Все эти "славные" и не очень дела получали воплощение в произведениях лучших сынов Родины.
 Совершенно замечательный обзор нашего литературного  наследия дан профессором Московской Духовной Академии М. М. Дунаевым в содружестве с многими авторами.И вот что  интересно. Даже самые талантливые  писатели и поэты, создав одно- два шедевра, потом как бы "исписывались". Например в обзоре приводится разбор "Тихого Дона" М.А. Шолохова, который характеризуется  упомянутым автором как   лучший образец всемирной литературы. "Поднятая целина" была значительно слабее, "Они  сражались за Родину" -тоже. Вспоминается в связи с этим оценка А. Т. Твардовским  "Судьбы человека", который отмечал не очень высокое качество произведения для такого большого мастера слова.
 Нисколько не умаляя несомненных художественных достоинств  отдельных произведений, созданных российскими авторами после революции, М.М. Дунаев отмечает, что одна из главных причин создавшегося положения в литературе заключается в отсутствии православного мировоззрения. По  мнению автора в  выигрышном положении оказываются  немногие авторы Ахматова, Крупин и другие.В  связи  с этим  вспоминаются  дореволюционные  писатели  Хомяков, Шмелев. У  последнего так живо и по-доброму освещается  жизнь в православной семье, словно присутствуешь при разговоре  героев, Кузмича с мальчиком, принимаешь участие во всех хозяйственных делах: засолке  капусты, праздновании  православных праздников. Несмотря на то, что показаны  тяжелые  трудовые  будни  обычных  простых  людей, они не  озлоблены, а наоборот,  добры, потому что все под  Богом  ходят.А  раз  так, то все чувствуют  себя на виду у всех, меньше места для  притворства  и лицемерия.
 У нас же сейчас почему-то  с большим  сопротивлением  встречается ознакомление школьников  с азами  православной культуры  под благовидным предлогом нарушения прав человека. Дескать, человек  сам должен выбирать себе  религию. Однако православие тем и отличается от других религий, что никому ничего не навязывает.
 Внучка пошла в воскресную  школу при храме и надо видеть, каким светлым, чудесным  человечком она  оттуда  приходит, как светятся ее глазенки, когда рассказывает о том , чем они сегодня  занимались.
 Я никому  не собираюсь навязывать свое  мнение, каждый для  себя решает  сам. Пусть  только не забывает о тысячелетней  православной истории Руси, ее поражениях  и  победах, ее воинах и простых людях, покрывших себя  славой, ее праведниках и грешниках, ставших  святыми. И тогда не оборвется ниточка  поколений, и старый и  малый опять будут  нужны  друг  другу.