Неизвестные истории. Люди нижнего течения

Игнат Костян
Первыми из европейцев, кто открыл в 1541 году этот затерявшийся в арканзасской прерии индейский народ, были конкистадоры Эрнана де Сото. Испанцы назвали этих индейцев пакаха. Племя обитало в укрепленных поселениях на северо-востоке современного штата Арканзас.
Предположительно Пакаха – это имя вождя индейцев, с которым вел переговоры де Сото. Как известно, конкистадоры де Сото, в поисках богатейших семи городов Сиболы и Кивиры, якобы располагавшихся за правым берегом реки Миссисипи, устремляли свои взоры на Запад, поэтому дойдя до Великой реки, обнаружили там поселение в районе нынешнего Криттенд-Каунти (штат Арканзас). Сегодня археологи место этого поселения называют «местом Брэдли».
Конкистадоры де Сото в своих походных журналах оставили об этом народе и его вожде весьма скудные записи, из которых видно, что в селении пакаха они останавливались на 40 дней.
Знакомство конкистадоров с пакаха произошло в период военного конфликта этого племени с соседним племенем, где вождем был некто по имени Каски. Место обитания племени вождя Каски археологи относят к району современного города Паркин (штат Арканзас).
Испанцы некоторое время наблюдали за конфликтом индейцев, и в итоге де Сото оценив преимущество Каски, в своих интересах принял его сторону в борьбе против племени вождя Пакаха. Объединенные силы испанцев и индейцев Каски двинулись на поселение пакаха и разграбили его, осквернив местные святыни.
Стоит отметить, что по наблюдениям испанцев пакаха были боле многочисленными племенем, чем племя Каски, и контролировали  большую территорию. Почему же тогда де Сото (к тому времени его отряд был довольно-таки ослаблен путешествием см. Бродяги Дикого Запада http://proza.ru/2015/02/23/927 – И.К.), принял сторону Каски, а не Пакаха?
Косвенный ответ на этот вопрос дает сам де Сото: «Младший вождь Пакаха (оказывается, Пакаха был младшим вождем – И.К.), проявлял неуважение к старшему вождю племени Каски, и, собрав, своих последователей отделился от него и властвовал самостоятельно в своем селении. Каски  принес христианам (испанцам – И.К.) дары и обещал добыть еще больше, если они помогут убить Пакаха и вернуть ему власть».
Де Сото преследовал  же исключительно свои корыстные интересы, и ему, грубо говоря, было наплевать и на Каски и на Пакаха и их разборки между собой. Он хотел поживиться за счет одного и другого, поэтому разграбив селение Пакаха, де Сото «утешая» вождя, объяснил ему, что к нападению испанцев подбил, мол, «негодяй» Каски, и что испанцы пришли в землю Пакаха с мирными намерениями. Де Сото извинился перед вождем и вернул ему часть награбленного, заверив, что поможет ему в войне против Каски.
В то же время де Сото сообщил Каски о том, что Пакаха собирается отомстить тому за нападение на селение и собирает воинов, для совершения акта мести. Каски выслушав де Сото, решил сражаться, но последний посоветовал ему не делать этого, и лучше заключить мир с Пакаха,  принести ему извинение, и отдать награбленную добычу. Каски  же сказал де Сото, что Пакаха никогда не согласиться заключить с ним мир и признать его власть. Де Сото за вознаграждение побежал урегулировать этот вопрос с Пакаха, и Каски согласился.
Испанцы организовали праздничный обед двух вождей с раскуриванием трубки, в ходе которого был заключен мирный договор между этими индейцами. Вожди договорились о двоевластии, Пакаха становился военным вождем, а Каски оставался мирным лидером. В знак благодарности Каски и Пакаха преподнесли де Сото много даров. Расчувствовавшийся Пакаха, подарил де Сото одну из своих любимых жен, одну из сестер, а также еще одну молодую девушку племени. Каски же в качестве компенсации за содействие поскромничал, и одарил де Сото лишь одной из своих дочерей.
Де Сото же «состриг» с индейцев максимальные бонусы, которые только мог в той ситуации, и продолжил свой путь.
Как сложилась судьба вождя Пакаха и его племени в более поздний период неизвестно. Последние  исторические исследования идентифицируют племя пакаха с племенем куапо, обнаруженное на территории Арканзаса экспедициями проходившими уже в ХVII и ХVIII  веках.
 Один из отчетов экспедиции 1673 года  проходившей под руководством Жака Маркета и Луи Жолье указывает на экзоним, (именование одним народом других народов – И.К.) Капаха. Так называлось индейское селение, которое располагалось в восточном Арканзасе, где побывали указанные путешественники.
На месте археологических раскопок селения Капаха найдены человеческие останки и культурные артефакты, указывающие на идентичность культур индейцев куапо времен Маркета и Жолье с индейцам, пакаха, описанными в походных дневниках экспедиции де Сото 1541 года, что говорит в пользу гипотезы происхождения куапо от пакаха.
Но…. Есть одно «но», и в своей последней книге «Бродяги Дикого Запада» в разделе «Провальный поход» я несколько акцентировал внимание читателей на это «но». Дело в том, что современные исследования американских археологов, производивших раскопки в Иллинойсе и Индиане подтверждают выводы Комиссии Джона Суонтона сделанные ею в 1939 году относительно маршрута экспедиции де Сото и эти выводы сегодня приняты многими учеными историками, однако далеко не всеми. Согласно выводам Комиссии, де Сото никогда не доходил до реки Миссисипи и даже не переходил ее. Его путь пролегал севернее, по территории штатов Индиана и Иллинойс, а обнаруженная и названная им «Река Святого Духа» (исп. R;o del Esp;ritu Santo – И.К.) вовсе не Миссисипи, а Огайо.
Согласно этой гипотезе вопрос о том, что пакаха это не куапо и наоборот, отпадает сам собой, поскольку селение, описанное де Сото как селение вождя Пакаха, располагалось не восточном Арканзасе, как официально признано в науке, а на месте современного города Тер-От (штат Индиана). Тоже касается и племени вождя Каски проживавшего вблизи современного города Винсеннес на территории современной Индианы.
Однако подчеркну, что данная гипотеза пока остается гипотезой, поскольку научные исследования на маршруте де Сото продолжаются.
 Почему я начал говорить о куапо? В романе «Вторжение» (http://proza.ru/2012/06/11/986), изданном в 2012 году, индейцы куапо являются одним из персонажей произведения, поэтому после прочтения романа, ряд читателей попросили меня методично рассказать об это племени,  русскоязычной информации о котором практически нет в Интернете. Признаться честно, англоязычную информацию, также приходиться собирать по крупицам.
Итак, куапо. Исторически установлено, что куапо (самоназвание Ugahxpa (Огахпа – «люди ушедшие по течению реки») произошли от группы алгонкинских племен, говоривших на Сиуано-Дегихском наречии (Dhegian-Siouan), проживавших в нижнем течении реки Огайо до середины ХVI века. С этого периода племена Dhegian-Siouan, потомками которых считаются не только куапо, но и известные прерийные племена, омаха, понка, осейджи и канза, совершили миграцию вниз по течению реки Миссисипи, в которую в верхнем ее течении впадала река Огайо и к середине ХVII века уже обосновались в устье реки Уайт (приток реки Арканзас).
 Обратите внимание на исторически установленный факт, что куапо  пришли в Арканзас из Огайо, что, по-моему, нисколько не противоречит дискуссионной гипотезе о маршруте де Сото через Иллинойс и Индиану. Именно в ХVI веке (1541 г.) де Сото имел контакт с пакаха, и по данным науки в ХVI веке потомки куапо мигрировали в Арканзас.
Период миграции куапо долгое время являлся предметом острой  дискуссии в научных кругах и представляемые археологические данные убедительно не доказывали не одну из версий периода вышеуказанной миграции. Однако общепринято, что  период миграции куапо  в арканзасские земли проходил с начала 950  по 1513 годы.
Легенда  куапо гласит, что когда их предки на плотах перевязанных виноградной лозой сплавлялись по Миссисипи, то наткнулись в густом тумане на речной порог, в результате чего лоза лопнула и плоты распались. Кое-как, держась за веревки из лозы люди, которыми были обвиты бревна, люди продолжали движение по течению реки, пока оно не прибило их к берегу. Земля, где обосновались куапо, на их языке стала называться акакази (akakaze), что означает «земля людей, живущих вниз по реке».
«Селения племени располагались в устье реки Арканзас вместе ее впадения в реку Миссисипи.  Люди этого племени говорили на сиуанском наречии, и их язык был похож на язык осейджей, понка, омаха, и канза. Они называли себя Ugakhpa, что означает «люди нижнего течения», в отличие от Umahan (или Омаха), которые считали себя «людьми верхнего течения», –  сообщала запись в «Католической энциклопедии» начала ХХ века.
Долгое время территория Арканзаса, на которой проживали куапо, находилась под юрисдикцией Франции, поэтому огромное влияние на куапо оказали французские трапперы и торговцы мехом, с которыми  у этих индейцев сложились добрососедские отношения. Французы женились на женщинах куапо и таким образом стали вносить в их самобытный жизненный уклад элементы европейской культуры и менталитета.
На момент первых контактов куапо с французами социальная организация племени состояла из  четырех подплемен подразделявшихся на родственные кланы. Например, подплемя  «Предки Людей Земли» (Ancestral Earth People – англ.) делилось на  кланы Змеи, Лося, Орла, Бизона, Собаки и Волка и др. Если клан разрастался, то из его среды образовывались подкаланы, например, Луны, Звезд Грома, Молнии.
Члены клана считали, что они произошли от общего предка, от которого унаследовали чувство общей идентичности и взаимных обязательств.
 Управлялись кланы семейными лидерами – вождями. Вожди кланов составляли племенной Совет. На племенном совете на случай военных действий определялись военные лидеры или вожди, власть которых и полномочия ограничивались сугубо военным временем. Но позднее военная элита вытеснила мирных вождей из системы управления племенем и узурпировала власть в своих руках. Власть в племени стала передаваться по наследству и в племенной Совет стали входить уже только наследственные вожди.
Традиционно куапо относятся к представителям так называемой Миссисипской культуры – тип археологической культуры, для которого было характерно сооружение курганов (могильников). Возникла эта культура в  юго-восточной части долины реки Миссисипи в период VIII – XVI вв.
Хроники де Сото являются одним из первых документов, где вообще упоминается Миссисипская культура, и являются ценным источником информации об образе жизни куапо (пакаха) то времени.
Когда с куапо впервые стали контактировать французы, то они, к сожалению, в культуре этого племени не обнаружили тех элементов, о которых свидетельствовали испанские источники. Болезни, занесенные испанцами  в ХVI веке разрушили социальный уклад многих местных племен Миссисипской культуры. Рухнули не только общинный уклад куапо и система управления племени, но и изменился образ их жизни. Куапо частично от оседлого образа жизни перешли к кочевому, обзавелись лошадьми, и стали вести типичную для индейцев Великих равнин жизнь.
Куапо занимались подсечно-огневым земледелием, выращивали кукурузу, бобы, кабачки, тыква, бахчевые культуры, табак, на полях, которые располагались вокруг их деревень. Кроме этого традиционно занимались собирательством, заготавливая впрок дикие фрукты, орехи, семена, и корнеплоды.
После того как их контакты с белыми людьми стали систематическими куапо стали выращивать дыни, персики, а также разводить домашнюю птицу.
Поимо сезонной охоты на бизона, куапо добывали оленя, медведя, диких индеек, водоплавающую птицу, а также занимались рыбной ловлей, искусно сооружая запруды.
Поселения куапо ХVII века укреплялись рвами и глинобитными стенами. Дома вождей строились на земляных платформах. Куапо сооружали длинные прямоугольные дома по типу ирокезских, в которых проживало по нескольку семей. При строительстве дома сначала ставился деревянный каркас, который потом покрывался корой или циновками из тростника. Внутри домов делались платформы для отдыха и сна, которые также покрывались циновками. Позднее к ХIХ веку в культуру куапо твердо вошли земляные дома практически идентичные тем, которые строили полуоседлые равнинные племена, например манданы.
 В центре селения имелась площадь, где собирались люди для проведения церемониальных танцев и песнопений. В каждом селении имелись общественные дома, где куапо собирались для решения злободневных вопросов племени. Отдельный дом строился для приема гостей и проведения религиозных церемоний.
При исполнении племенных церемоний каждый клан имел свои обязанности. Например, один клан готовил и проводил церемонию, связанную с посевной, а другой с уборочной кампаниями.
Каждым селением управлял один из клановых вождей из числа старейшин племени.
Под влиянием равнинных племен у куапо к середине ХVIII века сформировались военные общества – мужские союзы, в которые принимались воины, доказавшие свою значимость на тропе войны. Военные общества куапо жестко соперничали между собой. Пальму первенства  в племени на протяжении почти столетия держало общество Медведя. Однако военные общества у куапо были непостоянными. Весьма часто они меняли  свои названия, самораспускались, потом образовывали новые.
 Для куапо было характерно политеистическое мировоззрение. Их верования были самым откровенным и непосредственным образом связаны с их ежедневными практическими потребностями. При помощи определенных ритуалов они вызывали духа-покровителя, для того чтобы обратиться к нему с конкретной просьбой. Эти духи принимали обличие, птиц, животных пресмыкающихся и видениях разъясняли визионарию, как ему должно поступить в той или иной ситуации. Кроме духов-покровителей куапо почитали и верховное божество, стоявшее над  всем сущим. Потусторонний мир, в который они верили, не был для куапо неким далеким идеалом. Они не отделяли мир светский от мира религиозного. Неведомый, потусторонний, сверхъестественный мир постоянно существовал вокруг них, рядом с ними, перемешивался с миром их повседневной жизни и буквально вплетался в каждый их шаг. Все, что куапо видели вокруг себя, к чему они прикасались и чем пользовались, являлось воплощением потустороннего мира, частью невидимой божественной сущности.
Кроме этого у куапо существовал ряд традиционных промысловых и аграрных культов, отправляя которые они просили  невидимых существ о помощи во время охоты и даровании урожая.
У каждого клана куапо или военного общества существовало свое божество, наряду с общим племенным божеством.
 К божествам куапо взывали в молитве. Молитва могла быть сугубо индивидуальной и общей. К божествам обращались, либо под открытым небом, что делалось посредством песнопений и плясок, либо в святилище перед алтарем. Наличие святилища, располагалось в как личном жилище, так и в отдельном укромном месте, которое посещали только посвященные шаманы. Вход в святилище был неизменно обращен на восток, навстречу лучам восходящего солнца. Во всех святилищах горел священный огонь, который посвящался различным божествам, либо непосредственно богу огня.
Традиционная одежда куапо первоначально представляла типичный костюм племен Вудлэнда (лесных индейцев востока – И.К.). Мужчины носили набедренную повязку, высокие гамаши, мокасины, кожаную (замшевую) рубаху, а в зимнее время бизоньи или медвежьи накидки. Прически мужчин отличались разнообразием. До  20-30-х годов ХIХ века для мужской прически куапо характерен ирокезский тип – выбритая голова с пучком длинных волос на макушке, украшенных перьями. Позднее мужчины куапо перестали брить головы и стали носить прически характерные для большинства равнинных племен – длинные волосы, заплетенные в косы.
В традиционном костюме женщин куапо присутствовало прямое замшевое платье типичное для равнинников. В летнее время женщины куапо ходили топлес с обнаженной грудью. Незамужние женщины волосы носили  распущенными, а замужние заплетали в косы, которые заворачивали кольцами за каждым ухом, украшая их орнаментом.
В отличие от равнинных племен куапо никогда не хоронили покойников на помостах или на ветвях деревьев. Мертвых куапо предавали, как и полагается земле. В период, когда в культуре куапо стали доминировать земляные дома,  своих мертвых родственников они хоронили прямо в доме, выкапывая могилу под земляным полом. Позже куапо стали хоронить покойников снаружи дома. Они привязывали тела в сидячем положении к столбу лицом на восток, а затем засыпали его землей, сооружая, таким образом, своеобразный курганчик.
Беды племени начались с того периода (1686 г.) когда французы основали в устье реки Арканзас первое поселение Пост-Арканзас http://proza.ru/2015/06/25/549, с чего началась оккупация земель племени.  В 1697 году куапо впервые перенесли эпидемию оспы, которая убила большую часть детородных женщин.
В течении первых десятилетий общения с белыми людьми куапо подвергались религиозной обработке со стороны, иезуитских миссионеров, хлынувших к ним с потоком переселенцев из Нового-Орлеана. Поселенцы бежали из Нового-Орлеана вверх по течению реки Миссисипи по причине постоянных наводнений, которым подвергался этот город.
В 1729 – 1730 годах куапо в союзе с французами принимали участие в войне против племени натчез, в результате чего это племя было практически уничтожено и рассеялось между племенами маскогов, чероки и чикасо.
В ХVIII веке куапо вели систематические локальные военные действия не только против воинственных натчезов, но и других враждебных племен. Эти войны в основном можно характеризовать как конфликты из-за охотничьих угодий, а также как акции мести и обыкновенные рейды за добычей.
 К началу ХIХ века племя было настолько ослаблено болезнями и непрекращающимися войнами с соседями, что в 1818 году группы куапо проживавшие в устье реки Арканзас в районе фактории Пост-Арканзас, были вынуждены практически без боя уступить свою территорию в Арканзасе  со стороны Ред-Ривер и к востоку от Миссисипи. Это была первая уступка исконно занимаемой племенем территории за всю его историю. Ни враждебные соседи, ни французы, а после них испанцы, не смогли вытеснить куапо с их земли. Но перед экспансией молодой американской нации это племя не устояло.
В 1824 году куапо населявшие юго-восточную часть междуречья реки Арканзас и Солт-Ривер, под давлением американцев снова пошли на уступки и отдали им эту территорию за исключением 80 акров (320,000 м2) ниже  фактории Пайн-Блафф (округ Джефферсон штат Арканзас – И.К.), основанной  в 1819 году траппером метисом Джозефом Боном.
Вытесненные в болотистые и малопригодные для нормальной жизни места в районе Ред-Ривер, куапо стали вымирать.
Для того чтобы спаси племя, его вожди провели Совет и приняли решение вернуться обратно туда откуда их выгнали американцы – в устье реки Арканзас.
 В период межу 1827 – 1834 годами, куапо под предводительством вождя по прозвищу Сарацин (или Сарассан) подняли восстание, выразившиеся в набегах и погромах на американские поселения.
В 1834 году куапо сложили оружие, по причине в большей степени того, что в 1830 году умер их лидер Сарацин, а другого харизматического лидера, способного возглавить борьбу у них не было. Американское правительство переселило их из долины Миссисипи на Индейскую территорию (Оклахома), где им выделили отдельное агентство в северо-восточной части Оклахомы на земле чероки, граничащее с иезуитской миссией осейджей Неошо (см. Маяк на равнинах http://proza.ru/2015/12/29/804).
По оценкам  иезуитских миссионеров окормлявших куапо, этот народ за период контактов с европейцами в период с 1697 по 1910 практически весь вымер. До прихода европейцев, по данным исследователей численность куапо составляла  не более 5000 человек. К 1687 году, согласно записям иезуитов, их количество варьировало в пределах 3200 человек. В 1910 году к этому племени относилось всего 307 человек и то это были в основном уже полукровоки.
«Племя практически вымерло, хотя некогда занимало важное положение среди племен нижнего течения Миссисипи», – гласила запись в «Католической энциклопедии», датируемая началом ХХ века.
В настоящее время  племя куапо признано на федеральном уровне. Его численность составляет немного более 3 тыс. человек. Управление племенем осуществляет племенной Совет, во главе которого стоит племенной председатель, избираемый на два года.
 Резервация куапо на территории Оклахомы занимает площадь13,000 акров (53 км2).
 Сфера деятельности куапо, не ограничивается одним только игорным бизнесом, который считается в племени основным источником доходов. Кроме казино куапо извлекают доход от двух крупных маркетов, расположенных на территории резервации, где реализуются моторные масла и запчасти для автомобилей. Также в систему экономической инфраструктуры племени входит гольф-курорт в Лома-Линда (поселок  на юго-западе штата Миссури – И.К.).
Племя активно реализует программы по культурному возрождению. Открыт музей племенной культуры. Развиваются традиционные виды искусств, проводятся ежегодные церемонии, например такие как «Танец тыквы», «Танец войны» и другие.
Подавляющая часть племени исповедует католицизм, и лишь немногие придерживающиеся традиционного направления являются членами Церкви Коренных Американцев.
В целом, племя куапо не является на сегодняшний день проблемным для американских властей, поскольку придерживается жизненного принципа «не навреди себе сам».

Литература

Baird, David. The Quapaw Indians: A History of the Downstream People. –University of Oklahoma Press, 1975.
Dhegihan and Chiwere Siouans in the Plains: Historical and Archaeological Perspectives. Plains Anthropologist: 394. 2004.
Ethridge, Robbie. The Transformation of the Southeastern Indians, 1540-1760. – University Press of Mississippi, 2008
Hudson, Charles M. Knights of Spain, Warriors of the Sun: Hernando De Soto and the South’s Ancient Chiefdoms – University of Georgia Press, 1997.
Hester, Davis. Arkansas Before the Americans. –  Arkansas Archeological Survey Research Series, No. 40., Fayetteville, Arkansas,1991.
Galloway, Patricia. The Hernando de Soto Expedition. – University of Nebraska Press, 1997.