Разговор про картошку

Евгений Помогаев
 Лев Ольшанский.
   Евгений, по части картошки я дока. Всю жизнь, с младых ногтей, её растил и продавал. И то, и другое - наука. В лихие 90-е картошечка нас ой как выручала! Даже моя супруга, очень скупая на похвалу, в этом признавалась. А так-то я знаю, что я полный неудачник, дебил, как меня только земля носит, всю молодость из-за тебя испортила, зачем я, дура, от тебя родила... Знаю я всё это прекрасно. Мои товарищи то же самое говорят о своих жёнах.
Насчёт картошки поделимся впечатдениями?
Какой урожай имел с сотки? Сколько её портилось? Какие удобрения применял? Как боролся с колорадским жуком?
*****

Уважаемый Лев, поговорить о картошке интересно. Правда, всё разом не расскажешь.  С удовольствием почитаю о ваших достижениях. В продажах я профан полнейший – ни украсть, ни выпросить.
Вы, наверно, выращивали по старинке. А я приверженец экологичных технологий. Я вообще довольно легко воспринимаю всё прогрессивное,  передовое. 
Двадцатый век ушёл безвозвратно. Теперь всё не так, и в промышленных масштабах и в приусадебных.

Наш Серёжа садит картошки по многу. Для жира.  У них главный принцип – минимальные трудозатраты. Всё остальное неважно. Мы к ним не лезем. Потому что устарели. Потому что дети и внуки всегда умнее родителей.

У нас же совсем другие принципы, и в жизни, и в картошке.
Мы продолжаем выращивать и картошку, и морковку, и прочее. Не из бедности, а из аристократизма. Также садим много цветов.

Землю под картошку не пашем, не копаем. Садим так. Поинтересуйтесь – «нулевая обработка почвы»,  «пермакультура» и тому подобное. Ряды через 80 см. В ряду лунки через 40-50см. Если надо картошку покрупнее, садим  реже, если надо помельче, то садим чаще.   Урожайность при этом одинаковая.

Картошка у нас не портится. Из земли кладём в ведро, несём в погреб, высыпаем в закром. Не сушим, не перебираем. Садим  разные сорта.  Сантэ -белая с жёлтой мякотью- исключительно вкусная, если пожарить. Для толчёной картошки (пюре) садим Лазарь, красная с белой мякотью. Её же варим на пару – рассыпчатая, вкус детства.
*****

Лев Ольшанский.
Когда я женился, тёща нашла для меня клочок земли в две сотки. Эта земля лежит в зоне отчуждения предприятиия. Сажать можно, пожалуйста, но права собственности на неё нет. Позже многие оформили свои клочки земли как арендаторы. Не знаю и не понимаю, для чего... Наверное, чтобы деньги платить?
Затем тёща отдала мне свой огород, 4 сотки. Я присоединил к нему соседский клинышек с межой, припахал немного и получил огород в 10 соток.
В дальнейшем нашёл и распахал ещё один участок в 8 соток.

В нашей местности без навоза картошка не растёт. Приходилось всё время покупать навоз, чаще всего, с птицефермы, но иногда и коровий.
У тёщи картошка была неважная. Я увидел в столовой хорошую картошку, закупил 300 кг на семена. Всё время ею пользовался. Собирал до трёх тонн с 10 соток. Этно неплохой урожай. Поскольку никакой живности (на балконе) не держал, всё картошка шла на продажу. Ну, и сами ели картошку во всяком виде.
После удачной продажи покупал много всего разного. Дочь и сейчас вспоминает, как я однажды привёз целый мешок, кг 5, бананов.
*****


 Урожай 3 т с 10 соток  - это высокий был урожай. Выходит, вы мастер! Да и столько участков обработать, уметь надо.  Сколько я знаю, мало кто из огородников получал столько. Культура земледелия низкая. Нормальный хороший урожай в хорошем колхозе был 2 т. Это 250 ведер, эмалированных 12-литровых, по 8 кг в каждом. Но деревенские на доброй земле, на вольном навозе брали с огорода и 400, и 500 ведер. До колорадского, до кислотных дождей.   
Урожайность, как таковая, нас сейчас не интересует. Да и раньше не была главным. Помню,  дали  нам красный сорт. Развели мы семян. Урожай заоблачный. Но корявая, каких базар не любит, а для себя невкусная. Пришлось отказаться от такой урожайности.

Сейчас картошки с каждым годом мы садим всё меньше. Сами едим меньше, и народ предпочитает пельмени – их чистить не надо и варятся быстрее. На половине огорода выращиваем бурьян, хороший, сочный, высокий.
Самый урожайный куст – 3 кг, самая крупная картофелина – 400 грамм. А были времена, на другой земле,  доходила свыше 600 грамм. Ходил взвешивать в магазин, скептики разрезали, смотрели, что внутри не пустая.
*****


Лев Ольшанский.
Евгений, у Вас участок в саду, у нас просто неохраняемое поле. Кому не лень, заходи и копай. Полива тоже нет. Вот и увеличивал площади для посадки.
Я, как и почти все наши местные, забросил сажать картошку 10 лет назад. Дети сами стали зарабатывать, им картошка не нужна, нам с женой тоже.
В саду, конечно, можно продолжать сажать, хотя бы полсотки. Можно ухаживать за каждым кустом, применять агронмические приёмы.
Максимальный урожай картошки - до 10 тонн с гектара. Близко к этому кое-где получают.
И вот у меня осталось два пустующих погреба для картошки. В своё время был спрос на них, а сейчас они никому не нужны. Расположены возле дороги. Чтобы чужие люди не попали, применял не замки, а специальные запоры, на одном погребе - до 5 запоров. Ни за что не открыть, только вырезать автогеном.
*****
 

Тема про погреба тоже интересная и неисчерпаемая. Я знаю, что многие бросают огороды, но погребами продолжают пользоваться и для подспорья, и ради сохранения здоровья. Тут Анатолий Бешенцев справил 78 день рождения, а писал, что каждый день ходит на дачу кормить собак.

Вы спрашивали про борьбу с колорадским.
Нашу картошку жук не очень любит. Видимо, она для него невкусная. По логике жизни вредители и хищники набрасываются на слабых и больных. Мы садим картошку участками, грядками в разных местах. И на некоторых участках колорадского жука совсем нет.
Помню, давным-давно сидели, выпивали и Нина Александровна, образованная московская дачница, убеждала меня, что 30% урожая надо отдавать вредителям. Я жадничал и говорил, что и 10% хватит. Но она стояла на своём. Потом я прочитал японца Фукуоку, появились личные наблюдения. Жук, поедая слабых, тем самым даёт больше воздуха и солнца окружающим кустам. И урожай не падает.

Ядохимикаты мы в принципе не употребляем. Бережём своё драгоценное здоровье.
Да и любим вкусно поесть.
Когда приспичит, применяем разные биопрепараты.
Прошлый год для интереса жизни, на испытание, покупали несколько сортов. (Гала, Красавчик…) Положили в лунки сушёные апельсиновые корки. Колорадский эти кусты не тронул, хотя рядом пообедал изрядно.
*****

Здравствуйте, Лев!
Что? Уже? Силы кончились, что-либо припомнить?
А ведь как хорошо вы начинали:
«Евгений, по части картошки я дока.»
«Насчёт картошки поделимся впечатлениями?
Какой урожай имел с сотки? Сколько её портилось? Какие удобрения применял? Как боролся с колорадским жуком?»
Я подумал, отдохнёте и пару слов про колорадского напишете.

Вот и у меня такая же проблема. Пока занимаешься бестолковым делом, то энергии хватает. Раньше про баб и про политику часами болтали. На пустую болтовню энергии мало уходит. А как возьмусь за что-нибудь дельное, то устаю.
Здоровья вам.
И успехов в жизни, в семье.
С уважением.
*****

Лев Ольшанский.
А мы, Евгений, уже всё обсудили. Сейчас я не ращу картошку.
*****

Мораль сей басни какова?