Экскурсия

Александр Чепа
Полувымышленная история.

– Вы куда идёте? – хмуро бросил патрульный мужчине, который только что ступил с проезжей части на тротуар. Тот в ответ что-то раздражённо буркнул и пошёл дальше, пару раз оглянувшись на милиционера.
Я отвернулся от них и продолжил свой путь. Ничего интересного. На самом деле, этого невольного нарушителя ПДД можно было даже понять: светофоры на перекрёстке не работали, поэтому сегодня здесь дежурили работники ДПС и регулировщики. Думаю, я не один такой, кто не разбирается во всех этих загадочных движениях и пассах, которые исполняют регулировщики тогда, когда по какой-либо причине светофоры не работают. Я живу в деревне, поэтому рассуждаю, как и многие сельчане – если светофора нет или он «спит», можно переходить дорогу в те моменты, когда машин поблизости нет. Эта мысль заставила меня оглянуться и посмотреть направо: поток автомобилей напоминал реку, и тщётно я пытался высмотреть в нём хотя бы одно «окно». Можно простоять час, пропуская их, но так и не перейти дорогу.
Я вздохнул и подумал, что буквально через несколько минут буду на месте, и это заставило меня волноваться. Скорее всего, Марина ещё не пришла, потому что до начала экскурсии оставалось целых полчаса. Неужели я буду первым? Вряд ли. Интересно, встретит ли меня кто-нибудь из тех, кто постоянно ходит на подобные мероприятия?..

***
…Перед моими глазами такая картина. Я подхожу к театру кукол. Ещё издалека замечаю небольшую толпу и сбавляю шаг, однако всё равно приходится пройти мимо них. Я делаю вид, будто просто гуляю, но уловка не срабатывает. От толпы отделяется пару человек – парень и девушка – и они направляются в мою сторону. Остановившись на почтительном расстоянии от меня, они переглядываются. Мне неловко, я не знаю, куда деть свои руки. Наконец парень первым нарушает молчание:
– Добрый день! На экскурсию?
Мне ничего не остаётся сделать, как молча кивнуть.
– Добрый день! Мы рады видеть вас, спасибо, что уделили время и пришли сюда, – сразу начинает тараторить девушка, и я невольно улыбаюсь:
– Приветствую!
– Дмитрий, – представляется парень, протянув мне руку, которую я крепко пожимаю, не забыв сказать в ответ своё имя.
– Маша, – девушка делает то же самое, я с радостью пожимаю и её руку. Мне редко удаётся обмениваться рукопожатиями с женщинами, поэтому каждый такой случай запоминаю и ещё долго храню в памяти. Сейчас я стараюсь как можно дольше задержать её руку в своей, наслаждаясь этим ощущением.
– Приятно познакомиться. Саша.
Говоря это, я машинально рассматриваю своих новых знакомых, уделяя при этом гораздо больше внимания девушке. Она мне сразу понравилась, к тому же её лицо мне показалось до боли знакомым. Где же я мог её видеть?
У девушки красивые рыжие волосы, короткая стрижка, а вот у парня они гораздо длиннее и тоже рыжие. Наверное, рокер, почему-то подумал я.
– Давай знакомиться поближе, у нас есть полчаса, можно потратить их именно на это, – дружелюбно улыбается он. – Я учусь в БелГУТе, 4 курс.
– А я в Скорине, но на пятом, истфак, – вставляет девушка.
И только сейчас я вспоминаю, где видел её, и мысленно укоряю себя за невнимательность. Мы с ней даже общались до этого дня пару раз, по социальной сети ВК, хотя и не были друг у друга в «друзьях». Именно она почти всегда присылала мне приглашения на такие мероприятия, а я из вежливости всегда нажимал кнопку «точно пойду», хотя ни разу так и не пришёл. Сегодня вот первый раз… Интересно, почему же я, такой домосед, всё-таки решил выбраться на эту экскурсию? Ведь раньше даже такой мысли не допускал. Может, потому, что мне трудно знакомиться в жизни с ровесниками, а на всех предыдущих сборах я ни с кем не был знаком. А сегодня здесь должна быть Марина, единственная знакомая, хотя и тоже только по ВК. Если бы она не согласилась сегодня прийти сюда, я бы, скорее всего, и вовсе отказался от этой затеи. Впрочем, девушка ещё не пришла, а я уже, возможно, нашёл в лице Димы и Маши новых хороших друзей.
Самое смешное, что Маша даже и не догадывается о том, что мы уже знакомы, пусть и виртуально. Потому что моих фото нет в Интернете. Я пока не говорю ей об этом.
Я хочу рассказать им о себе, как и собирался, но в это время к нам подходят, вероятно, товарищи этих ребят. Сразу же раздаются голоса:
– О, новенький!
– К нам прибыло пополнение!
– Как тебя зовут? Откуда узнал об этой экскурсии?
– С кем ты?
Я смущаюсь, ощущая на себе множество взглядов. Пытаюсь отвечать на все вопросы, которые мне задают, и чувствую себя очень неловко. Однако вместе со смущением я испытываю и радость – впервые мною так искренне интересовались, притом так много человек сразу! Я обращаю внимание на то, что вокруг одни доброжелательные лица; я так и не нахожу тех, кто смотрел бы на меня с насмешкой или презрением.
Когда мы более-менее знакомимся, они снова становятся в круг и начинают обсуждать что-то своё. Я, от нечего делать, начинаю глазеть по сторонам и замечаю, что со стороны остановки идёт Марина. Мне становится ещё легче на душе. Я приветливо машу ей рукой, и она в ответ делает то же самое, и улыбается. Окружающие также замечают её, и оказывается, что почти все уже с ней знакомы. Некоторые обступают Марину и начинают интересоваться её делами. А я хотел с ней поговорить наедине…
Вздохнув, я оглядываю своих новых знакомых. Большинство из них потеряло интерес ко мне. Лишь пару человек с любопытством посматривают на меня, но больше не делают попыток заговорить.
Я стою чуть в стороне ото всех и снова принимаюсь глазеть по сторонам. До начала остаётся ещё минут десять, а экскурсовода всё нет и нет.
Через некоторое время я замечаю, что к нам неуверенными шагами приближается симпатичная девушка. Точно так же, как и я, когда пришёл сюда… Я оглядываюсь: кроме меня никто не обращает на неё внимания. Похоже, что девушка новенькая, как и я. И точно так же смущается такого количества незнакомых ей людей.
Я раньше никогда не заговаривал первым с девушками, не знакомился. Не хватало смелости. И сейчас, честно говоря, не подошёл бы к этой девушке, не заговорил, о чём бы ещё долго сожалел. Однако, к моему удивлению и восхищению, она первым делом подходит и обращается именно ко мне, а не к кому-нибудь другому. Я очень удивлён – всегда считал себя серым и незаметным, не пользовался особым успехом у девушек... Но вскоре понимаю, в чём дело – просто я стою в стороне ото всех, ближе остальных к ней, только и всего! Хотя её могло привлечь и моё простодушное лицо. Или то, что я стою совсем один. Мне, например, гораздо легче обратиться к одному человеку, чем к целой компании людей.
– Извините… Вы тоже на экскурсию, да? – смущаясь, спрашивает она меня, сразу же отводя в сторону глаза.
Я, пользуясь тем, что девушка стоит так близко от меня, украдкой оглядываю её. В первую очередь я смотрю на глаза человека. Потом уже на лицо, причёску, одежду. На то, что в первую очередь интересует парней в девушках, я смотрю в самую последнюю очередь, и то мельком и немного стыдливо. Меня больше интересует внутренняя половина человека, чем внешняя. Её можно сравнить с подводной частью айсберга – такой же труднодоступной для наблюдения.
– Да, я тоже, – отвечаю я, и мои губы невольно растягиваются в искренней улыбке, хотя всего несколько минут назад я загрустил, так как снова почувствовал себя одиноким.
Мне было очень приятно, что девушка обратилась с этим вопросом именно ко мне, тем более что она совсем не похожа на тех гламурных девиц, которых я вынужден видеть почти каждый день.
У неё были каштановые волосы, короткие, но мне, если откровенно, даже нравится такой стиль причёски. Может, потому что он ей идёт. Или потому, что редко вижу девушек, которые стригутся под мальчика. Её глаза очень похожи на мои – серые, однако чуточку темнее. Но больше всего меня в ней поражает улыбка – скромная, сразу завораживает…
Чтобы полностью завершить представление об этой девушке, добавлю, что она ниже меня почти на голову, стройная, одета в джинсовый костюм.
Девушка замечает, что я слишком пристально рассматриваю её, и смущается ещё больше. Чтобы прервать неловкое молчание, она, видно, лихорадочно соображает, что бы такого ещё спросить у меня. Хотя замешательство и длилось всего несколько секунд, мне они показались бесконечно долгими. Наконец она снова заговаривает со мной:
– Начало же в 17 часов, да?
И снова отводит глаза, однако пытается ещё раз улыбнуться.
– Да, – подтверждаю я. – А ведь ещё вчера я думал, что экскурсия в четверг, но буквально перед сном зашёл ВК и увидел, что её перенесли на сегодня.
– Так и я тоже, – она будто бы рада, что наш разговор не застопорился, и хватается за эту тему: – Я хотела позвать с собой подружку, она как раз согласилась на четверг, но я редко захожу ВК, только два часа назад узнала, что перенесли… А она сегодня допоздна на учёбе…
– Да, не повезло… – отвечаю я, хотя мои мысли совсем другие: я очень рад тому, что эта девушка пришла одна, без подружки. В этом случае она бы не подошла ко мне…
– Я уже, было, передумала идти, ведь совершенно никого не знаю здесь…
– Но пришла, – я улыбаюсь.
– Да! – теперь от её скованности практически ничего не осталось. – Пришла. Я подумала, что не хочу пропускать такое интересное событие…
– И правильно подумала!
Я невольно обращаю внимание на то, что, несмотря на пасмурный день, всё вокруг выглядит очень мило и привлекательно, хотя на дворе апрель и пейзаж не должен вызывать положительных эмоций: даже почки на деревьях ещё не распустились, а трава только-только начала пробиваться.
Прежде чем девушка отвечает мне, я внезапно снова заговариваю, неожиданно для себя самого:
– Я Саша.
Почему же я сначала говорю, а потом думаю? А если она не хочет знакомиться со мной? Или у неё есть парень?
Однако через мгновение я с облегчением понимаю – первый вариант отпадает.
– А я Юля, очень приятно познакомиться.
Как же мне нравится её улыбка, вы не представляете.
– Рада, что не буду, как в прошлый раз, одна. Даже не с кем поделиться впечатлениями…
– В прошлый раз? – как эхо повторяю я.
– Ну да. Подружка в меде учится, у них график не такой, как у нас в Скорине.
– У нас в Скорине?
Юля непонимающе смотрит на меня:
– Ну да, а вы не знали? У нас, то есть у меня, в этом плане полегче. Я филолог.
– Нет, всё-таки не у тебя, а у нас, – я не могу сдержать широкой довольной улыбки. – Учусь тоже в Скорине, географ.
– Ой, это радует! – девушка, похоже, и впрямь обрадована этому совпадению не меньше меня.
Вдруг раздаётся голос какого-то парня:
– Молодые люди, вы идёте или нет?
Я оборачиваюсь. В десятке метров от нас стоит большая толпа и все с интересом смотрят на меня и на Юлю. Экскурсовод уже здесь и тоже смотрит на нас, но в его взгляде читается нетерпение. Мы так увлеклись разговором, что и не заметили бы, как все ушли.
– Потом поговорим, – тихо шепчет мне Юля. А вслух громко говорит, обращаясь ко всем: – Да, идём, извините нас, пожалуйста!
Экскурсовод рассеянно кивает и начинает говорить:
– Уважаемые слушатели! Сейчас вы увидите архитектуру XIX века в районе города, который назывался «Свисток». Прошу за мной…
Люди следуют за экскурсоводом. Мне очень неловко, что мы с Юлей обратили на себя внимание толпы. Я не люблю, когда становлюсь объектом внимания большого количества людей. Украдкой гляжу на тех, кто ближе всего ко мне, и замечаю, что и на меня, и на Юлю до сих пор бросают любопытные взгляды. Чтобы скрыть своё смущение, я пытаюсь снова завязать разговор с этой девушкой, тем более что мы пока только идём к памятникам архитектуры.
– А вы… Слушай, давай на ты?
– Я только что хотела это предложить тебе, – и она вновь обворожительно улыбается. – Что «я»?
– Ну, ты на каком курсе-то?
Юля немного медлит с ответом. Повернув голову, и словно убедившись, что нас не подслушивают, загадочно говорит вполголоса:
– Второй курс, белорусская филология, только никому ни слова!
Мне нравится её манера общения: обычно при первом разговоре с девушками я испытывал неловкость, путался  в словах и смущался, а сейчас ничего этого не было. Я улыбаюсь ей в ответ и шутливо-серьёзно говорю:
– Ни одна живая душа больше не узнает об этом.
Ответить Юля не успевает, потому что экскурсовод приводит нас к первому старинному дому и уже начинает рассказывать про него. Нам приходится умолкнуть.
– Этот дом, к сожалению, подлежит сносу, хотя и находится среди памятников архитектуры…
Я пытаюсь слушать, но слова будто ускользают от меня. Я смотрю на стоящую рядом Юлю, которая с интересом внимает словам нашего гида и даже что-то записывает себе в блокнот. Кажется невероятным, что мы до этого дня даже и не подозревали о существовании друг друга. А ведь я неспроста решил пойти на эту экскурсию – до сегодняшнего дня ни разу не посещал подобных мероприятий, хотя и очень сильно тянулся к ним, желая научиться общаться с людьми в жизни, а не по ВК. Но каждый раз природное стеснение не пускало меня… А вот сегодня пришёл сюда. Несмотря на то, что здесь была только одна моя знакомая, да и то, только по ВК. Да, ещё если учесть, что мы с ней до этого дня мало общались. Однако не она меня упросила прийти. Почему-то я сам решил, что должен обязательно посетить эту экскурсию. Теперь я догадываюсь, почему…
– О чём задумался? – слегка улыбнувшись, спрашивает меня Юля.
Я вздрагиваю от неожиданности и смотрю на неё, а потом решаюсь сказать правду:
– Знаешь, я думал о том, что нам очень повезло, что мы встретились, наконец-то. Давно мечтал познакомиться с тобой.
Это были очень смелые слова, я сам не ожидал от себя такой прыти. Я замираю, мне интересно, что ответит на это Юля.
– Не поверишь, но я только что думала об этом, – моя последняя фраза, кажется, ничуть не удивила эту девушку. – На самом деле, я очень одинока, у меня почти нет друзей и даже не с кем сходить туда, куда я хочу. Я, конечно, привыкла быть в обществе себя самой, но это не есть хорошо. Всегда мечтала встретить человека, который понимал бы меня с полуслова, искреннего и верного друга. Но живу почти два десятка лет, а ни разу его так и не встретила…
Юля говорит эти слова без улыбки на лице и глядя куда-то в сторону. Но я не обижаюсь, потому что и мне довольно сложно смотреть человеку в глаза. Однако внезапно возникает желание посмотреть ей в глаза. Юля будто читает мои мысли и встречается со мной взглядом. В её серых глазах столько доброты и искренности, что я не удивляюсь, когда слышу её слова, хотя сердце начинает биться с удвоенной силой.
– Ты хороший. Я уверена, что мы с тобой поладим…

***

Я подошёл к театру кукол. Желающих поучаствовать в экскурсии ещё не было, если, конечно, не считать каких-то девушек, которые сидели на скамейке и пили пиво. Я скромно стал в уголке, стараясь не смотреть на них. Чем бы заняться в остающуюся до начала мероприятия половину часа? Я достал телефон и увидел смс от Марины. Она написала, что не сможет сегодня прийти на экскурсию. Моё настроение совсем испортилось. Я уже пожалел, что пришёл сюда, потому что тут же почувствовал себя неловко от насмешливых взглядов девушек, и отвернулся от них. Через пятнадцать минут начали подходить люди, постепенно собираясь метрах в десяти от меня. Ещё через десять минут, кажется, все в сборе, кроме экскурсовода. Наконец подошёл и он. Я оглядел толпу молодёжи – человек сорок, не меньше. На первый взгляд, все друг друга знали, а многие пришли со своими спутниками и спутницами, некоторые из них держались за руки или даже стояли в обнимку. Мне стало совсем худо, моё одиночество будто взяло меня в железные клещи. Ни одного знакомого лица. Обидно, но на меня никто даже не обратил внимания. Хотя нет, одно знакомое лицо я всё-таки заметил – Маша из ВК. Это она всегда приглашала меня на многие мероприятия, хотя мы даже не общались, не были знакомы в жизни. А сейчас она стояла с профессиональным фотоаппаратом, собираясь запечатлеть эту экскурсию на плёнку.
Экскурсовод начал говорить и мне пришлось подойти поближе к собравшимся. Через пару минут все двинулись за ним. Когда мы подошли к первому дому-памятнику, и экскурсовод начал свой рассказ, я, оглядев всех присутствующих, снова ощутил себя одиноким. Лишь пару раз встретил любопытные взгляды в мою сторону. Даже когда я прогуливался по полям за своей деревней, я не ощущал такой тоски, как сейчас.
Всё оказалось совсем не так, как я себе представлял. Я, как и пришёл сюда один, так в одиночку и уйду. Не будет никаких интересных знакомств, как обещали организаторы в группе ВК. Я постарался слушать экскурсовода, так как рассказывал он и впрямь очень интересно. Вдруг я заметил почти рядом с собой одиноко стоящую симпатичную девушку. С лёгкой улыбкой она слушала и что-то записывала в блокнот. Вот бы к ней подойти и познакомиться, интересно, как её зовут? Жаль, что я так и не решусь к ней подойти и заговорить…
Пока я с грустью думал об этом, девушке кто-то передал лист бумаги. Она вопросительно посмотрела на него. Парень указал ей на листок, она что-то на нём прочитала и кивнула. Он отошёл в сторону, а девушка начала что-то писать на этом листе. Потом она растерянно стала осматривать всех вокруг, и её взгляд остановился на мне.
– Возьмите, пожалуйста.
И улыбнулась. Какая у неё чудесная улыбка… Я взял лист и бегло осмотрел его. Оказывается, все присутствующие должны записать свои фамилии и контакты. Я рассеянно записал свои данные, как вдруг меня осенило – я же могу узнать хоть что-то об этой девушке и потом найти её! Я прочитал только что записанные строчки: Юля… И номер телефона.
Я еле вытерпел до конца экскурсии и сразу же, как только пришёл домой, позвонил по этому номеру, твёрдо решив высказать ей всё. Юля подняла трубку, и я узнал её голос:
– Подожди, любимый, мне кто-то звонит… Я слушаю вас.
– Извините, я ошибся номером, – тихо сказал я и повесил трубку.


19 – 20 апреля, 03 мая 2012 года, а/г Ерёмино;
22 – 24 сентября 2013 года, Ерёмино – Хойники, окончательная обработка;
20, 22 марта 2016 года, Ерёмино (исправления и дополнения).