Еще раз о еврейских праздниках. Пурим

Леонид Шиндер
Сейчас мы находимся в преддверии праздника «Пурим». Этот праздник известен, как день чудесного спасения еврейского народа от полного уничтожения. История эта подробно описана в документе под названием «Мегилат Эстер».
 
Казалось бы, что нам до того, что происходило во времена Вавилонского изгнания в городе Шушан, столице Персии, где жила в то время основная масса Евреев, изгнанных с земли Израиля после разрушения первого Храма. Ведь не первый и не последний (к сожалению) раз угрожали и угрожают нам уничтожением наши ненавистники. Но почему-то именно эти события вошли в каноны истории Еврейского народа, превратившись в ежегодний праздник, отмечать который обязали нас мудрецы.

Прежде чем разобраться в «спектакле», описаном в «Мегелат Эстер» – дословно преводится как «Раскрытие скрытого» – давайте познакомимся с главными исполнителями ролей, и с тем, что эти роли подразумевают.

Итак, Ахашверош – главный правитель, царь Персии того времени. Мордехай – олицетворение праведности. Человек совершенно беззащитный и лишенный напрочь каких-либо амбиций. Аман – ненавистник Евреев, ученый, звездочет и прорицатель. Зереш – жена Амана, помощница в его замыслах, колдунья. Эстер – двоюродная сестра Мордехая, красавица, предана своему народу. Народ Израиля, изгнанный вследствие беспричинной ненависти, вспыхнувшей между людьми.

Я не буду пересказывать всю историю, описаную в «Мегилат Эстер», остановлюсь только на основных событиях и постараюсь дать их толкование, в соответствии с понятиями науки каббала. Чтобы лучше воспринимать повествование, нам придется провести параллели между событиями более чем трехтысячелетней давности и сегодняшним состоянием мира.

История начинается с того, что Ахашверош изгоняет свою жену Вашти из дворца за ослушание и объявляет о поиске новой царицы. И больше всех приглянулась ему Эстер, которую воспитывал Мордехай, после смерти ее отца, дяди Мордехая.
Эстер поселилась во дворце царя, а Мордехай каждый день проведывал ее и сидел у царских ворот.

И однажды он подслушал, что два евнуха хотят убить царя. Он рассказал об этом Эстер, та, в свою очередь поведала об этом царю от имени Мордехая. И вот тут начинают происходить странные вещи: вместо того, чтобы отблагодарить Мордехая за свое спасение, Ахашверош возвеличивает Амана.

Аман становится приближенным царя, получает сан и почести, весь народ города Шушан поклоняется ему. Но вот что злит Амана, что Мордехай совершенно не реагирует на статус Амана, не поклоняется ему, не оказывает знаки уважения. И решает Аман погубить Мордехая, и не только его, но и весь еврейский народ от малого до великого. Но еще жив в нем страх перед этим народом. Ведь стоит им вспомнить, как стояли они один за другого до разрушения Храма, и станут непобедимы.

Но жена Амана Зереш успокаивает мужа, просчитав по звездам, что нет в этом народе больше той силы объединения, которая позволяла им быть как один человек с одним сердцем. А если это так, то можно их не бояться.  Но расчеты расчетами, а есть то, что называется судьба – управление свыше. И Аман бросает жребий, который также непредсказуем, как и судьба.

Для полного успеха он привлекает на свою сторону царя, мотивируя свое намерение тем, что Мордехай – представитель странного народа. Этот народ рассеян среди ста двадцати семи народов мира, он живет по своим законам, он не подчиняется указам царя, не считается с ним, Аманом. И если Ахашверош хочет навести у себя порядок, то должен издать указ об уничтожении этого народа, а уж он, Аман об исполнении этого указа позаботится. И выбрано им дерево, на котором следует повесить Мордехая.

Указ был издан, скреплен царской печатью, и уже отправились гонцы во все области царства, чтобы исполнить приказ... Но об этом узнает Мордехай, доводит затею Амана до Эстер и просит у нее помощи для спасения еврейского народа.

Далее следует неожиданный финал: Амана приглашают на пир во дворец царя; Эстер тем временем напоминает мужу о заслугах Мордехая перед ним; Ахашверош словно прозревает, и вместо того, чтобы погубить Мордехая, вешает на дереве Амана. Но остановить гонцов, скачущих выполнить волю царя и погубить Евреев он уже не может.

Но дает возможность Мордехаю победить врагов, если на войну соберется весь народ.  и победить врагов. Иными словами,дает возможность взять свою судьбу в собственные руки.

Тогда так и произошло. И враги были побеждены сплоченностью еврейского народа...

Каббала не рассматривает исторические аспекты и не черпает свою мудрость из уроков истории, даже если исторические события имели место. Ведь происходящее в нашем мире – это только следствие взаимодействия скрытых сил природы, которые управляют всеми событиями.
 
То, что происходило на самом деле в городе Шушан – это описание раскрытия одной из сил природы, с которой человечеству только предстоит познакомиться – «раскрытие скрытого, мегилат Эстер». Хотим мы того, или нет, но развитие человечества происходит в соответствии со строго определенной целью, по заданной программе. И законы этой эволюции незыблемы, как и должно быть во дворце царя, правителя, властелина.

Не является секретом то, что нами управляют через наши желания. Желания толкают нас на поиски все новых наслаждений, они заставляют нас строить новые взаимоотношения, создавать технологии, воевать и делать революции. И все это, к сожалению, не во благо всему человечеству, как мы все больше в этом убеждаемся.

Потому что управляют нами не просто желания, а желание жить за счет других. И оно существует в каждом из нас. И желание это неистребимо, потому что является основой человека и охраняется силами природы. Это желание олицетворяет герой рассказа Аман. Поэтому к нему так благосклонно относится Ахашверош. Ведь в облике царя выступает сам Творец, властелин природы.

Давайте взглянем на сегодняшнее состояние мира. Аман проявляется в нас в виде кризиса взаимоотношений между людьми, нациями, религиями. Угрозы и попытки уничтожить друг друга заглушают призывы остановиться и начать диалог между всеми народами, чтобы объединиться.

И в то же время в каждом из нас живет некая искра угрызения совести, заставляющая задумываться над поступками, оценивать их, напоминающая о милосердии. Это теплится в нас искра той силы природы, которая еще не проявила себя в нашем мире – сила альтруизма, любви к ближнему. Эта сила показана в облике Мордехая. Эта сила еще слаба, не может увлечь за собой массы, она противоположна их мировоззрению.

Силе альтруизма не хватает желания властвовать в мире, она «напрочь лишена амбиций», но желание власти есть в избытке у Амана. И, как вы уже догадались, стоит перед царем задача соединить эти две противоположные силы таким образом, чтобы идея братской любви приобрела силу власти над миром. Аман очень  силен, так как это наша внутренняя природа, а Мордехай с его идеями всеобщей любви слаб и непонятен людям. А царь хочет, чтобы мы самостоятельно пришли к правильному решению.

Соединяющим звеном между этими силами является Эстер – наше будущее состояние, исправленные свойством милосердия желания –любовь, управляющая миром. Это  цель творения, которая существует изначально,  но еще не проявило себя в полной мере. Формула решения этой задачи – соединение двух противоположных сил – на самом деле довольно проста: согласиться с тем, что только объединение над всеми противоречиями даст возможность избежать смертельной опасности.

Остался открытым вопрос, почему все приходит в мир от Евреев? Ответ, как всегда один – потому что мы уже проходили все состояния, которые миру еще предстоит испытать. И состояние объединения было у нас тоже, но оно утеряно нами за время последнего изгнания. А без его возрождения  мир, к сожалению, не получит доступа к той силе природы, которая «покроет любовью все наши прегрешения».

И где она, Эстер, то желание жить ради других, которое только пробуждается в нас? Неужели, нас заставит объединиться только угроза полного уничтожения?