Выстрел

Вера Шкодина
ВТОРОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ЧТО ЗА ЗЕРКАЛО РАЗБИЛИ ТРОЛЛИ?!" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА
ПОЧЁТНОЕ ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ТАКОЙ УЖ ЭТОТ МИР" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА

Санька  при свете лампы доделывала уроки.
Скоро  экзамены, одиннадцатый класс,и прощай, школа.
Решила поступать на филфак в единственный педвуз в области и только из-за любви к литературе.
       В Челябинск на журфак мать запретила категорически: «Девочку одну да в незнакомый  город? Нет! Здесь  все-таки  тетка родная, поживешь у нее и  или в общежитии».
        Санька молча покорилась. С матерью  спорить бесполезно.Одноглазый дымчатый кот, по кличке Кутузов, внезапно с силой  скакнул на  грудь. Санька  шатнулась на спинку стула, и разом прогремел выстрел.
Буквально мимо  носа что-то просвистело и воткнулось в ковер на стене. Занавеска задержала  выбитые стекла, которые  падали    со звоном на подоконник.
Санька оцепенела.
         Из  горницы выскочил отец:
- Нагнись!
Выключил свет.  Стало темно.
За окном тревожно раскачивались акации, доносился отчаянный лай разбуженных псов.
          Мать, которая  всегда отличалась  сумасшедшей  храбростью, кинулась во двор, открыла ворота. Никого.
          Отец шарил  в темноте рукой за шкафом, никак не мог найти ружье.
Руки у него тряслись. Он бормотал что-то.
         Санька сидела на корточках, обхватив руками плечи и перепуганно шептала:
-Ой, мамочка, ой, мамочка!
-Что же это такое, господи,- плачущим голосом приговаривала мать, пытаясь найти, чем  бы заткнуть дыру в стекле.
-Из ружья шарахнули, - бормотал отец, выковыривая что-то из стены, - сволочи!
-Да за что же это такое! - вскричала мать, выпрямляясь.-Отец! За что это, отец?! Нет, это не по мою душу приходили! И девчонка тут ни при чем! Отец!
Это ты что-то натворил, отец? Чего молчишь? Говори!
-За  зерно мстят, наверное,- опустился на стул, - за зерно, мать. Вчера четверых задержал, мешки  тащили с тока.
-А кто хоть помнишь?
-Где там! Ночь. Сиганули в кусты, мешки, правда, побросали.
-И надо тебе было?
-Как же, мать, что  что ж я... Собачьи сыны! Не дождутся! - выдавил он, ощетинившись, - с ружьем ходить буду! Сволочи! Я войну прошел, мать!
Санька потом недоумевала.
Как же это? Какие  у них могут быть враги?
Мать обожали все шалопаи и бездельники, которых она учила или выпускала. Открытки поздравительные слали со всего света, даже из тюрьмы. Санька помнит, как перед входом в магазин толпа  великовозрастных детин вытянулась, руки по швам,  по команде: «На Татьяну Тимофеевну равняйсь!» И они с матерью сквозь строй вошли в магазин. Саньке было смешно, а мать, чуть улыбнувшись, погрозила им пальцем. Если Санька приходила в клуб на концерт или в кино, будучи еще малышкой,чьи-то сильные руки провожали ее на первый ряд с шепотом: «Татьяны Тимофеевны дочка». И так до старших классов
Отца уважали за  справедливость и побаивались  за  крутой характер и требовательность. Еще бы! Он единственный в районе и области побывал на ВДНХ за высокие показатели на ферме по надоям. Столько наград привез, столько впечатлений. С последней дойки всегда возвращался позже всех, а дорога — через ток. Сторож спит или боится,а народ тащит мешками.  Не может равнодушно пройти. Неужели за это? Не хочется верить.
Так вопросы и повисли. Милиция ни до чего не докопалась.
А Санька  без труда сдала все предметы и прошла по конкурсу, хотя  он был очень высокий: сразу выпускались все одиннадцатые  и все десятые  одновременно с переходом на десятилетку.
Курс филфака — сто человек. Одна из тем сочинения  - образ Павки Корчагина.   
   Санька обожала зту книгу. Почти  заканчивая, покосилась на соседей справа — списывают, слева - то же самое. Испугалась. Вдруг делает что-то не так.  Оценку получила  "отлично и хорошо". Вспомнила, что только одна на весь курс не шпаргалила. Как же они будут преподавать литературу?Вот это да!
   Начались студенческие будни. Каждую субботу  - домой, сорок километров автобусом. В понедельник  в  шесть  утра с сумкой, набитой продуктами, к автобусу.. К девяти успеваешь. Общежитие рядом с вузом.
   Однажды дали маленький автобус, билетов не было. А поселок большой и народу много. Одноклассники открыли окно и втащили ее, так и ехала на коленях у друзей.
   Был еще случай: вовремя не взяла билет, стала высматривать своих, рядом стоит  парень  и протягивает билет. Симпатичный, высокий, светловолосый. Места оказались рядом. Деньги не взял.
   Общительная Санька трещала всю дорогу. Он молча слушал с легкой улыбкой. Какое-то тепло исходило от него, расставаться не хотелось. Договорились встретиться вечером.  Робкий, предупредительный, таких  Санька  не встречала. Улыбается, молчит. Санька  болтает  без умолку, потом теряется. Что-то в нем обволакивающее, непонятное. Лучше  уйти.
   Так продолжалось почти месяц. Ни поцелуев, ни объятий. Будто изучает с пристрастием.  Волнующе и непонятно. Однажды вечером их увидела двоюродная сестра Надя. Тревожно взглянула и упорхнула. Когда Санька приехала в очередной раз домой, в гостях была тетя Юля. Разговор  с матерью был взволнованный.  Вошла Санька. Обе глянули на нее тревожно, даже испуганно, и смолкли. Чего тетка приезжала, мать не сказала,  но вдруг стала напряженной, какой-то сосредоточенной. Санька решила, что с отцом проблемы. Погуливал. Как-то  случайно  услышала,  как  мать со слезами выговаривала  ему  за какую -то зазнобу.
Санька не влезала в их дела. Не  принято было такое.
На каникулы ехали домой вместе, опять случайно. Он учился в торговом техникуме. И что удивительно, его тоже звали Владимиром,  как старшего брата, и  тоже Николаевич.
 -Да мы с тобой родственники, только фамилия у тебя другая — Коробкин,-смеялась Санька
Сходили вместе на  футбольную площадку, что была за селом,в березовом околке, потом пошли бродить по лесу. Рвали подснежники, пили березовый сок. Начал целовать дерзко, грубо. Санька  - мастер спорта по спортивной гимнастике. Полетел на траву, успокоился.
 -Ты чего?» -удивилась Санька,- опьянел от сока.?
 -Пойдем к тебе, познакомиться с родителями?
 -Татьяны Тимофеевны не боишься? - расхохоталась Санька. - Её даже хулиганье остерегается!
 -Знаю, все равно пойдем,- отвечает.
 -Какой-то ты сегодня странный,-заметила Санька,- пойдем,потом не жалуйся!
 Ситуация её  стала забавлять. Чего он надумал? Замуж она не собиралась. Учеба прежде всего. Да и избранник не всегда понятен и предсказуем. Не знаешь, что на уме и чего ожидать, хотя притягивает чем-то,  ну прямо Монтэ-Кристо!
Пока шли, говорила и смеялась она, он сосредоточенно молчал, почти не слушал.
 -Боится, трусишка, -думала Санька, - дурень, что надумал.? Вошли. Мать шила на машинке, взглянула и молча начала подниматься, глядя на них расширенными от ужаса глазами. И вдруг рухнула всем телом на пол, цепляясь за стулья. Дикий крик Саньки. Скорая, уколы. Месяц на больничном. Санька рядом.
    Оказалось, как она потом объясняла помертвевшими губами, это был внебрачный сын  бывшей любовницы отца, которая когда-то работала на ферме, забеременела и родила в один день с матерью, тоже назвав сына Владимиром и дав отчество Николая.   
От бессилия и отчаяния? 
Казалось, давно забытый скандал.
Но зачем он появился в  жизни Саньки, сводный брат? И этот визит к матери. Сделать больно? Месть? А за что Саньке мстить? Да и мать в чем виновата? Сколько седых волос добавило тогда это событие в её роскошные золотые волосы. 
И все это сквозь молчание. Никогда эта история не озвучивалась в доме.
Когда мать упала, он сразу исчез. Будто злодей какой-то. Даже  не похоже это на него. Мягкий, уступчивый характер. Сколько же ненависти надо иметь! Откуда такое?
Санька всю неделю выслеживала его.
Скрывался.
-Ну, не на ту напал!Я все из тебя вытрясу.!
Злилась, а внутри все равно жалость теплится.
Бедный братик! Почему я не знала? В одной школе учились. Виделись. Помню всегда так пристально смотрел. Да мало ли, кто смотрит. Нравлюсь, видно. Не подходит, ну и ладно, подумаешь!
Саньку тогда провожали ребята постарше, уже отслужившие в армии. С ними было интереснее.
    Вышел торопливо из дверей техникума. Вздрогнул, увидев Саньку и, как приговоренный, медленно приблизился с обреченно опущенной головой. Шли молча. Санька не торопила. Молчали.
-Это я в тебя  тогда стрелял! -  закричал он неожиданно, почти фальцетом  - это я!  Понимаешь!  Я,Я!
Санька остановилась изумленно, вдруг стали ватными и подкосились ноги. Дотащил её до  лавочки.Усадил. Страшная тишина. Санька не могла вымолвить ни слова. И потом хрипло выдавила:
-За что?!
-Я...я ненавидел вас всех и тебя... Вы всё знали! Знали! -  закричал вибрирующим голосом, -  вы всегда смеялись надо мной, я был никому, никому  не нужен! Меня на нашей улице с детства звали байстрюком, безотцовщиной. Пинали, как собаку взрослые, дразнили пацаны. Я дрался и ненавидел вас и всю вашу семью!
Вы были счастливые. У вас был отец и мать. Вас было трое детей.Вы были красивые, дружные. А я никто, я байстрюк!
Голос его срывался, переходил на шипящий  шепот.
      Санька постепенно  приходила в себя.
-Но я, я,  можешь не верить, я ничего не знала!-отчаянно закричала она, потрясенная. Я точно ничего не знала! Санька закрыла лицо руками. Ужас! Ужас! Это невозможно! Никогда, никто в нашей семье ничего не говорил о том, что у нас есть брат! Понимаешь! Никогда никто не знал!Почему ты не подошел ко мне, к братьям, почему? Не сказал? Почему.?
-Я не верю, не верю!  Вы всё знали! Я учился у твоей матери по математике, и она делала вид, что не знает, кто я! А сама знала! Знала!
-Мать чем провинилась перед тобой? -  проговорила Санька,задыхаясь, изумленно, с ужасом глядя ему  в глаза.-  Ты меня  ведь мог убить!Понимаешь! Безумец! Ты безумец! Ты ненормальный! Если бы кот на меня не прыгнул, ты попал бы прямо в голову! Я в чем виновата перед тобой?! В чем, скажи?!
-Ты  всегда смеялась надо мной! -   вскочил он,  - в тот день я пришел в спортзал, ты занималась на кольцах. Я подпрыгнул, ухватился, но подтянуться не смог. Ты начала смеяться надо мной и назвала меня «ливерной колбаской». Ты знала! Знала, кто я! Ты смеялась. Я ненавидел тебя, -  почти шепотом добавил он и вдруг  разрыдался,  трясясь и захлебываясь словами.
     Санька с ужасом, оцепенело смотрела на него, но  вдруг  жалость и боль   сдавили горло,  перехватило дыхание. Она безотчетно  вдруг погладила   его по голове, как маленького. Слезы  потекли из ее глаз, она молча размазывала их по щекам.
      Продолжая всхлипывать, он внезапно, вздрагивающим голосом  добавил:
-Я у отца по вечерам подрабатывал, он в тот вечер так на меня орал! А я его сын! Он как на чужого орал, понимаешь! Я тогда выкрал ружье у дядьки и  пришел убить тебя, чтобы всем вам было больно, как мне!
но я... я не знаю , не знаю, почему, почему я выстрелил! Меня трясло тогда  от злости и ненависти! Я сам, сам  пойду в милицию, сдамся!,  - закричал он внезапно,  Я не трус! Не трус! Поняла!   
-Замолчи! -  окончательно придя в себя , жестко заговорила Санька. - Это было три года назад. Я тебе запрещаю поднимать  вопрос. Мне дороже  здоровье моей матери. А ведь тогда, растягивая слова,  холодно проговорила она, - меня знаешь, кто спас? Кутузов.
-Кто?- удивленно поднял глаза.
-Кот одноглазый наш. Кличка Кутузов.Может, почувствовал, не знаю.
А ты, ты  чего это  в лесу на меня набросился?- повернулась , вглядывась в него.
-Я...я хотел изнасиловать.
- Чего?! -изумилась Санька, - мастера спорта?!Меня?!  Послушай, скажи, кто тебя науськивал все-таки: стрелять, насиловать? Я не верю, что это родилось в твоей голове.Нет, не может быть, что сам. Кто?  Говори! Не твой характер. Кто? Мать?
 -Это.. Нет, не мать, никогда, это дядька ...Василий научил.. . И ружье дал.
-Понятно. А у тебя головы нет, - грустно заключила Санька.  Полный дурак! Мог в тюрьму загреметь. И вся биография.  Ладно. Нам не надо больше встречаться. Мне больно и обидно на тебя смотреть. Уходя, добавила, оглянувшись:
-Когда будешь жениться, выбери умную жену. Иначе собьют тебя с пути. Не дядька, так еще кто-нибудь.
-Ты не сердишься на меня! - закричал он вслед.Ты простишь меня?Когда-нибудь? -добавил он жалким голосом
 -Живи! - жестко ответила Санька.
Больше они не встречались. Спустя годы Санька узнала случайно, что женился, живет в городе.  А взял в жены разведенку, с маленьким сыном.  Хорошая, умная, говорят, девчонка и красавица. Иногда Санька вынимает из альбома фотографию, где они рядом в лесу с подснежниками, друзья сфотографировали по их просьбе. Братик. Милое лицо, и похож на нее и отца.