Счастливый человек 5

Нина Джос
    После гражданской войны жизнь понемногу стала налаживаться. Отец работал на железной дороге. Старший брат Виктор тоже пошёл работать и Нина наконец смогла продолжить образование.
 
    - Женщине не нужно много учиться, - говорил отец, - для неё главное - это семья. И все таки полезно будет Нине научиться шить - всегда на кусок хлеба себе заработает.
 
    Отец отправил Нину на курсы кройки и шитья, которые открыла пожилая  портниха - модистка. Тканей практически не было. Платье из марли было вершиной роскоши, а так народ донашивал старьё и одежду из мешковины. Именно в те годы стала модной песенка, которую часто впоследствии напевала мне бабушка, как свидетельство той эпохи.

Ужасно шумно в доме Шнеерзона,
Из окон прямо дым идет,
Там женят сына Соломона,
Который служит в «Капремонт».

Его невеста Сонька с финотдела
Вся разодетая и в пух и прах:
Фату мешковую одела,
И деревяшки на ногах.
 
    - Прежде чем вы научитесь шить, - вещала Эмилия Сергеевна, преподававшая на курсах, - я научу вас ремонту одежды. Завтра принесите на занятия вещи с дырками и будем учиться штопать, зашивать дыры и ставить аккуратные заплаты. Не стыдно быть бедным - стыдно быть неопрятным. Одежда должна быть чистая и аккуратно заштопанная.

    Моя бабушка Нина в совершенстве овладела этой дивной наукой и умела так ловко зашить дырку на одежде, что от неё и следа не оставалось. Она и меня, в своё время, обучила этому нищенскому искусству.
 
    Лекала и выкройки вырезали из старых газет, а шили из вылинявшего тряпья или мешковины. И вот чудо! Отцу дали на работе премию - целых пять метров марли! Нина сама сшила себе роскошное белое платье, на зависть подругам. Да ещё и на отделку выменяла на базаре кусок старых, пожелтевших кружев, поеденных молью. Но она так умело заштопала дырки и отбелила ткань, что кружевной воротник выглядел совсем как новый. Нина надела новое платье и тут все и увидели, какой она выросла красавицей! У высокой, стройной девушки была идеальная фигура, большие светло-карие глаза, ровные белоснежные зубы и мягкие пышные волосы.
 
    - Никогда никому не позволяй себя обижать! - поучал Нину отец, - я ни разу в жизни не поднял на тебя руку, потому что ты девочка и другим никогда не разрешай. Если когда-нибудь муж ударит тебя - сразу от него уходи! Помни что у тебя есть защита - отец и два брата, - Она запомнила этот урок на всю жизнь.

    Рано умершую мать Нине заменила Елена Андреевна - мама близкой подруги и будущая свекровь. Именно к ней девушка ходила за советами по хозяйству и по разным женским вопросам.
 
    - Красота - это же в старые времена богатство было! Красивых женщин ценили, они были украшением общества, богатые мужчины готовы были платить за их внимание, - говорила Елена Андреевна, закуривая очередную папиросу, - а какая цена женщинам теперь? Кем может стать красавица при большевиках?  Передовой дояркой, ткачихой или ударницей коммунистического труда? Мир перевернулся и теперь красота не стоит ничего.
 
    - Я люблю тебя, как свою дочь, - продолжала Елена Андреевна, - у меня три сына - выбирай любого! - и продолжала, выпуская изо рта струйку дыма, - Миша, старший, для тебя слишком умный, младший - Валентин, ещё молодой, а вот Коля - самый подходящий жених.
 
    Но первой любовью Николая, моего деда, стала не Нина, а украинская дивчина Килына. Оказывается, и в те далекие и трудные годы далеко не все девушки были строгими. Килына не отличалась красотой, но имела замечательный голос и любила петь. А пела она лучше и громче всех девушек в округе. Потому её охотно приглашали во все молодежные компании и на вечерние посиделки. Вскоре она обрела репутацию девушки доступной и Николай охотно провожал её по вечерам до дома и нередко оставался до утра. Мать не одобряла его увлечения, но кто же в таких случаях слушается матерей?

    За Ниной и её подругой, сестрой Николая, тоже стали ухаживать парни.
 
    - Это все нюхарИ - разъясняла им Елена Андреевна, -  Нюхари - они как кобели, бегающие за сучкой и обнюхивающие её на предмет легкой случки. Гоните их прочь - ваши женихи ещё впереди.
 
    Нину не надо было поучать - она имела старшего брата Виктора, который вырос красавцем и знатным бабником. Она, нередко, слышала циничные разговоры брата с приятелями о девушках и не имела иллюзий насчет мужского пола, потому прослыла в молодёжной компании гордячкой и недотрогой.
 
    У Нины тоже был прекрасный голос и она замечательно пела, хотя и не так громко, как Килына. Вскоре она стала выступать в художественной самодеятельности с народными песнями. Недавно открывшийся пролетарский театр ставил оперу "Наталка - Полтавка" и Нине предложили главную роль. Так красивая девушка в восемнадцать лет попала на сцену.
 
    Тем временем Килына, возвращаясь среди зимы с гулянки, громко пела на морозе украинские песни. Она выпила вина и забыла о том, что в мороз петь нельзя.  Девушка сорвала голос и застудила горло. Она потеряла свой дар и вскоре её слава первой певицы забылась. Николай тоже быстро потерял к девушке интерес и влюбился в подругу сестры, как оказалось на всю оставшуюся жизнь.
 
     На фото: -  моя бабушка Нина (слева)и сестра деда тоже Нина. 1930-е годы
 
       ( Продолжение http://www.proza.ru/2016/03/23/2159)