Любовь не имеет прошедшего времени

Юрий Фейдеров
«Человек, который запал в душу, не забывается ни через день… ни через месяц, ни через год… чтобы не случилось, какие бы события не сменяли друг друга, для него всегда предназначено главное место в сердце».

Дети любят задавать вопросы. Они познают мир… Если ребёнок ни о чём не спрашивает, он должен вызывать подозрение в умственной полноценности? 
Но вот человек вырастает и перестаёт задавать вопросы. Что? Стал таким умным, что может ответить на любой вопрос?

Тогда спросите его о том, что такое счастье? В чём смысл жизни? Как быть любимым?
Скажете, банальные вопросы. Они уже не актуальны… Глупости! Эти вопросы всегда в моде. Каждое поколение приходит к ним и ищет свой ответ…
Только теперь цинизм так плотно врос в нашу жизнь, что прилюдно эти вопросы не обсуждаются.

Проходят годы, и приходит время, когда человек начинает задавать себе эти вопросы и пытается ответить на них. Это приходит тогда, когда исчезает «злободневность» каждого дня, и уже не надо идти каждый день на работу, чтобы добывать средства к существованию твоей семьи  потому, что дети уже выросли, уже имеют свои семьи и своих детей. И можно только радоваться, что они обеспечивают самих себя.
А «пик» твоей жизни и карьеры уже пройден, и впереди спокойная, размеренная жизнь…

И есть много времени для размышлений и внутренних дискуссий. А внутренних потому, что из того множества людей, которых ты называл друзьями, большинство перешли в разряд «старых знакомых». И встречаясь с ними, осознаешь, что уже давно исчезли общие интересы, а значит и темы для разговоров. И встречаясь, радуешься, а расставаясь, облегчённо вздыхаешь потому, что кроме «как поживаешь?» и спросить нечего. А выслушивать перечисления каких-то бытовых дел, информацию о болячках, тоскливо…

Но есть ещё один – два, с кем можно поговорить. С одним о политике, это его «хобби», с другим об автомобилях – это его тема.
И самый лучший собеседник – ты сам. Вот тогда и начинаешь спрашивать себя.
- А почему у тебя именно так сложилась жизнь? Ты сам её так строил, или «Всевышний» так распорядился твоею судьбой?
И вспоминаешь… вспоминаешь…

Прошлое не уходит, не забывается и не умирает. Оно живёт своею жизнью. Оно внутри меня разложено по полочкам моего мозга. Иногда нужны колоссальные усилия, чтобы вспомнить что-то важное. И для этого нужно определить, где та нужная полочка… Но иногда оно само выползает из памяти и становится наваждением, которое мучает меня, тревожит мою душу.

Оно обволакивает всего меня и не отпускает из своих, как живая плоть,  душных объятий, пока я не выплесну все воспоминания без остатка на чистые листы бумаги, где оно застынет в высохших чернилах…  И уже спокойно, чувствуя удовлетворение и равновесие в душе, заложу эти листы в папку…  И теперь не надо искать по закоулкам памяти нужную полочку.

Теперь в любой момент я могу найти страницу и снова ощутить трепет души от мысленного погружения в прошлое, от тех чувств, которые волновали меня тогда, от знакомых лиц тех, кто был рядом в то время… 

А вынырнув в сегодня испытать чувство огорчения от того, что нет возможности встретить того, кто будоражил твой ум и душу… попить чаю за одним столом… поговорить…. вспомнить…

Много лет пролетело от детства и юности…

Еще недавно дети бегали в садик и школу. А сегодня внукам уже пошло на третий десяток…
Но когда возвращаешься в прошлое, хочется извлекать из памяти только радостные события. А что может быть приятнее, чем чувство любви?
Кто была тогда первой девочкой, что вызвала к себе интерес? На лицо которой хотелось  смотреть  непрерывно? С которой хотелось быть рядом? Соглашаться играть в её куклы? Подчиняться её правилам игры?

И вот она уже перед глазами… Как её звали? 
В первом классе была Женя. У неё были голубые глаза и чёрные тугие косы…  А во втором Маргарита. Её кучерявые волосы выглядывали из под соломенной шляпы…  В третьем Валя с рыжими кудрями, конопушками по всему лицу и смешинками в голубых глазах.
В четвёртом курносенькая Аллочка. В пятом блондинка Юлька с раскосыми голубыми глазами и конским хвостом.  В седьмом улыбчивая Клара, с мягкими, как у пантеры, движениями тела.
Этих я вспомнил по именам. Другие возникают в памяти неподписанными фотографиями…

Влюблялся я часто. Но всё мои «чувства» быстро проходили. Месяц, может быть два…
Но только одно имя, одно лицо, одна девушка оставила в моей памяти след на всю жизнь.
Я помнил её всегда. Искал много лет. Отчаявшись найти, хотел забыть. Женился… Неудачно… Развёлся…  опять искал…

Жизнь подарила мне встречу с другой девушкой. С ней я прожил счастливые годы. Мы родили детей. Вырастили их, женили…  Всё сложилось благополучно…

Но теперь, когда мне захотелось вспомнить все прошедшие годы, вновь в памяти возникли воспоминания о той хрупкой юношеской любви. И не отдельные фотоснимки, а сплошной поток воспоминаний, как кадры хроникального фильма встали перед моими глазами. И я пишу, пишу и пишу, складывая в строки и главы… Вспоминаются мельчайшие детали… 
Это всё я выложу отдельной повестью… И назову её «Наваждение». А сейчас окончу этот рассказ стихами, посвящёнными ей, написанными много лет назад, когда искал её…
Посвящается  Р. С.
                *
Я не верю в карие, и не верю в синие,
В самые красивые чёрные глаза.
Но они опасные, озорные, страстные
Помутили разум мой. Раз и навсегда.
                *
Время изменяется, годы растворяются,
Образ размывается, но глаза твои
Чёрные, искристые, локон золотистый твой
И улыбка милая навсегда со мной.
                *
Прошлое забудется, а мечты не сбудутся.
Может быть, когда-нибудь, старый и больной
У камина тёплого на любимом кресле я
Напишу крылатые строки про любовь.
                *
Но тогда уж знаю я, не жена любимая,
Девушка мне вспомнится и глаза как ночь!
Огненные волосы, голос твой особенный,
Профиль не запомненный…
                Мне уж не помочь.
                *
Не вернуть те страстные,
                полные опасности
Милые, прекрасные юности дары.
Не вернуть любимую и не быть любимым мне.
Не страдать со сладостью…
                И не стать другим…
Стихотворение было написано в 1969году, через четыре года после расставания.         
 Как давно!...