Моё любимое танго

Лилия Гнатюк
 Литературно - музыкальная  композиция. 
Авторы и исполнители:
Члены Союза писателей Лилия Гнатюк и Тамара Иванова.
 

ДЕЙСТВИЕ 1
 
 На экране летящий самолет, цветущая сирень, незабудки, фотографии родителей Лилии и Тамары.
Тихо звучит мелодия танго «Кумпарсита».
Лилия и Тамара говорят поочерёдно

 
Танго! Как же необычайно хороши его волшебные, страстные мелодии. Они давно популярны во всем мире, а период с 30-х по 50-е годы прошлого столетия стал «золотым веком» танго.  Именно любовь к этим ярким, завораживающим мелодиям объединила нас в совместном творчестве. Сегодня мы представим вашему вниманию премьеру литературно-музыкальной композиции «Моё  любимое танго». Для вас прозвучат самые известные мелодии довоенной, военной и послевоенной эпох, каждая из которых особенная и, конечно, неповторимая.
А еще мы поделимся с вами несколькими страницами из жизни наших родителей, в память о которых и создали этот спектакль. Им через многое пришлось пройти, многое пережить, но несмотря ни на что,  мелодии танго всегда звучали в их душах.

                ДЕЙСТВИЕ 2
 
На экране проплывают фотографии незабудок и Тамариных родителей. Звучит тихая мелодия танго «Счастье мое».
Говорит Тамара:

В моей памяти часто всплывает яркая картинка: мама в сером платье с вышивкой под цвет ее васильковых глаз и папа в галифе и кителе, на котором все его фронтовые награды. В самой большой комнате нашего дома они танцуют под мелодию, которую напевает мама. Родители только что вернулись из Клуба Железнодорожников, где заняли первое место за исполнение танца, продолжаемого ими дома. Я, как зачарованная, смотрю на них. Все кругом светится от счастья. Счастливы родители. Счастлива я… Что же это за танец такой? Что за мелодия?

               
                ДЕЙСТВИЕ 3

 На экране очертание танцующей танго пары и выглядывающего из-за облаков солнца. Звучит тихая мелодия танго «Брызги шампанского»
Тамара читает стихотворение
«Довоенное танго»

Всегда, когда я слышу танго
Из довоенных лет поры,
Ах, как становится мне жалко,
Что отгорели те костры…

В груди неясное волненье,
И томный взгляд, и легкий флирт…
Сейчас! Еще одно мгновенье…
То танго чудеса творит.

В том дальнем танго столько страсти
Звучит мелодия любви.
В нем отголосок тайной власти,
Очарование тоски.

Всегда, когда я слышу танго
Из довоенных лет поры,
Ах, как становится мне жалко,
Что отгорели те костры…

               
                ДЕЙСТВИЕ 4

    На экране (видео) летящий самолет.
   Лилия говорит:
               
               

Уважаемые пассажиры!
Экипаж корабля приветствует Вас на борту самолёта  ЭР - Франс, выполняемого рейс «Санкт-Петербург – Париж».
Но, сначала, немного истории: 
1943 год. Война.  Фашисты увозят людей вагонами из России в плен, на работы.
Так, моя будущая шестнадцатилетняя мама была угнана из Смоленской области сначала в Германию, а затем во Францию.    На хрупкие девичьи плечи пришёлся каторжный труд.  Маме посчастливилось – в 45 году она вернулась на Родину, правда, не одна, а с годовалой дочерью, тобишь со мной. Война то войной,  полюбила она там одного военнопленного, и через некоторое время на свет появилась я…
Прошли годы.
Мамы, к сожалению, уже нет в живых.
И вот, по приглашению, я лечу во Францию, на свою историческую Родину.   Мечтаю побывать в городе Лилль, где родилась.

                ДЕЙСТВИЕ 5


 Летит  самолёт. На экране фотографии Парижа и Лилля. Звучит тихая мелодия танго «Твоя песня чарует»

Лилия читает о пребывании в Париже и Лилле.

Самолёт приземлился в аэропорту «Шарль де Голль».
«Ну, здравствуй, Париж!»
А вот и Триумфальная Арка!    Собор Парижской Богоматери!
Мы подъехали к знаменитой Эйфелевой Башне.
Я, как завороженная, стояла перед этим символом Парижа и думала: «Во сне это или наяву?» Купив билет за одиннадцать евро, я за несколько минут в огромном лифте поднялась к небесам.  На площадке было много людей. Кругом слышалась речь разных народов. Все друг другу улыбались, как добрым и старым  знакомым. По всему было видно – все счастливы.
             
 «Ну, здравствуй, Париж!»

Я жадно вглядывалась в светлые строения Парижа.   А вот и река Сена. До меня донеслась лёгкая французская мелодия с прогулочных корабликов.
Двигаясь по кругу на смотровой площадке, я разглядывала красивейшие мосты, парки утопающие в зелени, золочёные шпили  соборов и церквей.
Прямые улицы, как ниточки, а  по ним движутся  машины, словно игрушечные.       Если честно, то в Лилль хотелось больше, чем в Париж. 
Где-то там, в далёкие годы, в предместье Лилля я родилась.
На второй день, в семь утра, мы уже катили по дорожной глади на север Франции, к Лиллю.   Солнышко уже проснулось и, всю дорогу сопровождало нас.  Мне показалось, что оно, солнышко, не такое, как у нас в России,  а какое-то миниатюрное, одним словом,  французское.
В назначенное, журналистами время  в Лилле, на площади Ришбэ, я стояла на том самом месте, где мама гуляла со мной, и один француз подарил ей на память  чёрно-белое фото города Лилля с изображением  памятника генералу Фуадербу. 
Это фото мама пронесла через всю свою жизнь, теперь храню его я.   


                ДЕЙСТВИЕ 6


 Звук взрыва. На экране (видео) флаг с немецкой свастикой и надпись «June 22, 1941».На экране фотографии концлагеря Яновский. Звучит тихая мелодия танго «Утомленное солнце».

Тамара читает: «Танго Смерти»

Во время истязаний и расстрелов
В концлагере «Яновский» подо Львовом
В жестокости фашисты преуспели
Цинизм и лютость замесив в одном.

Там, на плацу играли музыканты,
Рыдали скрипки, заглушая крик.
Из классики звучали варианты
И «Танго смерти» было среди них.

Под это танго умирали люди.
Под музыку они терпели боль.
Погребено здесь двести тысяч судеб.
Невольно танго в нем сыграло роль

Его назвали сразу «Танго Смерти»
Играл оркестр музыкантов пожилых
И никого, кто был на том «концерте»
Фашисты не оставили в живых.

Тамара поёт на польском языке.

«To ostatnia nedziela,
Dzisiaj si; rozstaniemy,
Dzisiaj si; rozejdziemy
Na wieczny czas…»


                ДЕЙСТВИЕ 7

 
 На экране летящий самолет. Затем на экране фотография г. Лилля 1943 - 1945 г.г., барак, где жили пленные, монастырь Лилля. Звучит мелодия танго «Oh,donna Clara».

Лилия читает рассказ «Рождённая в неволе» и стихотворение «Я родилась в плену». 

По рассказам мамы, она ходила на различные работы, как и все пленные-чернорабочие и, как могла, скрывала свой небольшой животик. Родила меня рано утром 11 июля 1944 года, в канаве, недалеко от бараков, где они жили.
В это время мимо шла пожилая монашенка. Услышала стоны роженицы, помогла ей -  перерезала стеклом и перевязала пуповину, приложив меня к маминой груди.          Затем монашенка сняла с себя чёрную рясу, оставшись в белом подряснике, завернула меня в неё, и уговорила маму, что бы она немедленно отдала новорождённую в монастырь, так как в лагере фашисты сразу новорождённых детей «сажали на штык».
Мама очень переживала, увидит ли когда-нибудь свою дочь? 
Но, уже в августе этого же года американцы
освободили Францию от фашистов. До самого конца войны маму поместили со мной в этот же монастырь, где она ухаживала за больными монашенками. К этому времени она уже хорошо говорила по - французски.
Перед отправкой в Россию, в мае 45-го настоятельница монастыря просила маму оставить меня у них. Говорила, зачем тебе она, ты ещё так молода, родишь ещё.  Говорила, что из девочки вырастит хороший человек и образованная монашенка, но мама не согласилась.
Мама с нетерпением «летела» на свою родину, в Россию, в свою родную деревню, к своей маме.
Убегая от наступавших американских войск, фашисты расстреляли всех мужчин - военнопленных, в том числе и моего отца.   Так я его никогда и не видела.
Благодаря монашенкам, я осталась жива и, даже они мне дали там имя -  Лили, в честь города Лилль.

Я родилась в плену, во Франции.
У мамочки моей красавицы.
У тоненькой, почти девчушки,
Не наигравшейся в игрушки.

Отца своего не помню, его убили.
Фашисты, такие нелюди были.
И остались от отца
Карие раскосые глаза.

И меня там нарекли
Красивым именем таким:
Лилия, Лилия – пленный цветок.
Ребёнок, словно росток.

Говорили мамочке Надежде 
монашки в монастыре:
«Отдай девчушку, словно куклу – игрушку.
Зачем тебе она? Ведь ты ещё так молода!

Настал наш час и вот - победа!
Уже не хочется французского обеда.
Спешим,  в обмен на пленных
Таких ж, несчастных, бедных.

Ах, Здравствуй, здравствуй милая Россия!
Ах, здравствуй бабушка моя, родня!
Теперь я ваша, - ваша, ваша!
Ваша навсегда!

Искорёжена судьба.
И дата моего рожденья.
Но, я ведь рождена.
На жизнь и на горенье!

Спасибо французским монашенкам.
Я им низко кланяюсь!
Спасибо мамочке, пред которой  всегда в долгу.

«Прости меня мама за слёзы, сединки,
И что я была не всегда осторожна в словах.
Ах, если б сейчас могла я разгладить морщинки
У глаз твоих, губ, на уставших руках.
Спасибо тебе за красивое имя,
Которое,   мне,   при рожденье  дала.
Ты – Ангел Хранитель, моя ты Богиня!
Спасибо за то, что на свет родила!»



                ДЕЙСТВИЕ 8

На экране летящий самолет,  затем на экране меняются
фотографии цветущей сирени, Лилиной мамы и танцующей пары. Звучит тихая мелодия танго «Скажите почему».

Читает Лилия:

Вспоминаю гордость нашего  крепостного парка – деревянную резную беседку, выкрашенную в светло-голубой цвет, в которой когда-то под военный духовой оркестр танцевали наши молоденькие мамы. 
Шло лето 1947 года, буйно цвела сирень, а мне ещё не было и трёх лет. Мама была красивой, худенькой. Любила танцевать вальс, фокстрот, танго. Отчим танцевать не любил.
И, вот, однажды, усадив меня на скамеечку неподалёку от беседки, мама приказала мне сидеть тихо.  Зазвучало танго и, маму пригласил на танец высокий, красивый офицер, который явно был старше её. Перед оркестром стоял пожилой офицер в военном кителе и приятным баритоном пел задушевную песню: 

Вчера я видел Вас случайно.
Об этом знали Вы едва.
Следил за Вами я всё время тайно.
Взгляд Ваш туманила печаль

Подол маминого крепдешинового  в васильках  платья развевался, а увлечённый офицер шептал маме что-то на ухо, а она в это время весело смеялась. Я тоже в таком же платьице в васильках. У нас часто с ней были одинаковые наряды, так как мама их шила  мне из лоскутков, оставшихся от кроя.
Я сидела на скамеечке и от нечего делать болтала ногами, на которых были надеты чёрные ботинки на босу ногу. Ботинки со сбитыми носами, ну, никак, не вязались с летним платьем в васильках.  По окончании танца подходит ко мне мама с этим офицером. На нём до блеска начищенные хромовые сапоги.
На груди орден, видимо заслуженный на войне. 
Спрашивает меня: "Девочка! А,  правда, что это твоя мама?"
Я кивнула головой и,  ухватившись за подол платья, спряталась за мамину спину.
Оказалось потом, он всю жизнь любил мою маму, хотя и был женат. Сразу после войны, ещё два года служил в Германии, затем  в Двинской Крепости, что в Латвии, где они с мамой и повстречались.
Спустя несколько месяцев, посылают его учиться в Москву. 
Прошло десять лет.
И вот, проездом на Рижское взморье, он решил навестить маму, но не знал, где она теперь живёт. Нашёл мамину подругу и попросил, чтобы та сообщила, что вечером он ждёт Надю в городе, у ресторана "Погребок".
Раскрасневшаяся мама металась по комнате, перебирая в шкафу старенькие платья.
Смотрясь в зеркало, прикладывала  к лицу одно за другим, швыряла на кровать.
Наконец, надела светлое крепдешиновое, в васильках, платье.
То самое… Поверх синий бостоновый пиджак, который ещё в 45 году им, пленным, подарил господин Черчилль перед отправкой в Россию.   
Мама была красива, стройна, и в свои тридцать лет уже имела двух дочерей - двенадцати и девяти лет. А младшей дочери ещё предстояло только родиться.
На площади перед "Народным Домом" из белой легковой машины "Победа" вышел высокий с сединой красивый мужчина в генеральской форме, в руках у него цветы. Он направлялся к ресторану.
В это время мама, волнуясь, робко подошла к дубовой двери ресторана, где стоял пожилой швейцар в форме и в белых перчатках.  Увидев, бедно одетую женщину, он сказал: "Вам сюда нельзя." 
Тут генерал протянул маме цветы и командным голосом сказал швейцару: "У меня здесь заказан столик на двоих".
Швейцар вытянулся по стойке "смирно", отстранился  в сторону,  давая пройти в помещение этой удивительной паре. Перед тем, как войти в ресторан, генерал оглянулся назад и кивнул головой водителю белой "Победы".
Рядом с водителем сидела немолодая женщина в чёрном, дорогом платье. На её плечах лежал воротник черно-бурой лисы, мирно сложившей лапки и узкую лисью мордочку на пышной, женской груди. Правая её рука держалась за открытое окошко. Мама заметила на её красивых пальцах золотое колечко  со сверкающим камешком. Женщина пристально смотрела вслед своему мужу, который уводил молодую красавицу в ресторан.
В ресторане было уютно: - полумрак, белоснежные скатерти, зажжённые свечи, приятная мелодия, доносившаяся из саксофона, тогда запрещённого в СССР, но не в Латвии. Закусывая и подливая дорогой коньяк в крохотные рюмочки,  генерал слегка прикоснулся к маминой щеке, спросил:
"Наденька! Ты счастлива?"  "Нет"- тихо ответила она.
Они посмотрели друг другу в глаза.
В них были слёзы: - и счастья и горя одновременно.
"Эх, Надя, Надя! Что же ты наделала? Ведь я тоже несчастлив. Детей у нас нет. Жена не может их иметь. А я ведь, всю жизнь только тебя люблю". 
Тогда мама спросила: "А кто, эта женщина в машине?"
"Моя жена" - ответил он. "И что, она знает, кому цветы?"   
"И знает про цветы и про ресторан и будет ждать в машине столько, сколько надо".  Потом  добавил: "Это ты должна была сейчас сидеть  в мехах и  золоте".
В зале было шумно, накурено. Седой генерал встал и подошёл к музыканту,  что-то сказав,  протянул деньги. Тут же на сцену вышел артист. Заиграло танго. То самое...И исполнитель запел.  Генерал бережно взял маму за талию, как тогда, в светло-голубой беседке. Он что-то шептал ей на ухо, а она в это время весело смеялась. До них донеслись слова:
   
 
    Скажите,  почему, нас с Вами разлучили?
    Зачем, на век, ушли Вы от меня?
    Ведь знаю я, что Вы меня любили.
    Но, Вы ушли. Скажите, почему?»

Оба они знали, что это их последнее танго. Сидя за столиком при зажжённых свечах, он держал в своих ладонях её руки и целовал каждый её пальчик.
Спросил: "Наденька! Почему ты мне тогда отказала?"
Мама призналась, что никогда не любила своего мужа, моего отчима, а вышла замуж за него лишь потому, что боялась, что никто не возьмёт её замуж с ребёнком, которого родила на чужбине и привезла в Россию, как "сувенир" из далёкой Франции. Так они и расстались.
На прощание он поцеловал маму в губы, да так крепко, что она потом всю жизнь помнила этот поцелуй.


          


                ДЕЙСТВИЕ 9


 На экране летящий самолет. Салют Победы, затем на экране танцующая под дождем пара. Звучит мелодия танго «Дождь идет».

Тамара читает «Танго под дождем».


Я часто вспоминаю дивный вечер
И танцплощадку в парке городском,
И первое свидание, и встречу,
И то, как танцевали мы с тобой.

Ты был тогда в рубашке белоснежной:
Красивый, стройный - глаз не оторвать.
А я была девчонкой робкой, нежной.
Меня ты пригласил потанцевать.

Рука несмело талии коснулась,
Дыхание скользнуло по щеке.
В ответ я лишь смущенно улыбнулась,
И в танце я доверилась тебе.

            

 Под музыку с тобою мы скользили,
 Не замечая никого вокруг,
 И обо всём на свете мы забыли,
 Но теплый летний дождик хлынул вдруг.

Вокруг все пары быстро разбежались,
И только мы остались танцевать.
Шел дождь. Мы танцевали и смеялись.
Какая же то была благодать!

 Немало времени с поры той пролетело,
 Но часто вспоминаю я о том,
 Как молоды и счастливы мы были,
 Как танцевали танго под дождем.


              ДЕЙСТВИЕ 10


На экране летящий самолет. Цветущая сирень. Звучит тихая мелодия «Последнее танго». Тамара читает стихотворение, посвящённое Лилии, маленькой девочке, из рассказа Лилии Гнатюк «Последнее танго».

Стоял июньский теплый вечер
Вдали играл аккордеон…
Была случайной эта встреча,
Была она, как дивный сон…

На ней наряд из крепдешина,
Надежды счастья впереди…
Медаль «За взятие Берлина»
Сияла на его груди.
            
Она кокетливо смеялась –
На них смотрел весь гарнизон.
Увы и ах!... Не состоялось!..
Играет танго патефон.

О, это танго! Это танго
Звучало в городском саду.

Тамара, читая последние строки, рукой показывает на Лилию.

Девчонка  полу - чужестранка
Ждала счастливую судьбу!