Выбор принцессы о скрытом смысле сказок Андерсена

Марина Хомякова
        Когда читаешь детям сказки Андерсена, то невольно возникает щемящее чувство, как будто после долгого отсутствия  возвращаешься в родную чудесную страну, где тебя ждут любимые друзья – Герда, Дюймовочка, заколдованная принцесса Элиза и Гадкий утенок.  Казалось бы, все здесь знакомо, ведь каждая книжная тропинка протоптана «до дыр». Но иногда как будто спадает с глаз пелена и изумленному взору открывается  скрытый доселе смысл, как найденный среди степи колодец с чистой водой.
Почему же мы раньше его не замечали? Да, с возрастом приобретается опыт, приходит мудрость. Но есть еще одна важная деталь: те, кто выросли в советское время, приходилось читать Андерсена (и смотреть кино и мультфильмы) в «отредактированном» атеистами виде. А ведь даже в полном имени автора – Ганс ХРИСТИАН есть тот самый «намек – добрым молодцам урок» о том, что без основ христианства невозможно полностью понять смысл этих сказок. Хотя даже эти «обрезанные» варианты пробуждали в детях доброту, закладывали основы нравственности.
Возможно, это помогло многим из нас не погибнуть в потоке развращения, захлестнувшем нашу страну в 90-е годы. Многие из нас в поисках утерянных добра и любви пришли к православной вере уже во взрослом возрасте.  И теперь, как дети, радуемся своим простым «открытиям»! Хотя простыми они кажутся лишь на первый взгляд.
Вот, например, история принцессы и свинопаса. Все вроде бы просто: глупая девушка отвергла подлинную любовь прекрасного принца и его дары – живого соловья и живую розу, но согласилась на унижение (поцелуи свинопаса) ради пустых безделушек, а в итоге потерявшая все: и любовь, и богатство, и знатность и… сами игрушки.
Урок легкомысленным девушкам? Думается, не только им, если вспомнить притчу о пяти мудрых и пяти неразумных девах, ожидающих брачного пира и Небесного  Жениха. Наша душа, подобно невесте, должна сделать выбор, кому она отдаст свою любовь и жизнь?
Господь наш Иисус Христос предлагает нам подлинные драгоценности:  живой хлеб и живую воду, вкусивший которые «не будет жаждать вовеки». Он предлагает нам настоящую, жертвенную и безкорыстную  любовь, вечную и постоянную. Бог дарит нам настоящий, живой, прекрасный мир, в котором все разумно и полезно. И в ответ ждет от нас всего лишь – любви и преданности, которые проявляются в выполнении заповедей.
А что же мы? Какие ценности для нас стали важнее в последнее время? Чудеса Божии или «чудеса техники»? Бог или прелести мира сего? Благодатная Православная Церковь с ее строгими правилами или улыбчивые и  «гуманные» сектанты, астрологи и оккультисты?  Закон и Правда или сладкий обман? Живое общение с друзьями и родными или пустые разговоры в соцсетях, лайки и статусы? Честный труд на благо общества и семьи,  или стяжательство? Тысячелетняя культура, созданная нашими благочестивыми предками и лучшими представителями других народов, культура, развивающая душу и пробуждающая совесть и разум, или разрекламированные пустышки, а то и откровенно сатанинский культ насилия, наживы и разврата, заполонивший в последнее время все виды искусства?  Забота о земле и живущих на ней творениях или ненасытное потребление и истощение  ее ресурсов?
Каждый из нас постоянно стоит перед выбором между добром и злом, и от того, насколько мы сумеем отличить одно от другого, подлинное и вечное от временного и фальшивого, зависит наша судьба, причем не только в этой, но и в вечной жизни. Ведь выбравший призрачное или незаслуженное честным трудом «счастье»  в итоге остается ни с чем, как легкомысленная принцесса Андерсена. Или Ленивица из русских народных сказок, сверкающее ожерелье которой растаяло на солнце. Или жадный раджа из индийской сказки про Золотую антилопу, все золото которого превратилось в черепки. Как видим, «подсказки» для нас рассыпаны по разным сказкам, как камушки в лесу для заблудившихся детей. Стоит только внимательно поискать их.

"Херсонесский вестник", г. Севастополь, 2015 г.