Хронология распада Есенина

Мария Брайз
История распада Есенина.

Всем известен такой талантливый человек, как Сергей Александрович Есенин. Одни наслаждаются его творчеством, другие же не понимают мыслей красноречивого певца, но не каждый задумывается о его судьбе: о том, как начал писать этот человек, что им руководило, кто был его музой, зачем он творил, почему так быстро распался – покончил с творческой деятельностью и с жизнью. Многие из этих вопросов ныне стали раскрыты, хотя есть темы, которым не нашли ответа, например, смерть поэта. Все эти вопросы достаточно интересны, поскольку раскрывают историю знаменитого человека, историю его не только как личности, но и как составляющую часть единого целого – Родины.

Очень познавательна жизнь этого поэта, но по сути она действительно трагична, и это можно проследить в его стихотворениях, которые отображают хронику распада Сергея Есенина. Всем известный скандалист-поэт славился своими невероятно затрагивающими душу стихотворениями, многие люди считали да и считают по сегодняшний день, что этот человек творец строк от природы, но на самом деле он добивался успеха в литературной карьере искусственно, т.е. учился писать - пробовал разные стили: как Клюев , который являлся его учителем, как Блок, на которого он изначально равнялся, как Городецкий. И начинает Есенин, конечно же, с самой близкой для него темы – России, которая богата историей своего народа. Именно с 1910 года поэт начинает постепенно завоевывать успех своими стихотворениями, темы которых: любовь к родному краю, быт крестьянина, жизнь маленького человека с большой душой и лирика. («Село», «Гой ты, Русь, моя родная», «Плясунья»). Важно заметить, что в начале своего творчества Есенин пишет вообще безыдейные стихи, в которых он всего лишь описывает окружающую его природу – природу деревни. Но он уже делает попытки написать стихотворения, которые несут важную мысль для народа – свободу, и у него получается. А основной темой его работ становится крестьянский народ , именно в нем автор видит душу человека, поскольку здесь близка и жизнь и смерть – равные условия, жизнь – лотерея. Самыми знаменитыми стихотворениями того времени становятся «Песнь о собаке», где Есенин отображает все переживания собаки, которая потеряла своих щенков и больше никогда их не увидит – здесь можно даже сказать, что он прочувствовал как будто это на своей шкуре. Такая же ситуация встречается и в стихотворении «Лисица», в котором описывается жестокое отношение человека к животному. Важно заметить некоторые тонкости данного произведения – странные эпитеты, как например, «дремучая лисица» - утверждение того, что зверь далек от человеческого мира и он ему неведом, но при этом животное может ощущать боль не меньше, чем человек . Сергей Александрович высказывает в своем стихотворении мысль о том, что иногда обыкновенная лисица может являться более человечной, чем представитель этого определения, поскольку она несмотря на рану пытается добраться до родной норы и только там погибнуть. Есенин – поэт образа чувств.

В 18-20- гг. серебряного века он действительно становится поэтом. Теперь он уже прославленный человек в стране, жизнь в Петрограде кипит: новые знакомства, эмоции, страсть и ощущение революции. Последнее явно ему дает прилив энергии. И на этом моменте начинается новый этап в профессиональной карьере. Почти в каждом его стихотворении звучит идея о революции. Важно заметить, что автор маялся в жизни, и этому есть подтверждение в стихотворении «Письмо к женщине», где он говорит: «И не нужна вам наша маята…». Но как только Есенин почувствовал, что в стране скоро что-то изменится, что революция так возможна и даст результат крестьянам, он начал ощущать бурную жизнь, поскольку надо писать призывы к «перестройке». Среди поэтов-современников вряд ли кто-либо мог соперничать с Есениным в умении молниеносно реагировать на изменения политического климата. И именно в этот период рождаются стихотворения цикла «Инония», в которых речь идет о другой жизни, что ясно из
26.02.16
названия. Важно заметить, что стихотворения его имели удивительную особенность – сочетание абсолютно несовместимых вещей, как, например, в стихотворении «Я большевик» :

Небо - как колокол

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

В данном стихотворении церковь и большевизм – это единый положительный образ, но ведь он образует настоящий контраст, который нельзя сочетать. Это оксюморон. Отсюда следует, что Есенин пишет о «религиозной революции», здесь же хочется задаться вопросом: такая вообще есть? Можно сказать, Есенин в течение жизни проходит эволюцию – от сладкоголосого певца до чуть ли не рычащего бунтаря. Революция свершилась. Но что же стало с Есениным? Счастлив ли он теперь? Готов ли творить дальше? – именно эти вопросы так хочется раскрыть скорее.

Революция не оправдала желаний несчастного транслятора, который так верил в изменение жизни, в счастливую судьбу обиженного народа. Его угнетает собственная обида на произошедшее, обида на себя, ведь он действительно возлагал надежды на новую власть и был обманут, как и крестьяне.

После перемены власти народный «голос» не перестает заниматься поэтической деятельностью, но в его творчестве произошли изменения: поменялся ритм, интонация, в какой-то степени сломалось построение стихотворения. Теперь он уже не был похож на товарищей по делу: А.Блока, Р. Ивнева, А. Мариенгоф и В. Шершеневича, он сильно изменил стилю - имажинизм, в котором писал свои работы. Вновь начинается маята, отсюда и вытекает пьяная ностальгия поэта, которая состоит из трех основных стадий, которые явны в строках поэта – слезы – ненависть – раскаяние. И если ранее он писал о крестьянской утопии, красиво излагал все свои чувства, то теперь он воет от боли, которая съедает уже не только сердце, но и разум. Есенин не может себя дисциплинировать, у него появляются страхи. Именно в этот период пишет поэму «Черный человек», в которой он чувствует свою близкую смерть. Он ощущает «черного человека» рядом, который крадется за ним, словно тень. В поэме мы замечаем повторы определения «черный», что может говорить о том, что автор уже испытывает не депрессию, а более опасное состояние – это видимый признак смерти. Есенин боится этого дня, когда страшное существо придет к нему вновь, потому и публикует свою поэму. В данный период времени у Сергея Александровича происходит раздвоение личности. Возможно, он хочет, чтоб хоть какая-то одна светлая душа оказала ему помощь, но этого не происходит. Попытка победить историю напрасна. Теперь мысли человека заняты лишь страхом - лирических стихотворений становится все меньше. К 1925-ому году он практически теряет профессиональные навыки поэзии.

И в скором времени творческому процессу приходит конец. Подводя итоги, можно заметить, что Есенин в начале своего творчества был «лирическим героем» своих произведений. Но с годами он сыграл много ролей в своей карьере: «чувствительного защитника народа», «смелого бунтаря», «громкого революционера», «погибающее сердце». И последняя, пожалуй, роль как раз и воплотилась в реальность, хотя здесь важным аспектом является переменчивый характер молодого человека. Также, проводя параллель между Есениным и Высоцким, можно заметить, что оба героя каются в том, что не смогли написать действительно смысловые произведения, поскольку потратили жизнь впустую, а одумались слишком поздно. И как писал Есенин в поэме «Сорокоуст»:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница? - а ведь в этих строках как раз и отображена жизнь несчастного бунтаря Есенина. И хронология распада поэта – ничто иное как история настоящей русской души, которая всегда что-то ищет.