Памяти моего отца

Юлия Рыбакова 2
Памяти моего отца Лебедева Константина Владимировича посвящается.

Смотрю и вижу!

Мой папа,  человек необычайно наблюдательный и внимательный ко всему, что его окружало,   обладал замечательным даром художника. Необычность его метода состояла в том, что он мог, поставив любой пишущий предмет в любом месте белого листа, изобразить, не отрывая руки, прелестный пейзаж, построенный по всем законам перспективы и композиции.  Делал он это быстро, вдохновенно, просто шутя, не напрягаясь и, на первый взгляд, вообще не задумываясь.  Рисунок всегда получался новый, папа никогда не повторялся. «Константин,  откуда ты берешь такую красоту!» - Удивлялись его сослуживцы, друзья и близкие.  «Из головы»  - отвечал папа и забывал про свой рисунок. Друзья иногда забирали рисунки себе, иногда они просто валялись в домашних бумагах. Никогда не прощу себе  равнодушие  к тому, что делал отец. Простота и легкость, с какой он всё это проделывал, создавала иллюзию, что это пустяковая «забава», не стоящая внимания. Поэтому у меня не сохранилось ни одного папиного рисунка. Но однажды в гостях у соседки я увидела среди бумажного хлама на письменном столе старый, пожелтевший  карандашный рисунок, до боли напомнивший мне об отце и его «шутливых» упражнениях в рисовании.
С наслаждением вспоминаю наши с ним долгие поездки в Звенигород по весне, когда мама вдруг замечала бледность и вялость  дочери и властно говорила отцу: «Пора девочку на природу, в чисто поле, цветы собирать,  чтобы встрепенулась». Долгая русская зима,  скудная солнцем и витаминами  превращала меня  в унылую, бледную тень того  сорванца, которому привыкли радоваться мои родители. Чтобы не скучать в электричке мы с папой любовались на природу в окошко, или разглядывали пассажиров.
- Посмотри и скажи, чем отличаются друг от друга те двое справа. – Говорил мне папа, и я начинала подробно рассказывать, какие у них головы, носы, глаза, уши, шеи, плечи и всё, что  было в моем поле зрения. А папа слушал, и  когда я в нерешительности замолкала, задавал  осторожные, наводящие вопросы,  помогал мне увидеть, то, чего я не замечала. Звучит банально, но он буквально открывал мне глаза на всё, что  было вокруг.
-  Смотрят все, а видят  немногие! –  Любил говорить он, когда я в очередной раз пыталась выведать, почему у него получается рисовать легко и красиво и, главное, похоже, так, чтобы ёлочка была совсем как настоящая ёлочка, дерево, как дерево,  бревно, как бревно, и небо, как настоящее небо.
Я знаю, что отец, военный по профессии, никогда нигде рисованию не учился,  только сильно любил природу,  был  настоящим охотником, с удовольствием бродил по лесам и долам, любил рассказывать сказки. Сочинял он их с невероятной легкостью, потому что у него все животные и птицы, букашки и даже растения разговаривали, каждый предмет имел свою душу, мысли, чувства,  всё было одушевлено, имело свою судьбу, про которую он мог рассказывать бесконечно.
- «Пап, расскажи сказку!» - Эта фраза из моего детства.
Детей в семье было трое, две сестры и старший брат. Намеренно, или интуитивно угадав особенности непростой ситуации,  отец постоянно рассказывал нам  «волшебный сериал» про двух сестриц, младшую - Зорьку Утреннюю, старшую - Зорьку Вечернюю, про их братца - Полдень,  матушку  - Ночку, и батюшку  - Ясный День, про то, как сестрицы любили своего единственного братца, как старались, чтобы он любил их, как дорожили его дружбой, и как сменяли одна другую, чтобы хранить его покой и радость. Не помню всех подробностей этой волшебной истории, но навсегда запомнила теплое чувство от прослушивания сказки, от участия в  сочинении ее продолжения, от того, какие нежные чувства  рождались в детском сердце, как мы учились любить и уважать друг друга. А еще была у нас с сестрой волшебная палочка. Самая простая на вид хворостинка помогала нам собирать грибы в лесу. Надо было лишь повернуться с закрытыми глазами вокруг себя, остановиться и стукнуть палочкой по земле, открыть глаза и  собрать тот грибок, что появлялся  на этом месте.   Мы с сестрой долго верили в чудесные свойства палочки, торжественно прятали ее под мховую кочку на опушке  леса, не замечая, что всякий раз  доставали из-под разных кочек разные палочки, да и  волшебные грибы,  конечно же,  являлись нам по воле папы, который заранее собирал их в лесу, раскладывал по карманам, или прятал за спиной. Детство прошло, а  память о волшебной сказке осталась навсегда.  Сохранилась на всю жизнь привычка и умение не только смотреть, но и видеть.

А теперь поговорим серьезно о том феномене, который наблюдала я в течение многих лет, с тех пор, как впервые взяла в руки карандаш, а позже краски. Никогда не забуду чувство отчаянья и досады от того, что соседка, нарисованная на картонке, получилась совсем не такая, как на самом деле. Мой  пятилетний мозг плавился от перенапряжения в попытке  решить этот сложный вопрос. Снова и снова  еще непослушные руки, то правая, то левая, выводили   синим карандашом линии,  кружочки и треугольники, из которых складывалась женская фигура. Но при взгляде на соседку я замечала,  как сильно настоящая женщина отличалась от той, что на картонке.  Вроде бы руки, ноги, туловище и голова есть, а не похоже!!! Тогда впервые услышала я  от папы:
-  «А ты внимательно посмотри и расскажи мне, что видишь. Начни с головы и дальше  по порядку. Просто смотри и рассказывай. Какая у тётеньки голова, большая, маленькая, совсем круглая или не совсем. На чем держится?
- На тётеньке.
- Да, на туловище.
- Тувилаще.
-  А что между туловищем и головой?
- Не знаю!
- Это шея.
-  Шея.
- А  на твоем рисунке, где шея?
- Нету.
- А руки какие? Откуда растут?
-  Из тётеньки.
- Правильно, из туловища.
- Да, из ту-ви-ла-ща.
- Ту-ло-вища.
- Угу, ту-ло-ви-ща.
(По воспоминаниям папы и мамы  говорить  правильно я начала очень рано, случалось даже пугала людей, когда вдруг, вытащив изо рта соску, повторяла за взрослыми, не картавя, целые фразы,  а потом, как ни в чем не бывало, продолжала ползать по полу  за сноровистым волчком или непослушным мячиком. Возможно, поэтому с раннего детства любимой забавой у нас с папой  были разговоры).
После таких слов я вдруг замечала, что у моей тётеньки руки почему-то растут прямо из головы, из того места, где должны быть уши (Головоножка! Пиаже, как он  прав!). А ноги у нарисованной тёти длиннее  головы вместе с туловищем  раза в три (и снова Пиаже!). Справедливо заметил Пиаже, что дети воспринимают мир не так, как взрослые, но именно взрослые способны помочь ребенку увидеть мир  почти таким, какой он на самом деле ( ЗБР - зона ближайшего развития…).
Так началось мое домашнее обучение рисованию - ненавязчиво, между делом, совсем не ради того, чтобы научить меня рисовать, а как забава, как приятное совместное времяпрепровождение, когда интересно и взрослому и ребенку.  Отец никогда не «учил» меня, не поправлял мою руку, не давал наставлений. Он  лишь просил меня  словами описывать всё, что было вокруг. С самого раннего моего детства мы разговаривали, и нам было не скучно вдвоём. Еще долго  я  безуспешно пыталась рисовать людей, животных и предметы. Руки не слушались, карандаш не попадал туда, куда мне хотелось, выходили ужасные каракули. Но уже в очень нежном возрасте я  начала видеть красоту живой  Природы и чувствовать, что у меня так же  красиво, как у Неё не получается. Отчаянье сменялось злостью, выливаясь горькими слезами. Отец ни хвалил, ни осуждал меня, он только разговаривал со мной, незаметно подсказывая, что не так. А главное он подводил меня к тому, чтобы я сама находила, как надо.  Понимание наступало долго, на это ушло всё мое детство и юность, зато было не скучно жить, и с папой было о чем поговорить.
Помню, как сидела на табурете перед открытым окном и глядела на человека, идущего по дороге. Его движения  меня словно заворожили. Я начала сама себе рассказывать, какой это человек, как он размахивает руками, как раскачивается на ходу, как широко шагает. Торопился, наверное. Я была еще слишком маленькая, чтобы нарисовать его правильно, но шея у него уже была, и руки росли правильно, и, самое главное, он действительно шел по дороге, размахивая руками.  Получилось очень коряво, но чувствовалась динамика, характер, настроение, как потом прокомментировала  мой рисунок соседка, а спустя еще много лет это же увидела я сама, случайно найдя пожелтевший листок  в маминой шкатулке.
Метод отца пригодился в жизни не один раз. Судьба предоставляла мне  шанс применить его  с неизменным успехом. Впервые такая возможность случилась уже в зрелом возрасте, когда я вздумала пойти учиться живописи в художественную студию при солидном предприятии.   Так же как мой отец, я советовала своим коллегам  прежде всего внимательно смотреть и словами описывать увиденное. Те, кто послушал моего совета, сильно преуспели. Метод подтвердил свою жизнеспособность, когда этот же эксперимент я проделала с пяти-шести летними детьми в другой изостудии. Поставив на табурет простые  геометрические предметы, среди которых был также красивый причудливый камень, я попросила малышей сначала поговорить о предметах, выбрать тот, который им больше нравится, сравнить его с другими предметами, найти все отличия и особенности,  и лишь потом нарисовать. Разговор у нас был долгий, зато результат получился довольно быстро, и  у всех вышло  нескладно, но очень похоже. На следующем занятии одна из мам, которые обычно скучали в углу на стульях,  призналась, что, наслушавшись наших разговоров,  дома сама попыталась  проделать то же самое и, как ни странно, у нее получилось, и  очень похоже. Потом я стала проверять эффективность методики на других людях, разного возраста и уровня образования. Все клялись, что никогда прежде рисовать не пытались. Но, как любил говорить мой отец: «Рисовать умеют все,  у кого голова на плечах, две руки,  и два глаза. Только большинство об этом не догадываются, многие из них боятся,  другие ленятся, а четвертые  просто не хотят».

Речевой и двигательный (мелкая моторика) центры в мозге человека расположены совсем близко, поэтому стимулирование одного приводит к развитию другого. Физиология!!!! Психолингвистика!!! Спасибо  моему дорогому папуле!!!!