Благодарение

Руслана Полянская
Утро.
   Я стою и наблюдаю через окно, как мои однокурсники:  кто торопливо, а кто не спеша идут сдавать экзамен. Не думала, какая же эта  благодать – экзамен сдавать…               
   А для меня это   невозможное дело, поскольку,  к сожалению – по экономике зачет не получила.               
   Помню, как на третьем курсе был введен новый предмет по экономике, который  преподавала молодая  женщина  лет тридцати –Тамара Романовна.  Иногда  ее заменял  старший преподаватель в кафедре Николай Иванович.               
   В конце учебного года  неожиданно, Тамара Романовна  мне зачет не поставила—она спрашивала и только у меня -- об одной счетной машине. Я искала о ней и в учебниках  и в своих тетрадях – лекционных и  практических, но нигде не найдя,  несколько раз подходила к ней и говорила, что об этой машине нигде не написано, что  искала и не нашла. На то она неизменно отвечала:                -- Есть, и  в учебниках и в лекциях — ищи.               
   Тогда в тетрадях,   одолженных у разных студентов с  обоих потоков, просмотрела тщательно и не нашла. У многих отличников  спрашивала об этой машине,  они  тоже ничего не знали о ней.    
    Однажды я сидела в  числе сокурсников, еще не получивших зачета по экономике, чтобы в очередной раз  как-нибудь попытаться  сдать эту  никому не известную  машину. Тамара Романовна,  как увидела меня, зашла  в кабинет преподавателей  и привела старшего преподавателя и громко, чтобы все услышали, кто здесь находился, заявила:                --Вот студентка Петрова—она еще зачет не сдала и не хочет учиться, ленится и вообще ничего не понимает.
    Услышав такое  мнение, я потеряла дара речи, ведь, ни разу не пропускала занятия и к тому же экономика не была для меня трудным предметом, хотя и не вызывала  интереса.   А Николай Иванович  мне сделал выговор  от души,  стремясь образумить как ленивую и нерадивую студентку:                                                -- Из такой дали приехала учиться и не учишься, ленишься, не стараешься …                тому подобными словами он сыпал добросовестно из искреннего желания наставить меня на путь прилежания к учебе. Он настолько был уверен в правоте и правде Тамары Романовны, своего коллеги, что мне не давал шанса,  чтобы хоть слово произнести  в свою пользу. 
    Как гром,  его голос падал на все мое  растерявшееся существо. А я не знала, что делать,как реагировать на эту неожиданную  ситуацию, мне просто было очень плохо.  Но только никак не могла понять,  за что и почему Тамара Романовна так обошлась со мной?  Ведь, мне не были чужды ответственность  и   понимание того, что   не имею права плохо учиться,  чтобы  получить диплом высшего образования и этим оправдать доверие  родителей.  На Николая Ивановича я  не обиделась,  он просто поверил  Тамаре Романовне, хотя  сам может быть справедливый и доброжелательный человек.
   Поэтому  через несколько дней,   услышав, что зачет завтра будет принимать старший  преподаватель,  решила идти к нему. Но он принимал уже второй и главный зачет, на который допускались сдавшие первый. 
   А что же мне еще оставалось делать, если опять тщетно искала, на этот раз  в библиотеке, об этой таинственной машине.  Так что идти к Тамаре Романовне –  не имело смысла.               
   Ведь,  может, повезет сдать второй зачет, минуя первый, но это чудо вряд ли свершится. Я просто пойду туда, и хотя бы буду слушать, как другие сдают, и опыта наберусь.               
   И вот, сижу в практикуме  кафедры экономики. Студенты один за другим присаживаются к старшему преподавателю  и некоторые  уходят такие счастливые, а некоторые чуть не плачут, не удостоившись  желанного автографа на зачетку. И вдруг он заметил меня и обратился ко мне:                -- Петрова,  а  ты почему не подходишь?!                -- А  я ведь первый зачет еще не сдала!                                -- Пусть, иди – посмотрим,  что к чему,  почему до сих пор не сдала? —
   Пришлось сесть перед ним и ответить на его вопрос:                                -- Тамара Романовна меня спрашивает о такой-то счетной машине, а я о ней везде  искала— в учебниках, в тетрадях: лекционных и  практических,  в библиотеке -- но  не нашла.                – А эта же  машина давным-давно  устарела и вышла из использования,  поэтому и нигде не написано о ней.
   Ну и ладно. – И он начал меня спрашивать о симплексах и по всей теме второго зачета – я на все вопросы без запинки  ответила. Он очень удивился:                -- О, ты оказывается – умница. Есть голова на плечах! Кто твои родители, родные?                --Папа – бухгалтер, мама—учительница. 
   А сестры и брат в основном финансисты и математики,                                и только я не имею склонности по этим областям, поэтому не пошла по семейной традиции.                -- Да нет, у вас тоже есть этот дар, талант  и способности математические!  Молодец, умница! Приятно было у знающего все студента принимать зачет! Всего хорошего!
   Он подписался  на зачетке  и у меня уже не было необходимости сдавать зачет Тамаре Романовне! Так благополучно завершился этот зачет третьего курса.
    Сидевшие тут, и ожидавшие своей очереди студенты, большинство из которых присутствовало при моей тогдашней «опале», с удивленными  глазами взирали  мой «триумф». Я словно на крыльях вышла с этого зачета и вздохнула облегченно, но через год  все началось заново.
    За эти два года занятий всего лишь, только раз пропустила занятие,  и то мне сообщили,  что Тамара Романовна во время того единственного пропущенного урока, во всеуслышание, заявила:                --Пусть она и не надеется на зачет в этом году!               
   И  все опять повторилось – опять она не поставила  зачет,  хотя, что нужно ответила. А когда второй раз пришла  сдавать,  на этот раз она придумала  другое и словно  сообщала мне преприятнейшее  известие,  сказала, что декан вызывает меня, и что я с ней должна сейчас  идти к нему.                "О, Господи!"
    У меня душа опустилась на землю, поскольку знала, что она ему сказала  то же самое наверно, что и в прошлом году старшему преподавателю.
   С ватными ногами, совсем не желающими идти к декану, пришлось  идти с  Тамарой Романовной, победоносно шествовавшей в предвкушении--на этот раз ее триумфа.  Мы постучались и зашли.                –Вот,  Иван Владимирович –студентка Петрова!                                --Садись,  Петрова, ну в чем же дело?                --Не знаю, вроде учусь как все.                –Может быть,  ты  что-то недопонимаешь, в чем –то затрудняешься?                --Я даже не знаю, в чем затрудняюсь, а так –стараюсь.                – Тамара Романовна, вы помогите Петровой,  она хочет учиться.  Старается,  как может.  Подскажите, в чем ее затруднения, и все будет хорошо.                –Что ж,  помогу.                                –Прекрасно!  Петрова,  вот Тамара Романовна готова Вам помочь, так что я надеюсь, что вы справитесь.               
   Мы пошли обратно,  зашли в кафедру, сели напротив друг друга и она с ехидством спросила:                -- Ну что Петрова, в чем затрудняешься, что тебе объяснить?               
   А я не знала, в чем же мои затруднения – училась не хуже других. На зачете на все вопросы ответила, но в результате – она сказала, что зачет  мне не ставит.  Скорей всего в ней заключалась моя проблема, поскольку ее создавала она сама.                – Да не знаю я,  в чем же затрудняюсь…                – Ну тогда придется мне все сначала объяснить. За год у нас было 200 уроков. Если каждый урок объяснять – у нас на это потребуется 200 часов. –
   Она нарочно медленно  произносила каждое слово, наслаждаясь тем, что  словно тупой пилой -- доставляла  мне боль, досаду и тоску.  Двести часов! 
    Я сначала минуту молча наблюдала за ее бесцветными глазами,  смотревшими на меня нагло, с откровенным  злорадством, и  чувствовала,  как волна ярости  поднимается со всех глубин моего существа и  этот негатив обратно ей же, выплеснула  криком души…  Она испугалась и в ту же секунду  исчезла, словно ее тут никогда не было. 
   Посидев одна, я вышла и на конце длинного коридора  успела увидеть ее,  помчавшуюся   к декану и тоже решила идти к нему. Декан разговаривал со студентом, Тамара Романовна  ждала перед открытой дверью. Как только я подошла, декан отпустил парня и пригласил меня. Зайдя в  состоянии, доведенном до нервного срыва,  выступила:                –Иван Владимирович, я  понимаю, что  должна учиться и учусь не хуже других. Но приехала сюда не для того, чтобы надо мной издевались.  В прошлом году тоже была такая история, но я успешно сдала старшему преподавателю. Мне придется бросить  институт, чем учиться у нее.
    После этих слов  мне  нечего  было сказать, и я ушла.  Мне тогда казалось, что легче бросить институт, чем встретиться с ней еще раз, хотя если так поступить, то прежде всего,  перед родителями было бы неловко.  Не в одну копеечку обошлась им моя учеба за эти годы — и все это пойдет насмарку...
   Но я старалась, и не виновата, что на моем пути встретилась Тамара Романовна.  Не знаю, за что же она взъелась на меня, за что?                Зачета  так и не получила, хотя  мне пришлось много  времени потратить  на экономику. После этого еще по паразитологии предстояло сдать – моя группа к этому времени уже сдала. Там  по гельминтам пять  микропрепаратов под микроскопом нужно было определить -- и все пять  правильно. Некоторые студенты на сдачу  ходили по нескольку раз – поскольку имелись  виды,  очень похожие друг на друга, так что легко было запутаться в них. За день до сдачи зачета я зашла в кафедру, для повторения   и  закрепления в памяти забытых  образцов гельминтов, чтобы потом не перепутать их.  Через день,  когда подошла к трем часам, очередь на сдачу зачета заканчивалась.Зачет в тот день принимал преподаватель Валентин Янович --  интеллигентный, спокойный человек лет 45-50, он был очень требовательным в своем предмете.
   Я зашла последней. Он мне дал положенные пять микропрепаратов. Мне удалось под микроскопом правильно определить четыре.  По пятому образцу ответила не очень-то уверенно, и он сказал:                --  Не зачтено, Петрова, завтра приходите.                Тогда взмолилась:                --Валентин Янович, ну пожалуйста,  дайте мне еще один, если  не смогу  – тогда завтра приду сдавать. – Я улыбнулась, а он неожиданно засмеялся   то ли наивной просьбе, то ли наглости моей, но дал еще один шанс. По этому микропрепарату сразу ответила, поскольку знала, что таких похожих было два: один из них был чуточку тусклее, а другой  с еле заметным блеском. Он наверно привык, что студенты путают   эти препараты и поэтому очень обрадовался, услышав правильное определение на русском и латинском языках. Он  начал спрашивать:  кто мои родители, семья, что меня интересует. 
   Рассказав о своей семье,   сказала, что люблю читать книги, играть в шахматы. Он тогда спросил о том, на какие темы  люблю читать – ответила, что интересуюсь медициной, историей  и археологией. Мы долго сидели и разговаривали, потом он мне предложил диплом написать по паразитологии—на тему эхинококков.   Подробно написал на бумаге, где, что, сколько материала достать, найти. 
   Когда вышли, оказалось, что возле двери на скамейке,  сидели его  жена  с подругой, ожидая его. Она у нас преподавала биохимию, тоже спокойная, интеллигентная и красивая  женщина.                – А мы думали, что ты бедную студентку замучил!— Пошутила  она,  и мы все засмеялись. Наоборот, если после посещения кафедры экономики, 
   я пришла сюда издерганная, то после сдачи зачета и доброжелательного разговора с преподавателем,  вышла с приподнятым настроением.  Возможно, что услышав мою историю с Тамарой Романовной,  он проверил мой ум, интеллект. Ведь,  такая  конфликтная ситуация могла возникнуть из-за того, что студент или студентка действительно плохо учились из-за  неспособности к учебе или лености. И  он даже  счел меня подходящей кандидатурой,  чтобы доверить дипломную работу.  Ее  давали по желанию лишь немногим – тем,  кто хорошо учился, остальные сдавали государственные экзамены.  Потом,    во время практики я обращалась в нашу районную поликлинику, чтобы   добыть материал,  но  мне ответили, что такой материал они не предоставляют.
    И  то, что  таким образом он поддержал меня  в то время,  когда я  находилась в  трудном положении, за это очень признательна ему, поскольку это доверие на дипломную работу,  прежде всего мне подняло настроение, повысило  свою самооценку.  Да и в то время  преподаватели, которым было известно о той конфликтной ситуации,  останавливались при встрече со мной,  чтобы спросить, как мои дела и  поддержать добрыми словами.    К сегодняшнему времени,   к сожалению,  стерлись некоторые имена, отчества и фамилии   с моей памяти, но  я их всех помню и вспоминаю  с неизбывным теплом в душе.                               
   А тогда  стояла у окна, наблюдая и даже любуясь тем,  как студенты нашего курса торжественно-нарядные, подтянутые  идут на экзамен, не понимая,   какая же эта благодать -- сдавать экзамены наравне со всеми...   Никакого настроения у меня не было -- не знала, с каким лицом поеду  домой…  как  посмотрю родителям в глаза и  скажу, что  бросила институт, когда остался  всего-то  один год…               
   Вдруг в дверь  кто-то  торопливо и громко постучался — я удивилась, подошла, открыла и выглянула в коридор, там стоял  Эскендер с нашей группы:                --Саша, побыстрее собирайся, пошли,  опаздываем!                --Куда?                --На экзамен!                                           --Я ведь еще зачет не сдала еще, у меня нет допуска к экзаменам!                – Знаю, мы сейчас пойдем к декану – возьмем у него допуск и перед каждым  экзаменом сама  будешь подходить к нему и брать допуск. А что касается  зачета — мы с Володей обговорили и это дело с деканом  Иваном  Владимировичем и добились того, что будешь перед комиссией сдавать.  Так что пошли! (Володя – староста потока, учился вместе с нами в одной группе)                - -Ой, спасибо, как хорошо! Но, я  в руки не брала  ни учебников, ни тетрадей по политэкономии;  ни на одну консультацию не ходила, как же я сдам, не смогу никак...                -- А-а, там же методички, наглядные пособия, таблицы!  Ты -- сможешь, у тебя котелок-то хорошо варит, сообразительная -- сдашь!               
  Я быстренько собралась и мы пошли.  На экзамен, как ни странно, зашла без  прежних волнений. Раньше так старательно готовилась, но каждый раз боялась и тряслась. Хотя проблема была  только по зачету экономики на третьем курсе и сейчас на четвертом, да   и те не по моей вине. А теперь, поскольку ничего не учила,  то бояться мне вроде бы нечего. Если и не сдам, было бы  неудивительно,  и не досадно. Но я сдала, как  прогнозировал  Эскен,  хотя были  завалы среди всего курса.                                Через несколько дней мне сказали, чтобы  завтра  пришла сдавать зачет по экономике через комиссию.   Председателем комиссии был сам Ющенко — заведующий кафедрой по экономике. Там еще  присутствовали проректор Рабинов, заместитель декана Билибин.  Ответив на все вопросы, я вышла и встала возле дверей этого кабинета,  ожидая результата,  а тут подошла ко мне Тамара Романовна и стала показывать прошлогодний журнал,  говоря при этом :                --Петрова, в прошлом году приняла у тебя  зачет – я! Вот моя подпись!—И она ткнула пальцем в подпись, исправленную неаккуратно с помарками и сразу ушла, а я даже не успела  сказать, что подпись   поставлена на другую подпись, ведь прекрасно помнила, что  сдала  старшему преподавателю. Мне стало очень горько от того, что жизнь такая штука, что прав тот, у кого больше власти и тот неправ, кто зависит от них…  и что  оказывается в жизни не все справедливы и честны…      Я стояла  и боролась со своими слезами, чтобы они не нашли выхода. 
   В то время по коридору проходила  Загорская -- преподаватель с этой кафедры.  Заметив, меня расстроенной, она спросила:                --Как дела? --Но я стояла, еле сдерживая себя, что ответь мне ей, слезы так и пролились бы, и мне пришлось поэтому грубо отвернуться от нее.  А ведь  я очень уважала и уважаю  ее и ее мужа—одного из наших  преподавателей по терапии— Загорского,  очень интеллигентного и светлого  человека. Помню, как однажды он у меня спросил:                --Петрова, вы  так  плавно и с грацией двигаетесь и ходите с достоинством королевы, что мне так и хочется спросить --всегда ли так величественны, как королева?  --  На то ответила:                --Нет, я бываю разная.                – Разная? – переспросил он –ну это хорошо.                А Коля с моей группы  посчитал необходимым сказать в мою пользу:                --О,  Сашенька у нас очень скромный человек!                И вот стою и жду результата зачета.  Мне кажется, что проходит вечность, и наконец-то  выходят проректор Рабинов с заместителем  декана  Билибиным. Проректора Рабинова   помню  как  человека  с кристально чистой открытой душой, всегда  добродушного. Он у нас преподавал физиологию на первом курсе.  И мне казалось  и кажется, что мир прекрасен и тем, что в нем жили,   живут и будут жить такие же замечательные люди…   Он подошел ко мне и поздравил:                -- Сашенька, ты молодец --сдала зачет, так хорошо ответила!— И  мои еле сдерживаемые слезы,  бурным потоком весеннего паводка, хлынули из моих глаз. Это наверно выходили все мои тревоги, напряжения,  огорчения.                Рабинов меня утешал:                -- Ну не плачь, Сашенька!  Ведь, все хорошо закончилось,  – ты сдала!                А Билибин -- заместитель декана,   произнес:                -- Не будем выяснять  кто прав, кто виноват — просто коса о камень нашла.                Чем  становлюсь старше-- тем глубже понимаю  мудрость этих слов: ведь поиски  правого - неправого, виноватого - невиновного  большую  пользу не принесут—надо просто решать   проблему, которую создают иногда  нечаянно, часто сами того не желая и  может,  так было  суждено судьбой, или положено богом…                Но, если  Тамара Романовна  прочитала отблеск скуки на моих глазах на ее уроках, хотя я не старалась показывать это,  то пусть она простит меня, как не имеющую никакого  интереса к  математике, хотя и училась в школе на «хорошо» по этому предмету. Ведь меня больше влекло к языкам.     А если у нее  были какие-то свои цели при этом, то  видит Бог – у меня в душе нет никакой обиды на нее. Кто знает, может это Высшие Силы через Тамару Романовну, пытались помочь мне скорее  найти  путь другого,  может быть,  истинного  призвания...                И  если б  встретилась с ней, то  искренне поблагодарила бы ее, так как  я ей обязана тем, что через эту ситуацию  узнала, насколько  доброжелательны,  справедливы и тем прекрасны были люди  в администрации нашего института и преподаватели.  Я имела  счастье почувствовать, что такое плечо друзей  в трудную минуту с помощью своих одногруппников,  и меня очень радует, что когда вспоминаю иногда об этом случае, то вспоминаю только со  светлым чувством  благодарения.