Работа. любовь. революция

Владимир Бровко
                ч.10
                РАБОТА.ЛЮБОВЬ.РЕВОЛЮЦИЯ

      Продолжая свою «лениниану», я в этой части хочу рассказать немного правды о жизни Владимира Ульянова после получения им диплома о высшем образовании.
     Итак, диплом в кармане, маменька довольна. Но это с одой стороны, потом что в другом кармане у нашего Владимира Ильича пусто. В связи с этим перед нашим главным героем и стал вопрос, как жить дальше? Даже более остро как по его любимому Н. Чернышевскому - «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
    А выбор был небольшой. Любая госслужба под запретом. Остается идти на службу в бизнес структуры, тогда как раз зарождавшегося и активно развивавшегося российского капитализма, где остро требовались на высокооплачиваемые места молодые кадры юристов или же сделается человеком вольной профессии- адвокатом. По тем понятиям –«присяжным поверенным». И наш герой, хоть и юный юрист, но уже остро жаждал СЛАВЫ! Посему и было решено на семейном совете, что Владимир станет «присяжным поверенным». О том, кто такие были в Российской империи «присяжные поверенные» и как к ним относилось тогдашнее общество   я уже писал в своей работе: «Крапивное семья. Каиново племя…» http://h.ua/story/212597/ и http://h.ua/story/212913/ , http://h.ua/story/213150/ , http://h.ua/story/213446/ и http://h.ua/story/213726/.               
    Тем из вас кто не читал ее или призабыл содержание настоятельно рекомендую, прочесть. Особенно если вы собираетесь на днях  обратится к «адвохватам».
    Так вы уважаемый читатель лучше поймете в какое общество пытался войти новоиспеченный юрист Владимир Ульянов и что бы из него могло выйти если бы его приняли туда….
    А в те годы в Российской империи адвокаты как я уже говорил именовались «частными поверенными», это была негосударственная должность, причисляемая к «свободным профессиям» наряду с писателями, художниками, музыкантами и артистами. И ее представители оказывали свои юридические услуги исключительно за вознаграждение, будучи опять же по современным понятиям своего рода «частными предпринимателями». Так, что и тут один только «бизнес» и никакой романтики хотя с некоторым налетом Славы если адвокат становился модным или известным.…
   Но, наш то вчерашний студент-заочник Владимир Ульянов не мог стать сразу «частным поверенным» Нужна было пройти практику у уже действующего «частного поверенного» а потом получить разрешение в Министерстве юстиции, чтобы начать самостоятельную юридическую практику.
    В связи с чем вот и Владимир Ульянов был вначале вынужден обратится к известному ему самарскому, присяжному поверенному Андрею Николаевичу Хардину с просьбой принять его в помощники.
     Хардин обратился с соответствующим письмом в Самарский окружной суд.
     Но, у председателя суда с учетом биографии соискателя правомерно возникло сомнение в благонадежности Ульянова, и началась новая переписка с Департаментом полиции.
    Разрешение суда еще не было получено, а присяжный поверенный Хардин уже поручил своему новому помощнику вести дела. То есть делать за Хардина всю черновую работу, а подписи над документами ставил он свою!
    В советское время биографы перерыли все архивы и установили, что помощник присяжного поверенного Ульянов в течение1891-1893 гг.  т.е. за 2.5 года участвовал аж в 14 уголовных и 2 гражданских делах.
   Биографы В. Ульянова (Ленина) гордо пишут, что он мол за это время добился оправдания для пятерых своих подзащитных; одно дело было прекращено в силу примирения сторон, добился смягчения наказания для восьми обвиняемых; изменения квалификации обвинения на более мягкую статью – для четверых. Два гражданских дела он решил в пользу своих клиентов.
    Словом, действовал он как помощник поверенного как бы довольно успешно.  И все это может быть и так, но вот только не платил Хардин В. Ульянову ничего за выигранные им дела и наш герой по-прежнему жил на иждивении у матери.
     Так что пока глядя со стороны на успехи в работе В. Ульянова в его семье никто особо не радовался, да и он себя излишне не перетруждал…
     И как бы дальше сложилась карьера «адвоката» Владимира Ульянова в г. Самаре не известно, ибо уже в августе 1893 г. в связи со снятием полицейского надзора с сестры Анны, все Ульяновы перебралась в г. Москву.
  Но в Москве Владимир Ульянов пробыл немного. Не удалось ему и тут найти «приличного места» хотя бы и помощника поверенного» и он решил перебраться в Петербург, где был зачислен помощником к присяжному поверенному (адвокату) М. Ф. Волькенштейну.
    И начиная с сентября 1893 г. до апреля 1895 г., Владимир имея намерения все же стать адвокатом посещал конференции помощников присяжных поверенных, а также Совет присяжных поверенных при Петербургском окружном суде. Кроме учебы он по поручению Волькенштейна проводил юридические консультации и даже вел судебные дела. Но тут биографы не приводят никаких конкретных цифр.
     Но один из петербургских знакомых В. Ульянова М.А. Сильвин рассказывал, что в 1894 г. он спросил Владимира Ульянова как идет его юридическая работа. Ленин ответил: «Работы в сущности никакой нет», что за год, если не считать обязательных выступлений в суде, он не заработал даже столько, сколько стоит помощнику присяжного поверенного выборка документов. «Об адвокатской работе, он скоро вовсе перестал думать».
    Т.е. как бы вот человек был занят делом, но не сильно, да и не приносили эти дела ему даже минимального прожиточного заработка как для Петербурга.
    А нас в этом «чистосердечном признании» должно заинтересовать то, что оно сделано человеком, которого до 1991 г.  на 1/6 части земной суши считали ГЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! По сути новым ИДОЛОМ - «которые живее всех живых»!!!
    А что в действительности? А в действительности перед нами молодой еще человек, который правдами и не правдами, получив Диплом с отличием Петербургского университета, почти два года сидит фактически без работы, но зато он сидит с претензией, что он человек благородной профессии- «помощник присяжного поверенного», вместо того чтобы самому искать работу по специальности и быть опорой своей родной семье (где подрастали двое младших детей) где никто не работал, а все жили с небольшого дохода с банковского капитала.
       Но с другой стороны можно сказать, да зачем Владимиру Ульянову нужна была эта работа, ведь его истинное призвание была подготовка и свершение в России социалистической революции и установления власти рабочих и крестьян! 
        И тут ваш автор не сгущает краски.  Потому, что когда В. Ульянов вновь появился в Петербурге то он был взят на учет не только в полиции, а примерно в конце 1894 года «попал в поле зрения   подпольной революционной организации» -остатков «партии «Народная воля». Ведь всем было известно, что Владимир Ульянов родной брат Александра Ульянова, видного члена партии «Народная воля» и кому как не ему надо было бы продолжить дело брата.
      Ну а сказано сделано! И во кругу петербургских знакомых Владимира Ульянова стали появляется подозрительные с точки зрения полиции и особенно жандармерии, лица, которые и начали постепенно его вводить в свои первичные ячейки, где они сами усилено изучали новое модное направлении в революционном движении-«марксизм»
       И «вербовщики» не ошиблись, ибо и сам Владимир Ульянов уже как бы был готов к этому.
       Из Самары он привез в Петербург не учебники по уголовному праву и процессу, несколько своих готовых работ о трудах Маркса и Энгельса, три тетради о Михайловском, Южакове и Кривенко, все эти материалы легли в основу книги «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».
      Кстати во времена СССР любимая и почти настольная книга все студентов вузов. Ее нужно было обязательно прочесть и законспектировать для сдачи предмета под названием «История КПСС»!
     А для тех из вас кто ее читал, но уже забыл напомню, что по существу уже тогда это был отрытый призыв к революции. 
    «Когда передовые представители класса рабочих усвоят идею научного социализма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат
широкое распространение, среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу, —
тогда русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции».

     Ну а дальше как говорится больше. Ибо и полиция в Петербурге время не теряла, и ее агентура доносила почти, что сенсационную информацию о новом «питерском» революционном авторитете!
  В донесениях сообщалось, что в феврале 1894 г. под предлогом празднования масленицы марксистский кружок Классона устраивал диспут, на который был приглашен «один приезжий волжанин, очень странный тип, который разделал под орех Германа Красина с его взглядами».
    Кроме хозяина собрались: С.И. Радченко, Я.П. Коробко, С.М. Серебровский, В.И. Ульянов и две молодые девушки А.А. Якубова и Н.К. Крупская». Полиция быстро установила кто этот «странный тип» и взяла его под негласный контроль, начав отслеживать все связи и просматривать почту.
     И теперь нам известен не только день и место начало революционной деятельности Владимира Ульянова, а и начало его большой любовной истории. А это очень длинная, щепетильная и способная выжать слезу из не одного чувствительного сердца история.
    Но в этой части я коснусь только ее начала- от первого знакомства и до венчания! Каким бы странным оно не выглядело во всей этой истории «революционного союза» Владимира Ульянова и Надежды Крупской.

     Итак, у нас появляется новая героиня Надежда Крупская! В будущем «лучший друг» всех женщин в СССР!!!
     Но это в будущем. А сейчас нам будет интересно выяснить вот такой круг вопросов.
   Кто она такая и как ее занесло в Петербург и мало того, как она чистый душой и морально устойчивый человек из небогатой дворянской семьи, с детства приученная к труду попала в лапы революционеров?

     А биография ее типична и не сложна. Дед Надежды, Игнатий Крупский, происходил из польских дворян Виленской губернии, был кадровым офицером Русской армии, и, потеряв все свое имущество в войну 1812 года, после возвращения из заграничного похода переселился в Казанскую
губернию.
    Вышел в отставку в чине майора, но прожил на пенсии недолго и в 1847 г. умер.
    В Казанской губернии, родились братья Александр и Константин, детей сирот приняли в Константиновский кадетский корпус. Дети офицера Русской армии, оставшиеся сиротами, могли рассчитывать на бесплатный пансион, вплоть до совершеннолетия.
    Отец Надежды, Крупский Константин Игнатьевич (1838¬1883), после выпуска кадетского корпуса в 1856 г. был рекомендован в Михайловское артиллерийское училище, куда и был принят без экзаменов.
    Окончил его в 1857 г. и, получив чин подпоручика, назначен в Смоленский пехотный полк, расквартированный в небольшом польском городке Кельце, куда и прибыл в 1858 г. после
болезни.
    Константин Игнатьевич изредка наносил визиты к местному помещику Русаков где и познакомится со своей будущей женой Елизавета Васильевна Тистрова (1843¬1915), дочерью горного инженера Василия Ивановича После окончания Павловского института в 1858 г. Елизавета несколько лет служила в Санкт -Петербурге учительницей в небольшой частной школе.
  Была приглашена виленской помещицей Русаковой в качестве гувернантки в свое имение в польский городок Кельц. В 1867 г. состоялось их обручение, а еще через год венчание. А 14 февраля 1869 г. у них родилась дочь, Надежда.
         В 1872 г. Крупский по клеветническому доносу был уволен со службы «за превышение власти», осужден Варшавской судебной палатой и лишен права занимать государственные должности. Надежда Крупская писала в своих воспоминаниях:
   «Потеряв службу, отец брался за ту работу, которая попадалась: был страховым агентом, ревизором фабрики, вел судебные дела и т.п.». «Отец служил ревизором в Угличе на фабрике Говарда».
     «Когда мне было лет 11, меня отправили весной в деревню. Отец вел дела помещиц Костяковых, имевших небольшую писчебумажную фабрику в Псковской губернии». «Родители хотя и были дворяне происхождению, но не было у них ни кола, ни двора, и когда они
поженились, то бывало нередко так, что приходилось занимать двугривенный, чтобы купить еды».
. В Киеве после реабилитации К.И. Крупский прожил всего три года. В феврале 1883 г. К.И. Крупский скончался от туберкулеза легких. Пенсия, назначенная за отца, была 9 руб. в месяц. Надежда, потерявшая отца- кормильца, дворянина, офицера, получила прав обучаться в гимназии за казенный счет.

     Гимназию Надежда окончила с золотой медалью и была оставлена восьмой «педагогический» класс, а в 1887г. получила звание домашнего наставника по русскому языку и математике. Свою
трудовую деятельность Надежда начала с репетиторства, готовя к экзаменам учениц гимназии княгини Оболенской.
      Об ее успехах свидетельствует удостоверение, выданное ей 20 мая 1889г.
педагогическим советом: «Домашняя наставница Н.К. Крупская в течение двух лет занималась по вечерам с десятью ученицами.
     Успехи ее учениц свидетельствуют о выдающихся педагогических способностях ее, основательности познаний и край недобросовестном отношении к делу». Одновременно Крупская
работала в училище Поспеловой, где девочек обучали кройке и шитью.
    В 1889г. Надежда была принята на словесно ¬исторический отделение Бестужевки высших женских курсов. Затем бросив Бестужевские курсы, она поступила на службу в Главное управление железных дорог, а по вечерам, три раза в неделю, стала бесплатно преподавать географию в Варгунинской рабочей школе за Невской заставой.
    В 1890г. Надежда Крупская познакомилась со студентом Классоном, начала посещать его кружок и приступила к изучению марксисткой литературы. «Анти-Дюринг» Энгельса на немецком языке она даже решила сама перевести.
    Все члены кружка Классона были поражены проделанной ей работой.
    В школе рабочей молодежи молодая учительница, розовощекая, с длинной русой косой вскружила голову не одному из слушателей. Некоторые просто ходили, чтобы с ней повстречаться и наперебой предлагали учительнице проводить ее после уроков по ночным улицам Петербурга. Чаще всех провожатым был Иван Васильевич Бабушкин.
       Теперь о первой встрече Владимира и Надежды.
     «Впервые увидала я Владимира Ильича на Масленице, —вспоминала позже Надежда Константиновна. — На Охте у инженера Классона решено было устроить совещание некоторых питерских марксистов с приезжим волжанином. Для конспирации были устроены блины».
     Встречи с Ульяновым и разговоры с ним внесли для нее полную ясность, что она считает в жизни самым главным, и кем она хочет стать. На нее Владимир произвел впечатление как
яркая, неординарная личность.
    После этого знакомства Н. Крупская и решила стать профессиональной революционеркой и помогать Владимиру в его деятельности.    Ее подруга Ариадна Тыркова вскоре заметила, что с Надей что-то происходит. Поначалу она не отвечала на расспросы, а только краснела. Но постепенно подруги разговорились, и все стало ясно.
      «Надина жизнь уже определилась, наполнилась мыслями и чувствами, которым ей был осуждено служить с ранней молодости и до могилы. Эти мысли и чувства были неразрывно связаны с человеком, который ее захватил, тоже целиком. Надя говорила о нем скудно, неохотно. Я ни одним словом не дала ей понять, что вижу, что она в него влюблена по уши.
   Я была рада за Надю, что она переживает что-то большое, захватывающее».
   Но тут можно сказать и более прозаически. Это была всего лишь встреча КРОЛИКА И УДАВА со всеми вытекающими из этого дальнейшими последствиями….

      Ну и как сам видит читатель у нас сюжетом начинает оживляется. Во-первых, наметился как бы любовный треугольник И. Бабушкин- Надя Крупская и Владимир Ульянов.
   Правда наше героиня ещё юна и не опытна, а вокруг сколько красивых и ярких соперниц за сердечное внимание Владимира Ильича, что Надя в печали и растерянности. А сам Владимир не замечает Нади ни ее готовности служить ему в качестве революционной помощницы!!!
     И ведет себя В. Ульянов с петербургскими девушками-курсистками (основной круг его знакомств) как настоящий Дон Жуан. Даже его льстивые биографы пишут так «к этому времени у Владимира Ильича сложились самые дружеские отношения с курсистками, преподававшими в рабочей школе и активно работавшими в «Союзе борьбы». Ульянов явно симпатизировал Зинаиде и Софье Невзоровым, но особенно выделяла Аполлинарию Якубову, которую подруги ласково называли Лирочкой».

      Но вот тут его и постигла первая неудача!!!  По свидетельству Луиса Фишера, «Ленин неудачно сватался к А поллинарии Якубовой, тоже учительнице и марксистке, подруге Крупской по вечерне воскресной школе для рабочих. Но она отвергла сватовство Ленина, выйдя впоследствии замуж за профессора К.М. Тахтерева, редактора революционного журнала «Рабочая мысль».

   А что же Иван Бабушкин?
   Чего он терял время, когда нужно было хватать невесту-красавицу и тянуть ее под венец?
     Но тут было две помехи. Во-первых, Иван был на 5 лет младше Надежды Крупской, да и не был благородного происхождения, а в те времена среди революционно настроенных петербургских курсисток еще не было в моде выходить за рабочих (слесарь на Семянниковском заводе в Петербурге) пусть и высокооплачиваемый специалист).
    Далее я подаю справку на Бабушкина, что бы современный читатель мог сравнить наших героев, борющихся на влияние на Надю. Крупскую.
     Хотя если сравнить фото Бабушкина и Ленина, то Иванина Бабушкина точно мужчина красавец, в отличии от Владимира Ульянова уже в свои   лет похожего на сектанта -раскольника.
   Кстати давно хочется знать и ответ на вопрос, а когда и от каких таких печалей молодой Владимир Ульянов успел так облысеть?  Это что наследственная черта от отца Ильи передалась?
    Или это было вызвано каким-то тайным заболеванием???  И если да, то какие в те времена пытались в Европе лечить болезни с помощью радиации???  И не облучили ли его радиацией сами врачи пока он бывал на швейцарских курортах???
     Ну, а если смотреть на фото В. Ульянова тех лет, то видно, что перед нами лысый, бородатый марксистский фанатик и в этом своем облике он в явно проигрывал в мужских достоинствах И. Бабушкину.
    Теперь понятно почему Н. Крупская так долго колебалась и решилась на выбор после официального письменного предложения Ленина уже оказавшегося в сибирской Тмутаракани без мамочки и заботливых служанок.

    Справка:  Иван Васильевич Бабушкин родился 3 (15) января 1873 в семье крестьянина села Леденгское Тотемского уезда Вологодской губернии. В наше время это — село имени Бабушкина, районный центр Бабушкинского района Вологодской области.
   С детских лет Иван работал: сперва был «мальчиком» в лавке, затем (с 1887по 1891 год) — учеником слесаря в торпедной мастерской Кронштадте. Летом 1891 года поступил слесарем в паровозомеханическую мастерскую на Семянниковский завод в Санкт-Петербурге, где проработал до 1896 года.
     Путь Бабушкина в революцию начался в 1894 году, когда он начал заниматься в руководимом В. И. Лениным рабочем марксистском кружке. На следующий год Бабушкин уже активно работает в Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». Он стал организатором новых рабочих кружков и библиотек, проводил работу не только с рабочими своего предприятия, но и на Александровском и Стеклянном заводах. В январе 1896 года арестован, в феврале 1897 года — сослан в Екатеринослав. (Проходил по делу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»).
      В Екатеринославе Бабушкин продолжает революционную деятельность, помогая организовать местное отделение «Союза» (декабрь1897 года), Екатеринославский комитет РСДРП (октябрь 1898 года) и в 1900 году — нелегальную газету «Южный рабочий». Активно сотрудничал с ленинской «Искрой»: был корреспондентом и агентом газеты.
        В 1900—1901 годы И. В. Бабушкин действовал в качестве агента «Искры» в различных городах Российской империи (Москва, Смоленск, Полоцк, Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск). Под его руководством в октябре 1901 года была создана Орехово-Богородская организация РСДРП, первая в стране признавшая «Искру» своим центральным печатным органом. В декабре 1901 года Бабушкин был арестован на заседании Орехово-Богородского комитета РСДРП, в 1902 году сумел бежать из Екатеринославской тюрьмы и переправиться в Лондон.
        В октябре того же года вернулся в Россию, участвовал в дискуссиях с «экономистами» и зубатовцами. В 1903 году Бабушкина снова арестовывают и ссылают, на сей раз в Верхоянск (Якутия). Был амнистирован в 1905 году.
        Во время Революции 1905 года был членом Иркутского и Читинского комитетов РСДРП, работал в газете большевиков «Забайкальский рабочий». Был одним из руководителей Читинского вооружённого восстания (с Виктором Курнатовским, Антоном Костюшко-Валюжаничем).
        31 декабря 1905 (13 января 1906) года покинул Читу. Вместе с пятью товарищами сопровождал состав с оружием для рабочих в Иркутске. Они были захвачены экспедицией генерала Александра Меллер-Закомельского, направленной для восстановления порядка, на станции Слюдянка.
        5 (18) января 1906 года Бабушкин и телеграфисты Клюшников, Савин, Ермолаев и Бялых были расстреляны без суда и следствия на станции Мысовая (ныне город Бабушкин, Бурятия).
       Не хочется быть пророком, но не погибни И. Бабушкин в 1906 году он бы смог стать видной фигурой рядом с Лениным оттеснив собой и Троцкого, и Сталина.

   Ну, а далее в истории с Владимиром Ульяновым и Надеждой Крупской произошло одно событие почти как в кино. Ибо хоть и не замечал наш Владимир –Надежду, но СУДЬБА их столкнула лицом к лицу.
    И вот как это было.
    Он, она, ранний и темнёный петербургский вечер.
    Когда холодно, сыро и темно.
    И по городу, бесцельно бродит отвергнутый в своем сватовстве и естественно уязвлённый в своих романтических чувствах   к Апполинарии Якубовой, будущий злой гений мировой коммунистической революции Владимир Ульянов. Он правда об этом тогда еще не знал и просто слонялся по Петербургу, и чтобы согреется в приличном обществе, решил сходить в Петербургскую публичной библиотеку. 
   И так как это и бывает в кино там он лицом к лицу и столкнулась с малознакомой ему курсисткой Надеждой Крупской.
   Чем тогда привлекла Ульянова юная Крупская и дошло ли тогда у них дело до первого поцелуя, сказать трудно, но именно с того времени Владимир» четко положил глаз на нее», да так, что уже по воскресенья стал наносил визиты в семью Крупских, жившим кстати на Невском проспекте. А это знаете по тем времена была заявка на возможное сватовство!

    Сам же наш герой Владимир Ульянов по болтавшись в Петербурге до весны, решив, что в петербургском климате ему живется плохо, решил на мамины деньги смотаться за границу и полечить желудок!
    Но, это все была выдумка и как потом оказалось, (агенты полиции установили), что с 25 апреля по 7 сентября 1895 г. Владимир Ульянов будучи за границей и в Швейцарии он встречался с Плехановым и его соратниками в пивной братьев Ландольд – знаменитом «ленинском» ресторане Женевы, в Германии — с В. Либкнехтом, во Франции — с П. Лафаргом. Возвратившись в столицу уже как одобренный самим Плехановым новый видный революционер он вместе с Ю.А. Мартовым и другими молодыми революционерами объединили разрозненные петербургские марксистские кружки, и была окончательно создана организация, взявшая себе название одного из первых марксистки кружков: «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
      Кто такой Ю. Мартов читатель сам узнает, перейдя вот по этой ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/Мартов,_Юлий_Осипович, а я от себя скажу точно, ну не разбирался Мартов в людях, ибо не пройдёт и десятка лет, как В. Ульянов так охарактеризует своего ближайшего соратника Мартова:
    «У каждого насекомого своё оружие борьбы: есть насекомые, борющиеся выделением вонючей жидкости».
    А все за то, что последний   опубликовал разоблачающие И. Сталина об участии того в экспроприациях 1906—1907 гг. и исключении его из партии через несколько лет.
     Сталин подал на Мартова в партийный суд за клевету, процесс окончился «общественным порицанием» Мартову.
      Да и как иначе, ведь на деньги, награбленные Сталиным и хорошо жил наш В. Ульянов за границей…
      Ну это было в 1918 г. а тогда в 1897 г. и наша Надежда Крупская также вошла во вновь созданную подпольную марксистского толка организацию и приняла активное участие в ее деятельности.
      «Союз борьбы» создавался на принципах централизма и строжайшей дисциплины, как конспиративная организация, которая поддерживала связи с более чем 70 заводами и фабриками, руководила стачечной борьбой в Петербурге.
   В начале декабря был подготовлен первый номер нелегальной социал-демократической газеты «Рабочее дело». Однако издать газету не удалось. В декабре 1895г. была нелегально отпечатана брошюра Ульянова «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах», в 3 тысячах экземплярах.
    Ну, а что полиция с жандармерией? Чего они, зная о революционной деятельности в самом Санкт-Петербурге ничего не предпринимали?

    И вот тут я наверно впервые в российской историографии скажу похвалу петербуржским стражам порядка.
   Все они знали и все ведали! И просто выжидали время и момент для того чтобы прекратить деятельность новой революционной организации одним ударом. Как они надеялись?
       И вот как это было осуществлено.
        В ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза борьбы», включая Ульянова.
        После ареста Крупская и Якубова пытались добиться свидания с Владимиром в доме предварительного заключения по Шпалерной улице.
       Находясь в тюрьме, Ульянов через Крупскую поддерживал постоянную связь с «Союзом борьбы», писал листовки и брошюры («Проект и объяснение программы социален –демократической партии»). и все это через Крупскую передавал на волю.
      В 1896 г. прошли забастовки на предприятиях Петербурга, крупнейшей из них была стачка текстильщиков, в которой участвовало до 30 тысяч рабочих.
    Листовка Ульянова «Рабочий праздник 1 мая» была отпечатана в 2 тысячах экземплярах и
распространена на 40 предприятиях.
   В августе 1896г. полиция арестовала еще около 30 членов «Союза борьбы», включая Крупскую.
   По делу организации «Союз борьбы» всего были арестовано и привлечено к дознанию 250 человек, из них 170рабочих.
    В феврале 1897г. по «высочайшему повелению» 22участника организации были сосланы в Восточную Сибирь, в Архангельскую и Вологодскую губернии, многие отправлены в провинцию под надзор полиции.
     Но, вот, что удручает в этой истории.
     Разгромлен был по сути только «Петербургский Союз» … а ведь марксистская крамола уже поразила и другие районы Российской империи, вот судите сами.

   Справка: «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса», первые социал-демократические общегородские организации, возникшие во 2-й половине 90-х гг. 19 в. в России; сыграли значительную роль в создании росс. марксистской рабочей партии. Первой такой организацией, давшей название и направление деятельности другим, ей подобным, был созданный В. И. Лениным в 1895Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».      
     В Москве и Иваново-Вознесенске общегородские организации возникли в 1895 и до 1897—98 назывались «Рабочими союзами» (см. Московский «Рабочий союз»). В 1896 образовался Уральский «Рабочий союз», в 1897 — «Союзы борьбы...» в Киеве и Екатеринославе (Днепропетровск), в 1898 — Пермская «Группа борьбы за освобождение рабочего класса», в конце 1900 — начале 1901 — Харьковский «Союз борьбы».
     Союзы объединяли в своих рядах социал-демократов — рабочих и интеллигентов — всех национальностей; были связаны друг с другом и с марксистскими кружками других городов. Союзы осуществили переход от пропаганды марксизма в кружках к массовой революционной социал-демократической агитации среди рабочих, выдвигая, наряду с экономическими, политические требования, руководили рабочим движением. Союзы издавали и распространяли нелегальные листовки и прокламации, содействовавшие подъёму стачечного движения и повышению его сознательности и организованности. Союзы совершили исторический поворот в сторону слияния теории научного социализма с рабочим движением.
    Ленинский Петербургский «Союз борьбы...» явился зачатком большевистской партии. В союзах воспитались политически и получили первый опыт нелегальной пролетарской борьбы будущие видные деятели партии: И. В. Бабушкин, Н. Э. Бауман, О. А. Варенцова, А. Н. Винокуров, М. Ф. Владимирский, В. В. Боровский, С. И. Гусев, И. Ф. Дубровинский, М. И. Калинин, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, И. X. Лалаянц, Ф. В. Ленгник, М. Н. Лядов, С. И. Мицкевич, Г. И. Петровский, Н. Г. Полетаев, Н. А. Семашко, Д. И. Ульянов, А. И. Ульянова, В. А. Щелгунов, Б. Л. Эйдельман и др. Петербургский, Киевский, Московский и Екатеринославский «Союзы борьбы...» выступили инициаторами и организаторами Первого съезда РСДРП(март 1898).

         Киевский «Союз борьбы...» был организован в марте 1897 путём объединения двух социал-демократических групп (свыше 30 чел.) русской «Рабочее дело» и польской. Возглавили «Союз» Б. Л. Эйдельман, П.Л. Тучапский, В. Г. Крыжановская, С. В. Померанц и др. Был создан «Рабочий комитет», осуществлявший связь с социал-демократическими кружками на заводах и фабриках. Союз имел типографию и библиотеку с работами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. За 1897 было выпущено свыше 6500 экз. прокламаций, которые распространялись на 25 предприятиях Киева; изданы два номера «Рабочей газеты» в качестве общероссийского социал-демократического органа; № 3 был захвачен жандармами в 1898. Листовки союза переправлялись в Николаев, Одессу, Харьков, Кременчуг, Екатеринослав. Союз поддерживал связь с Петербургом, Москвой и др. Вскоре после 1-го съезда РСДРП союз был разгромлен; летом 1898 восстановлен, а осенью преобразован в комитет РСДРП.

        Екатеринославский «Союз борьбы...» создан в декабрь 1897 г. В руководящий центр вошли 4 чел.: два рабочих и два интеллигента. Члены союза распределялись по двум группам: заводской (руководитель И. В. Бабушкин) и городской (главным образом интеллигенты: руководитель И. X. Лалаянц). За 1898—99 союз издал и распространил 21 листовку разных наименований; только в феврале 1898 было выпущено свыше 2000 экз. к рабочим 7 заводов. Союз руководил рабочими кружками (свыше 100 участников) на предприятиях города и в его окрестностях. Связи поддерживались с Петербургом, Киевом, Москвой, Харьковом, Николаевом, Тулой, Полтавой, Вильнюсом, с Уралом и др. Деятельность союза способствовала созданию социал-демократических групп в Донбассе. В январе 1899 союз преобразован в комитет РСДРП.

       Иваново-Вознесенский «Рабочий союз» организован на базе существовавших марксистских кружков; председатель — Ф. А. Кондратьев, секретарь — А. А. Евдокимов. В руководящий центр вошли также О. А. Варенцова, Н. Н. Кудряшов, М. А. Багаев, К. Н. Отраков, С. П. Шестернин. Союз имел устав, в котором определялись конечная цель движения и ближайшие требования; указывалось, что члены союза могут быть командированы в др. местности для руководства стачками, развёртывания революционной пропаганды и основания рабочих кружков. Союз объединял около 100 чел.; под его влиянием возникли социал-демократические кружки в Шуе, Кохме и др. Союз руководил рабочими кружками, стачками, имел библиотеку и книжную лавку. В 1897 принял название «Союз борьбы...». Летом1898 преобразован в комитет РСДРП.

       Но вернемся к нашим основным героям!
      10 сентября 1897 г. Н. Крупскую из-под стражи освободили, так как вещественных улик и доказательств у полицейских не было.
       Но 28 октября ее снова арестовали. Елизавета Васильевна, мать Надежды, ходатайствовала об ее освобождении, в прошении она писала: «Дочь моя вообще здоровья слабого, сильно нервна, страдает с детства катаром желудка и малокровием».
          Плачевное состояние организма осуждённой подтвердил и тюремный врач, найдя его «крайне
неудовлетворительным». Но власти на ходатайство не отреагировали.

         Владимир Ильич вышел из тюрьмы 14 февраля 1897г., его приговорили к ссылке в Сибирь.
        Тут я прерву хронологический ход посвистывания и выскажу одну свою оценку. Если я выше и хвалил царскую охранку за своевременный арест главарей «Союза рабочих.» то теперь я могу только с укоризной отметить, что судебная система Российской империи не была ну ни как готова к борьбе с все нараставшей в стране марксисткой революционной заразой.
      Вместо того что осудит хотя бы этих первых 57 человек к пожизненной каторге-поселении в Сибирь, а так все они отделались легким испугом и почти курортным содержанием в тюрьме и ссылке и большинство из них принято участие и в февральской революции 1917 года и в Октябрьском перевороте 1917 года.!!!
      Так с революционерами и революцией не борются!!!!
   
        И о том, что я прав свидетельствуют вот такие данные.
       А поллинария Якубова вспоминала. «Помню, как в тот же день к В. И. прибежала и расцеловала его, смеясь и плача одновременно». А наследующий день, на квартире Радченко, состоялось собрание, где Ульянов столкнулся в дискуссии с Якубовой.  Пока Ульянов находился тюрьме в «Союз борьбы» со своей группой вступил Константин Михайлович Тахтарев.
      В мае 1896 года он подвергся аресту и просидел в тюрьме три месяца, после чего был взят отцом на поруки и освобожден. Своими убедительными доказательствами о необходимости демократизации организации он привлек внимание Аполлинарии.
     Она была полностью с ним согласна, военизированная структура группы ей была не по душе, и во всех спорах на данную тему она стала отстаивать эту позицию.
    Спор Ульянова с Аполлинарией приобрел острый характер.  К.М. Тахтарев позже рассказывал:
   «В пылу спора Владимир Ильич обвинил А. А. Якубовув анархизме, и это обвинение так сильно подействовало на нее, что ей стало дурно».
    Столь резкие слова, что было характерной чертой высказываний Ульяновым в пылу полемики, были восприняты Аполлинарией как личное оскорбление, которое она простить Владимиру не могла.
      Якубова вышла замуж за К.М Тахтерева, В1897г. Аполлинария была арестована и сослана на 4 года в Сибирь, откуда в 1899г. бежала за границу.
     Тахтерев в 1897г. эмигрировал в Женеву в связи с угрозой второго ареста. За границей организовал школу пропагандистов и агитаторов бельгийской «Рабочей партии», состоял в группе «Освобождения труда» под руководством Г.В.Плеханова.
 А, что наш В. Ульянов?
 Как юрист он себя чем-то сам смог защитить?
 Ведь ссылка в Сибирь это не полет на самолете с Москвы до Красноярск и обратно.
 Это надо было пешком и в кандалах топать ножками. От этапа к этапу.
     И я скажу, что он об этом не думал, да и зачем ему думать и что-то там решать если у него есть мать.

      И мать Владимира, Мария Александровна (как вдова действительного статского советника…и. и т.п.), буквально засыпала департамент полиции своими прошениями.
    «Ввиду слабого здоровья сына» она просила позволить ему ехать в ссылку за свой счет; затем обратилась с просьбой разрешить ему задержаться в Петербурге; а после этого – остановиться «из-за ее болезни» в Москве на одну неделю, а впоследствии ¬ продлить пребывание сына вместе с ней.
       Когда Владимир добрался до Красноярского края, Мария Александровна обратилась с просьбой к генерал-губернатору Восточной Сибири назначить «В. Ульянову, ввиду слабого здоровья, место ссылки Красноярск или один из южных городов Енисейской губернии».
      По ходатайству матери, Ульянов получил разрешение следовать в ссылку не по этапу, а за свой счет по проходному свидетельству. Это означало, что ссыльному Владимиру Ульянову разрешалось цивилизованным способом добираться до места ссылки на любом
транспорте за свой счет, тем самым ссыльный Ульянов избежал тяжёлой и болезненной процедуры перемещения по этапу понеобъятней стране под конвоем в кандалах.
А зря!
Так бы, попутешествую по России вместе с народом. Глядись и пересмотрел свои революционные взгляды на российский народ и нужна ли ему была свобода!  Если бы конечно смог уцелеть в этом путешествии….

     При этом Владимир мог взять любое количество багажа. Ближайшие товарищи Владимира
Ульянова по петербургскому «Союзу борьбы»: Г. М. Кржижановский. О. Цедербаум (Л. Мартов), А. А. Ванеев и В. В. Старков следовали ссылку на казенный счет!!!  Ну не всем везет!!!
     Добирался Ульянов, не торопясь, почти три месяца.
• 14 го февраля он был выпущен из тюрьмы, пробыл в Петербурге три дня. На что было получено разрешение.
• 17 го вечером выехал поездом в Москву. 5 дней пробыл у матери, задержавшись на два дня сверх разрешенных.
• 4 го марта на поезде добрался до Красноярска. По дороге познакомился с доктором Крутовским и его женой Лидией Семеновной.
    Они были сосланы как члены организации «Народная воля» в Красноярск и остались там навсегда.
      Доктор взял молодого Ульянова под свою опеку. Он помог ему получить доступ к частной библиотеке купца Юдина, и Ильич продолжил работу над книгой «Развитие капитализма в России».
     Доктору Крутовскому удалось убедить своих коллег врачей, что по состоянию здоровья В.Ульянова на Север отправлять нельзя, и такое «заключение справочку» он получил.
     В. Ульянов направлял властям прошения предоставить ему «ввиду слабости здоровья места ссылки в пределах Енисейской губернии, желательно в Красноярском или Минусинском округах».
После этого и было назначено Шушенское местом его ссылки.
      Узнав куда он будет отправлен в ссылку, Ульянов написал: «Лето я проведу, следовательно, в "Сибирской Италии", как зовут здесь юг Минусинского округа, судить о верности такой клички я пока не берусь, но говорят, что в Красноярске местность хуже»
. • Почти два месяца находился в Красноярске. 29¬го апреля написал прошение енисейскому губернатору о назначении ему установленного законом пособия на содержание, одежду и квартиру.
        Из-за задержек в дороге партия ссыльных прибыла в Красноярск лишь 4 апреля 1897 г. Ульянов встретил на вокзале своих товарищей, прибывших с этой партией ссыльных.
• 30¬го апреля выехал со всем своим багажом на пароходе из Красноярска в Минусинск.
        Распоряжением енисейского губернатора от 10 апреля местом ссылки Старкову и Кржижановскому было назначено село Тесинское Минусинского округа. В. В. Старков и Г. М.Кржижановский выехали вместе с Ульяновым в Минусинск за свой счет на пароходе «Св. Николай».
• 6 го мая прибыли в Минусинск.
• 8 го мая Владимир выехал на подводе из Минусинска и в тот же день приехал в богатейшее село Шушенское, расположенное в живописной местности с благодатным климатом.
         К этому времени в Шушенском было 250 домов и проживало около 1400 человек.
Надежду освободили до вынесения приговора через месяц после освобождения из тюрьмы Владимира Ильича, 12 марта 1897г.Находясь уже в Шушенском, Владимир написал 10 мая 1897 г
большое письмо Надежде, в котором звал ее к себе, и просил стать его женой.

      И тут у меня есть один вопрос дилемма:
     Он выбрал спутницей жизни ту, которая будет шагать с ним в ногу и на один шаг сзади. Его раздражали выскочки и особенно критики его позиций в марксистской теории. Или ему нужна была, кухарка, нянька и уборщица. Не говоря уж о сексе?
      Лично я склоняюсь ко второму варианту?
       Тем боле что на роль кухарки, няньки и уборщицы Надежда Крупская взяла с собой мать добровольно вместе с ней, поехавшей жить в Шушенское!
      Тем более, что на предложение выйти замуж сама Надежда Константиновна на письмо Ленина ответила: «ну что ж, женой, так женой».
     Но согласитесь уважаемый читатель читать это странно, и я считаю, что так вот просто девушки, что тогда, что сейчас замуж не выходят.

     Но, это мое личное мнение.
    А вот о чем думала Н. Крупская и ее мать, решившись на такую авантюру, сейчас сказать трудно, ведь все документальные свидетельства очевидно уничтожены коммунистической цензурой.
      Но есть и версия что Н. Крупская «была назначена оставшимися на свободе революционерами как главная связная» с В. Ульяновым.
      И тут лучше роли чем «подставная невеста» в смысле «партийная невеста» было найти трудно и именно так к Крупской и отнесли первоначально российские жандармы, когда не хотели допустить ее в Шушенское.
.
       В конце декабря 1897г. Н. Крупской объявили приговор – три года ссылки в Уфимской губернии.
     Она подала прошение на имя министра внутренних дел, чтобы ей назначили местом ссылки село Шушенское, где отбывает свой срок по приговору ссыльный В.И. Ульянов, за которого она выходит замуж.
      Крупская писала, что она сама «перепросилась в село Шушенское Минусинского уезда, где жил Владимир Ильич, для чего объявилась его невестой».
     8 января 1898 г. Владимир Ильич отправил телеграмму директору Департамента полиции: «Имею честь просить разрешить моей невесте Надежде Крупской переезд в село Шушенское».
    24 января он написал матери: «Надежду Константиновну обнадеживают, что ей заменят 3 года Уфимской губернии 2 - мя годами в Шуше, и я жду ее с Елизаветой Васильевной.
         Подготовляю даже помещение ¬ соседнюю комнату у тех же хозяев» Разрешение было получено, а срок ее ссылки сокращен не был.
      В Шушенское за свой счет поехала Надежда Константиновна вместе со своей матерью, которая к этому времени рассчиталась с хозяином квартиры и продала участок на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
     С этого времени она будет постоянно сопровождать свою дочь во всех ее странствиях за Владимиром Ильичом.
     Так вот В. Ильич и устроил свой личный быт заимев заботливою тещу!  Которое по праву может назвать «Тещей Российской революции!»
     Сама ж Н.К. Крупская не обладала кулинарными дарованиями. В своей статье в журнале «Огонёк» «Что ел Ленин» известный российский писатель кулинар Похлёбкин прямо связывал периоды более высокой работоспособности В.И. Ульянова с возникновением обстоятельств, когда еду ему готовила не супруга, а другие женщины. Это и сибирская ссылка (когда, среди прочего, в меню появляются и такие богатые витаминами и пр. продукты как красная рыба) и жизнь в швейцарском пансионе. А в качестве «типичного» блюда от супруги Похлёбкин приводил пример повторяющейся несколько дней подряд «яичницы из четырёх яиц» и задавал вопрос — не с этим ли, в частности, связано возникновение у В.И. Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга.[
     Но это еще не «хеппи енд» этой части. У нас впереди рассказ о венчании Владимира Ульянова и некоторых семейных тайнах.
     По прибытии в Шушенское Крупская написала Марии Александровне Ульяновой 10 мая 1898 г: «Дорога в Шушу совсем не утомительна, если вам удастся выбраться сюда, то ехать будет
ничего себе. А с нашим бесчисленным багажом дело обошлось вполне благополучно, ничего не растеряли, в вагоны нас всюду пускали. Спасибо так же за провизию, мы питались ею три дня, и это было намного приятней вокзальной еды».
     Владимир Ильич написал письмо лишь через три дня: «Приехали ко мне, наконец, дорогая
мамочка, и гости. Приехали они седьмого мая вечером, и как раз ухитрился я именно в этот день уехать на охоту, так что они меня не застали дома. Я нашел, что Надежда Константиновна высмотрит неудовлетворительно придется ей здесь заняться получше своим здоровьем.
      Про меня же Елизавета Васильевна сказала: “Эк Вас разнесло!” ¬ отзыв, как видишь, такой, что лучше и не надо!»
         «Надежде Константиновне, как ты знаешь, поставили трагикомическое условие: если не вступит немедленно в брак, то назад — в Уфу.
      Потому мы уже начинаем хлопоты о выдаче документов, без которых нельзя венчать, чтобы успеть сделать все до поста», — писал Владимир своей матери.
    Для оформления брака нужны были документы, а Ульянов, как и все ссыльные, паспорта не имел. Его заменял так называемый «статейный список».
    Но он, как выяснилось, затерялся где-то в красноярском тюремном правлении. Переписка и волокита по этому поводу шла почти два месяца.
      И 30 июня в прошении начальнику Енисейской губернии Владимир Ильич пишет: «Получается крайне странное противоречие: с одной стороны, высшая администрация разрешает по моему ходатайству перевод моей невесты в село Шушенское и ставит условием этого разрешения немедленный выход ее замуж; с другой стороны, я никак не могу добиться от местных
властей выдачи мне документа, без которого вступление в брак не может состояться; и в результате всего виновной оказывается моя невеста». От венчания зависел и размер пособия, полагавшегося ссыльным молодоженам.

      Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь.
    Но тут случилась новая оказия. Не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима.
  Дело в том, что из Минусинска бежал ссыльный социал-демократ С. Г. Райчин. И исправник
категорически запретил выезд из Тесинского на бракосочетание и Кржижановским, и Старковым.
   Конечно, можно было бы опять начаты хлопоты, но Владимир Ильич решил не ждать.
Оскар Энгберг, бывший когда-то учеником у ювелира, изготовил из медного пятака и надраил до золотого блеска обручальные кольца.
        «10 июля 1898 г. в местной церкви священник Иоанн Орестов свершил таинство венчания.
   И надел он жениху и невесте кольца. Изводили их вокруг аналоя. И причащались они и кланялись иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских Врат.
  Все как положено». Свидетелями на свадьбе со стороны жениха стали местные крестьяне Заверткин и Ермолаев, а со стороны невесты ¬ Журавлев.
   По свидетельству крестьян, невеста была одета в скромную белую блузку и черную юбку, а жених в потертом коричневом костюме.
 По одним данным, свадебного застолья у молодоженов не было — якобы они ограничились скромным чаепитием.
  Другие заявляли, что свадебное веселье было шумным и даже заставило хозяев дома, в
котором жил их квартирант, вмешаться в происходящее. Пришло поздравление с бракосочетанием от А поллинарии Якубовой, которая была арестована за активное участие в деятельности организации «Союз борьбы» и была выслана в село Казачинское под надзор полиции.
   В советские времена факт венчания и проведения церковного обряда в биографии Ленина замалчивался,
         Но в 1990 г.  было документально доказано одно важное обстоятельство по которому брак В. Ульянова и Н. Крупской по законам Российской империи должен быть признан фиктивным.
         В газете «Советская молодежь» (Рига) от 16 января 1990 г. появилась информация со ссылкой на Британскую энциклопедию, что «первым мужем Крупской был эсер Борис Герман, кстати, друг
Фанни Каплан.
      Несколько лет назад сотрудник еженедельника «Аргументы и факты», журналист и историк Анатолий Логинов, ссылаясь на архивы, сообщил, что Ленин якобы был женат на Крупской вторым ее браке и что подробности, о первом браке находятся в архиве русского Жандармского отделения, к которому его не допускают».
      Об этих неизвестных историкам фактах упоминал бывший агент НКВД Кирилл Хенкин в своей книге «Русские пришли», изданной в Израиле в 1984 г.
     И Британская энциклопедия, и Хенкин при этом черпали сведения из статьи Н.А. Чоловского в
аргентинской газете за 1946г., написанной в связи со смертью В. Бабия.
     «5 октября 1945 г. скончался В. Бабий, отсидевший 25 лет в аргентинской тюрьме. Он с Борисом Владимировичем Герман эмигрировал из России и оказался в Аргентине».
«События в России в октябре 1917 г. внесли разлад в рабочее движение в Аргентине.
    Да и трудно было разобраться в происходящем, находясь за тысячи километров от дома. Старая
эмиграция приняла февральскую революцию с большим энтузиазмом, подобно тому, как приняли ее и в самой России.
    Нашелся тогда один здравомыслящий человек: Борис Владимирович Герман (первый муж
Надежды Крупской, впоследствии вышедшей замуж за Ленина). Он постоянно говорил нам, что “Ленин большой подлец и с ним необходимо бороться”. Герман лично знал Ленина, знал его хорошо, и поэтому не мог ошибиться.
    Выступления Б.В. Германа против Ленина вызвали здесь в Аргентине раскол среди русской эмиграции».
     В другой справке сообщается, что «Борис Владимирович Герман, первый муж Надежды Крупской, сыграл видную роль в аргентинских профсоюзах.   Он скончался в 1926 г».
      Итак, рассмотрим утверждение Бориса Владимировича Германа, что он являлся первым мужем Надежды Крупской (и брак с ним она не расторгла).
    Во времена СССР эта тема была под запретом, а после распада эта история, как и сам В. Ульянов (Ленин) перестав быть коммунистическим идолом не только в России и во всем мире уже была никому не был интересен и посему тема заглохла и   требует своего дотошного исследователя, чтобы поставить в этой истории последнюю точку. Я же могу только высказать свою версию. Н. Крупская скорое всего тоже была «партийной» женой Б.В. Германа, но затем ей дали новое поручение стать «невестой» В. Ульянова, а уже как процесс» соединения двух любящих сердец» пошел, то под давлением российских жандармов ей и пришлось идти и на «оформление церковного брака» с Владимиром Ульяновым» ….

                (конец ч.10)