МЕКСИКА , компания « ПЕМЕКС» .
Танкер «Апшерон « (ROBKAP || ) Построен в 1976 году в Англии , на верфях НЬЮКАСА ОН ТАЙН. Продуктовоз , дейдвейт 32 000 тн. Осадка 11,3 метра , скорость 15 узлов .
20 июня 1981 года , меня пригласили на беседу в службу механиков ,по поводу аварии котла , на танкере «Епифан Ковтюх «Во время беседы,главный инженер пароходства,спросил " вы Владимир Александрович заканчивали ростовскую Седовку"? Я подтвердил. Я вам советую поступить в Новороссийское высшее . В отделе кадров я зашел к своему другу -- инспектору Алексею Баданину В молодые годы , он тоже заканчивал авиационное училище . Рассказал ему о причине беседы в службе . И вдруг он мне говорит , а хочешь , я тебя спрячу на годик . За год все о тебе забудут . В моей группе суда серии Майкоп . Один работает в Сингапуре , один в Персидском заливе , один в Европе а танкер «Апшерон» работает в каботаже в Мексике , в компании « ПЕМЕКС» .Туда едет капитаном Канидьев и ему нужен донкерман . Я засомневался , говорю, пароходы новые ,все инструкции на английском . Однако он меня убедил « не боги горшки обжигали « , к тому же , там тебя « просветит» , твой предшественник . И я согласился . Капитан Канидьев , на замену ,подобрал команду из двенадцати человек . 30 июня 1981 года ,мы прибыли в Гавану , поселились в старой Гаване , в отеле Севилья . В посольстве Мексики сказали . что нам визы будут готовы , только 30 июля 1981 года , через месяц , после обращения . Месяц жизни в Гаване -- это самый яркий эпизод в моей жизни . Из нашей группы ,у меня, с Александром -- судовым механиком , завязались дружеские отношения . Многие взгляды на жизнь , были одинаковые . Как то утром , сидя за столом в ресторане, с испанскими разговорниками в руках , пытались заказать завтрак . В сутки нам платили по двадцать пять долларов , это по двадцать пять кубинских песо . .Конечно , на испанском , мы уже могли объясняться , на Кубе работали часто , но что это за блюдо , написанное в меню ,мы не знали .К нам подходит девушка ,из за соседнего столика и спрашивает , на русском , у вас парни проблемы ? Мы объяснили , что хотели бы заказать на завтрак , что либо, привычное для нас . Мы пригласили её к себе за стол , познакомились . Амарилис Пиньеро закончила Минский университет и живет рядом с отелем Севилья . Так как у нас не было проблем со свободным временем , она любезно предложила познакомить нас с Гаваной . На другой день мы знакомились с достопримечательностями Гаваны ( Габана Либри. ) Вечером мы поехали в новую Гавану ,посетить Cabaret Tropicana . Купили столик на четыре человека . Амарилис пригласила ,для компании . свою подругу . В кабаре приглашаются , на гастроли ,артисты из всей латинской Америки . Особенно понравилось исполнение песен пары из Мексики . Но вот, на главной сцене ,исполняются кубинские танцы . А с лева .виден африканский берег ,горят костры .во круг костров ,под африканские ритмы ,в набедренных повязках танцы какого то племени . На право , в кабаре Буэнос Айреса , исполняется танго . В четыре утра едем отдыхать в Севилью . Такси , всего два песо . На другой день у нас «пост» . Съездить на Вародеро , полежать на пляже , а на следующий вечер , можно опять заказать столик в Тропикана . Так сказочно , один раз в жизни . пролетел месяц . Утром , 30 июля , в аэропорту Гаваны садимся в самолет и через два часа тридцать минут , мы в аэропорту Мехико . В бумажке гласит: SERVICIO EXTERIOR MEXICANO VISA NUM 147 № 114340 30 JUL 1981 Мы садимся в автобус и нас везут в город . Поселили нас:Av. Luis Moya 39,Hotel Metropol.Это в центре города,недалеко от главной улици - Mexik-Paseo de La Reforma,ALAMEDA PARK и масса музеев . Нам сказали ,что здесь мы будем жить до тех пор, пока не придет наш пароход на Тихоокеанское побережье , в порт Салина Крус . У нас с Александром , номера рядом . Утром встали . приняли душ и на завтрак в ресторан . Деньги нам не выплатили ,поэтому питание сегодня за счет компании . Завтрак .обед и ужин обошлись в 900 песо . А мы получаем в сутки 750 песо . спасибо компании ,больше мы в местный ресторан не ходили . Питались в соседнем баре , индийский фасолевый супчик на мясном бульоне , к стати очень вкусный , гриль и кофе обходилось всего 150 песо . На базаре .самые лучшие фрукты и овощи по цене 30---35 песо. На рынке чистота и благоухание тропических ароматов . В Бомбее , на рынке овощей и фруктов тоже хватает , только я вряд ли рискну купить и съесть. Мы , с Александром , решили совершить несколько экскурсий ,по самому громадному мегаполису в мире . Мехико расположен на высоте 2400 метров ,над уровнем моря . Основан Ацтеками в 1325 году . Мексика считается бедной страной , но нет такого воровства как в Бразилии и Аргентине .Получив независимость от Испании , в 1823 году провозглашена Республика Мексика . Первая экскурсия рядом - Кафедральный Собор . Собираясь ехать на такси , договариваться о цене с таксистом нужно перед поездкой . По вечерам смотрим телевизор ,восьмую развлекательную программу . На десятый день , к отелю подали автобус .Автобус комфортабельный , с туалетом . Питание ,для экипажа , вода и соки упакованы отдельно на каждого человека . Дорога к Тихому океану -- горный серпантин . приехав в Салино Крус , нас поселили в небольшом помещении . Затем ,разделили на две группы и по очереди пригласили в полицейский участок , для получении документов . В полицейском участке нет уродливых кабинетиков , а одна большая комната , за столами сидят три офицера ,на каждом столе табличка с надписью --кем он является . Нас посадили за отдельный стол , каждому любезно налили по чашечке кофе . И процесс пошел ,весело и быстро . Один фотографирует , второй заполняет бланки , шеф ставит печать ,подпись и выдаёт . ( как хочешь называй -- паспорт , удостоверение , эмигрейшен -- с правом находиться и работать на территории Мексики ). На каждого ушло минут по 10 - -15 . У нас бы так работали .Представитель компании « Пемекс « сообщил, что танкер «Апшерон» подойдет завтра , грузиться будем на внешнем рейде ,на монобуе . Утром , у причала нас будет ждать буксир , который и доставит нас на борт танкера . Меня беспокоило .сумею ли я встретиться с моим предшественником .чтобы он мне мог рассказать о технических особенностях грузового хозяйства . К сожалению сегодня нам денег не выдали , так как считали , что мы уже будем на судне . Пришлось изыскивать резервы на чашечку кофе . Среди нас находился , второй помощник капитана , около двух метров роста , с громадной бородой , вечно ищущий чего бы или кого бы съесть . Воспитан в духе «Павлика Морозова « Мы ,группой , прогуливались от нечего делать , по окрестностям . Природа изумительная , среди ярких тропических цветов , порхают колибри . Я заметил цветущий кактус , цветок крупный , нежно розовый . Вот его то я и захотел понюхать , сунул свой нос к цветку и тут же в него впились невидимые тончайшие ,как стекловолокно , иголки . Второго помощника терзала другая проблема ,что можно съесть . Увидев какой то плод , он сорвал и отправил в рот . Я ему заметил ,что здесь не все плоды съедобные . На что он ,невозмутимо ответил , много ты понимаешь , бачишь птичка клевала ? Утром ,мы с вещами стояли на причале , возле пришвартованного буксира . Буксир с большой вертолётной площадкой . Проходим в пассажирский салон буксира . На ходовом мостике , пульты управления буксиром установлены на обоих крыльях . Как только мы оказались на борту буксира , он тут же пошел к стоящему в море танкеру . При подходе к трапу , я увидел стоявших на палубе моряков с вещами . Мы поднялись на палубу , а ждавшие моряки , спустились на буксир и он тут же отвалил . Они торопились на тот же автобус , который привёз нас . Всё , что успел мне сказать донкерман , со всеми вопросами обращайся к стармеху -- Киму Тимофеевичу Виноградову . Я только успел поставить вещи в свою каюту , как услышал команду грузового помощника капитана -- балласт за борт . ( из балластных танков ). Принимать два сорта груза -- бензин « нова» и «экстра» . Я быстро поднялся в каюту старшего механика , он дал мне схемы , с подробным переводом на русский и я бегом к пульту управления в кормовое помповое . Включил насосы балласт за борт , и настроил схемы для приемки груза , по плану составленному старшим помощником капитана . Старший механик поразил меня своим влиянием на человека , при беседе с ним , чувствуешь к нему доверие и расположение . Редко на флоте можно встретить такого человечного человека . Ким Тимофеевич ,в совершенстве владел несколькими европейскими языками . На сквозь видел человека , мог спокойно передать свои знание и вселить уверенность человеку в своих поступках . Я это почувствовал на себе и благодарен ему . Для меня , на этих судах , было много нового . А капитану и старшему механику пришлось нести груз министерского «умника». На этих судах зачистных насосов нет , их функции выполняют вакуумные приставки и как ты освоишь работу автоматики , регулировки – зависит скорость грузовых и балластных операций . При грузовых операциях , полную безопасность обеспечивает станция инертных газов . При выгрузке , танк заполняется инертным газом, без присутствия кислорода . Постоянное давление в танках обеспечивается системой « Баллако» . Погрузившись в Салино Крус , пошли выгружаться в портах : Мансанильо , Масатлан , Гуаймас , Сан Диего (США). Мансанильо , причалом и ещё чем то напоминал Туапсе , по этому я его так и называл . В Мансанильо мы получали , для экипажа , продукты и здесь приятно выйти прогуляться в город . Население , в этих районах , контактное , похожее на кубинцев . На мой взгляд , народы арабских стран ,Пакистана , Индии , Индонезии ,Китая , Африки , как бы не вели себя при общении , « это другие цивилизации «. Чувствуется ,в глазах неприязнь. В Гуаймасе природа суровая ,ощетинилась маленькими и громадными кактусами . Поэтому мексиканцы носят обувь, на толстой кожаной подошве . Сан Диего , это уже Калифорния , где то рядом Форт – Росс . Калифорнию осваивали испанцы , с аборигенами постоянные стычки , а Иван Кусков , в 1811 году нашел с ними общий язык и выкупил землю у индейцев народа Кашайя ,возле реки Рашен Ривер , и построил Форт – Росс . Есть ещё одна причина мирного сосуществования -- всё изображено на картине талантливого мастера . Обоз остановился на ночлег , телеги установлены кругом ,внутри круга лошади и люди . На одной из телег стоит , сияющий золотом , трёхведёрный самовар . Из трубы , стоящей на самоваре , идёт дым . Беловолосые крупные мужики , с громадными бородами ,подходят к самовару, наливают в кружки кипяток и пьют ! В кустах сидят индейцы и наблюдают . От этой картины, у индейцев от страха , волосы встали дыбом , а в глазах ужас . Выгрузившись в Сан – Диего, вышли в порт Коацакоалькос . Идем через Панамский канал . В 1880 году французы приступили к строительству , но за 20 лет тяжелого труда , тропических болезней и финансовых проблем , вынуждены бросить .В 1903 году Панама и Соединённые Штаты заключили договор на строительство канала для океанских судов .США выкупили у французов права и собственность . США закончили строительство , уникальное сооружение за десять лет , затратив 387 миллионов долларов .Всё сооружение обошлось три миллиарда долларов. Все достопримечательности пришлось бы перечислять довольно долго . Только «Верхние сады « Саммит Гарденс « -- страна чудес для натуралиста , на 121 гектаре -- 15 тысяч разновидностей растений , преобладающих в тропическом поясе всего мира . Из Тихого океана ,от города Панама -- до Колона и выхода в Атлантический океан , требуется примерно сутки . Озеро Гатун , через которое пароходы проходят 37,6 километров от шлюзов Гатун к северному концу ущелья Гэйллард ,является одним из крупнейших искусственных резервуаров пресной воды в мире . Оно 433 квадратных километров и образована земляной дамбой пересекающей реку Чегрис . Встали под погрузку в порту Коацакоалькос , город насыщен предприятиями химической промышленности ,бухта грязная . Как всегда , на борт взяли два сорта груза -- « Нова и Экстра «. Разгружаться будем в трёх портах : Веракрус , Туспан и Тампико . Тампико своеобразный город . Как будь то совершил путешествие во времени , вернулся на 100 – 200 лет назад . На рынке фокусники глотают шпаги , изрыгают огонь . Семьи индейцев , в экзотических нарядах , пиликают на своих музыкальных инструментах , пританцовывая стоят к прохожим задом но как только бросишь в чашку монетку , поворачиваются лицом -- можно сфотографировать . Разгрузившись , идём в Колон и через Панамский канал под погрузку в Салина – Крус . Погрузившись, идем разгружаться в порт : Мансанильо, Масатлан , Гуаймос , Сан Диего . В таком режиме , танкер «Апшерон» , работал в « Пемексе « несколько лет . Работа танкера осложнялась , тем что мы систематически не выполняли условия контракта -- сроками грузовых операций и скоростью переходов между портами . Представитель Министерства морского флота , подписавший контракт , видимо имел весьма смутное представление о работе флота . Дедвейт 32 000 тонн , три грузовых насоса , производительностью по 3 000 куба в час . Значит на грузовые операции 4 часа хватит . График производительности насосов , работающих параллельно известен даже мотористу . Условия грузовых операций ,в каждом порту , индивидуальна . Зависит от диаметра приемной трубы , расстояния ( в километрах ) и наличие подхватывающих насосов . Второе : не учитывался опыт эксплуатации судов в водах Калифорнийского и Мексиканского заливов . При температуре забортной воды 35 градусов , корпус судна ,ниже ватерлинии , обрастает мгновенно , скорость судна падает . Обрастание кингстонов ухудшает забор воды и подачу на теплообменники . Приходилось не раз экипажу , делать деферент на нос , поднимать корму , и с плотиков очищать в ручную , заросшие решетки кингстонов . В Колоне и Панаме есть бригады , по очистке корпуса судна, без дока . Контроль за работой ведется видеокамерой . Если время упущено и судно обросло больше нормы , очистка возможна только в доке . Подписывал контракт министерский дилетант или …. На этот случай , есть старый анекдот : собрались в лесу звери на совет . Что делать ? Люди не дают жить нормально . Рубят лес , жгут костры ,устраивают пожары . Ну вот медведь и говорит , что ходил он зимой за реку , лес там хороший и людей нет . Нужно перебираться жить за реку , но для этого нужно построить мост . Нужны материалы ,но я думаю проблем не будет , пошлём в Министерство Лису . Так и порешили . Через две недели вернулась Лиса , уставшая , шерсть клочьями , даже в министерство не пустили . .Решили послать Волка . Волк вернулся ни с чем . Тут Медведь увидел , на лесной лужайке пасётся Осёл . Он к нему , слушай Осёл .помоги ,ты с людьми ладишь , знаешь их повадки , нам нужно мост через реку построить , съезди в министерство , договорись . Осёл согласился Вернулся через месяц , выпивши ,галстук засален и с кейсом в руках . Ну всё звери ,будет вам мост , вот вам кейс с документами .У зверей челюсти отвисли ! Ну Осёл спасибо , как тебе удалось ? Да что тут говорить , засмущался Осел ,приехал в министерство а там все свои ... Только и спросили , а как будите строить мост вдоль или поперёк ? Как бы сложно не было , мы отработали и нам приехала замена . За это время , наш испанский , стал много приличней , а то бывало выложишь , что либо на английском , а в ответ -- ты что гринго ? В марте нас снова поселили в Мехико в отеле Метрополь . Билеты куплены на следующую неделю . И вот мы в аэропорту Мехико . Перелёт до аэропорта Шенон в Англии (Ирландии) , занял 14 часов . В аэропорту Шенон пересели на лайнер Аэрофлота и через три часа Шереметьево . Потрясла таможня , потом кто то толкнул и куда то послал и наконец дошло -- мы дома. Я ещё долго вспоминал Монсанильо , уютный городок ., с уютными барами , куда можно зайти , заказать чашку , другую хорошего кофе , посидеть , послушать как два парня в самбреро , с гитарами исполняют мелодичные мексиканские напевы , уже пора уходить а не хочется . Но это в прошлом . Сейчас я дома , в отпуске . На майские праздники я договорился со своим коллегой и другом Володей Зарубкиным , отдохнуть недельку в горах , половить форель . То что мы коллеги по флотской работе – это одно , но нас объединяет и общее увлечение -- охота и рыбалка в быстрых горных речках .Моряки , привыкшие к «цыганской жизни», очень любят походить по земле и без устали любоваться природными красотами. Наверно по этому , моряк в море мечтает скорее вернуться домой , а оказавшись дома , мечтает скорее уйти в море . Для охоты, на перевале , на хребте Мезецу , построили ещё в 1970 году , бревенчатый балаган -- «Лечебно охотничий профилакторий «! Раньше , для ночлега , мы использовали бревенчатый блиндаж времен войны , но он уже пришел в полную негодность . Новый балаган построен на ровной площадке , поросшей вековыми каштанами и грушняком . Окрестности напоминали --настоящий парк . Соседние склоны гор Кукая и скал Большого Мезецу покрыты кустарником кавказкой черники и малины «Буша». Но так как до охотничьего сезона ещё далеко , мы решили забраться в верховья реки Пшиша , половить форель . В то время , личных машин было мало .Для этой цели , в нашем распоряжении были мотоциклы . У меня был ИЖ-56 , с люлькой ,которым я очень гордился . Даже на крутых подъёмах на перевал , не перегревался . У Володи Ковровец ,для его роста -- как божья коровка. Собравшись , мы двинулись в путь . Только мотоциклисты могут понять, чего стоит проехать , восемь часов на мотоцикле , по каменистым руслам рек и горным тропам лесных массивов . К вечеру мы добрались до места . Около русла горных рек ночевать нельзя , если пройдет в верховьях дождь , смоет , не успеешь проснуться . Площадку для ночлега, мы нашли на возвышенности. Туда и закатили мотоциклы . Стали готовится к ночлегу . На площадке росли вековые , в несколько обхватов пихты . Их нижние мощные лапы, покрытые свисающими мхами ,опустились до самой земли . Не хватает только избушки на курьих ножках и бабы яги . Из молодого пихтарника ,мы нарубили лап и устроили себе царские постели . Развели костер ,приготовили чай , достали из рюкзаков провизию , по трапезничали и только прилегли .измученные дорогой ,тут же отключились . На рассвете , нас разбудил , раздражительный треск соек . Пора готовить удочки . И тут мы обнаружили отсутствие рюкзаков , сон как рукой сняло . Рюкзаки мы обнаружили , метрах в двадцати от нашего лежбища , в пихтарнике . Нас обворовали наглые еноты , но как они могли оттащить тяжелые рюкзаки , так далеко ? В рюкзаках из съедобного остались только банки с говяжьей тушенкой . Но в настоящее время, такой вкусной тушенки не бывает . Хлеб ,булочки , печенье , сыр ,колбаса , даже сахар и соль достались лесным разбойникам.. Осталось наловить форели и приготовить уху . Оснастив удочки , пошли в верх по реке .Вода в реке большая , ещё продолжается таяние снегов .Даже здесь ,встречаются снежные участки с толщиной спрессованного снега , до четырёх метров . Сочетание снега и зелёного леса ,цветущих кустов жасмина , полянок цветущих незабудок и земляники -- радуют глаз , весна! Вечером сварили уху , поджарили над костром , на прутиках форель , попили чай --день прошел . Костёр прогорел , всё вокруг погрузилось в кромешную тьму . Слышно как река бежит по перекату ,что то бормочет ,шепчет , разговаривает на непонятном языке . Это на равнине реки молчаливые . Других звуков ,из за шума реки не слышно ,хотя лес , с наступлением темноты ,живёт своей жизнью . Поднимаясь вверх по реке , мы не раз видели следы , местных обитателей , кабанов и медведей . Ночью мы спим не опасаясь , как говорят «без задних ног .» Другое дело в тропической зоне . Сколько там сказочно красивых лагун , пляжей , ложись под пальму и балдей . Однако , тропическая зона , для европейцев агрессивна . Я всегда помню слова великого путешественника , Иржи Ганзелка ,» человек попавший в Бразильскую сельву , испытывает счастье два раза . Первый раз , когда он увидел разнообразие и богатство растительного мира и обитателей этого царства . Второй раз , когда ему удалось выбраться обратно живым . « На третьи сутки , мы решили возвращаться домой . На обратной дороге встретили знакомого , местного лесника . Я ему с восторгом рассказывал , в каком красивом уголке мы ночевали и какие растут там исполины , вековые деревья . Он меня слушал с недоумением а затем заметил , что ему не раз попадались на глаза , такие гиганты . Из каждого такого ствола , может выйти ,не один куб деловой древесины ! Наши взгляды на красоту и практичного лесника , явно не совпадали .