На дорогах Косово

Маркус Норман
      Когда, периодически, в России начинается брюзжание обывателя относительно плохого состояния родных дорог, то я всегда вспоминаю особенности езды и вождения в далекой балканской Кокосовке. Главная фишка – это горы, пусть даже не такие большие и крутые, как на Памире. Но все дороги имеют лишь одну полосу движения. Узкие. Петляют на каждых 200-300 метрах, а то и чаще, причем, с очень серьезным углом поворота.
       Нормально-приемлемая скорость не больше 70 км в час. Быстрее разгоняться рискованно. Я достаточно повидал здесь результатов лобовых столкновений, когда от машин остаются жалкие обломки,  а так же картинок, когда из глубоких кюветов, оврагов вытягивали смятые «консервные банки» с остатками людей. Мрачноватое зрелище.
       Впрочем, многим аборигенам все до лампочки. Наверное, надеются на милость своего аллаха (албанцы) или наш славянский «авось» (сербы). Не останавливают их даже такие экзотические вещи, как «лошадка мохноногая», что может бежать, не спеша, с телегой за ближайшим поворотом. «Вписаться» в нее легче легкого, если скорость приличная, а тормозить не успеваешь.

      Есть еще «байкеры»-трактористы. Это не те, кто водит трактор типа «Беларусь» или «Владимирец». Не-а. Представьте себе, что мотокультиватор «Крот», на котором в России вспахивают огороды, какие-то умельцы переделали для езды. Не знаю технических подробностей данного процесса, но в Автономии очень распространенная вещь. Пылит себе такой тракторишка с телегой, груженой лесом, навозом, прочим барахлом, со скоростью десять километров в час, за ним выстраивается огромная очередь, (а не обгонишь, потому что днем движение достаточно интенсивное, и лишь по одной полосе в обе стороны). И ты ползешь, чертыхаешься, может, минут 10-15.
      Полиции тоже пофигу, они привыкшие. Таков местный колорит. «Байкерами» их (тракторишки) зовут за наличие широких рулей. Они круче оригинальных, мотоциклетных.
Впрочем, не только аборигены вносят «изюминку» в обычаи и традиции езды на пост-конфликтном пространстве.
     Наличие большого числа народу из КФОР, полиции МООНВАК, различных международных организаций (имеется ввиду их транспорт) тоже не способствует спокойствию на трассах. Привыкшие к европейским (американским) хайвеям, иностранцы и на узких косовских дорогах пытаются рассекать, как у себя дома.
     Представьте себе огромный КФОРовский грузовик, идущий на скорости 80-90 км посреди всего дорожного полотна. «Кто не увернулся – я не виноват» - примерно так думает придурковатый американский Джон, распугивая аборигенов. Сколько местного населения они задавили насмерть и помяли гражданского автотранспорта с 1999 года, одному богу известно. Почти как в далекие времена в Группе советских войск в Германии – «посмотри налево, посмотри направо – нет ли русского «Урала». Иначе, не повезет кому-то из бюргеров в начале дневного пути.

      Можно было б рассказать еще про зимнее вождение, это вообще сказка, когда не привыкшие к суровым метеоусловиям (на Балканах зимы, в основном, теплые), албанские и сербские водилы попадают в снег и гололед. Но это будет совсем другая история.
На фото – будни «ГИБДД» в Косово.

Косово, город Гнилане, июль 2005 года.