Подготовка телеграфистов

Анатолий Денисенко
     ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи. В рассказах повествуется о жизни и учёбе курсантов и о том, как складывалась дальнейшая служба и личная жизнь некоторых выпускников этих военных училищ.
      
     ПРОВЕРКА  ПОСЛЕ  ПОЖАРА

     Начинался новый период в жизни молодого офицера-выпускника Киевского военного училища связи лейтенанта Алексея Докучаева, такого же как и двух с лишним сотен других лейтенантов, которые разъехались летом шестьдесят восьмого по ближним и дальним уголкам необъятной великой страны. Кое-кто тогда попал в уникальные места, а некоторым выпускникам того года не повезло - сразу поехали за рубеж в горячие точки и кое-кто из них сложил там свои молодые головы. Вечная им память!

     В тот год выпускники училища поехали служить в самые разные места и на самые разные должности: от Чукотки, Камчатки, Сахалина и Новой земли до Мурманска, Карелии и Калининграда и от командира взвода связи мсб (мотострелкового батальона) до техника стационарного узла связи ГШ (Генерального штаба) и командира учебного взвода в учебной части связи. 

     Незадолго до выпуска, дней за пять, Алексея вызвал в канцелярию его командир взвода капитан Александр Иванович Ширмов. «Позвал тебя, Лёша, чтобы сказать, куда поедешь служить, - положа руку Алексею на плечо, спокойно и мягко по-отечески сказал он. - Я думаю, что назначение у тебя неплохое – там сейчас спокойно, не то, что в некоторых регионах. Твоя офицерская служба начнётся в большом и красивом городе Среднего Поволжья, в Куйбышеве. Завтра в строевом отделе получишь все необходимые документы. Твоё личное дело уже отправлено. Желаю тебе успехов». Алексей ни к кому с просьбами о месте службы не обращался и у него никто его желание, где бы он хотел начать офицерскую службу, не спрашивал.

     На следующий день Алексей получил в штабе училища предписание убыть в распоряжение Начальника войск связи Приволжского военного округа (г. Куйбышев, ныне – Самара).

     По приезду в Куйбышев он получил в Управлении связи округа назначение - должность командира взвода в телеграфную роту окружного полка связи. В его взводе было около двух десятков бойцов-связистов: механиков кросса, экспедиторов, электромехаников и водителей. Проблем в подразделении было много и Алексей с головой окунулся в работу.

     В первые месяцы службы в войсках ему стало понятно, что те методы подготовки специалистов, которые применялись в училище и которым его обучали, здесь, в его подразделении могут работать примерно на тридцать-сорок процентов. Причина была очень простая: именно такая доля учебных занятий из запланированных по расписанию боевой и политической подготовки роты, реально проводилась. Остальное время уходило на тоже вроде бы нужные дела: учения, ремонт и обслуживание техники, командировки, наряды и караулы, хозработы и тому подобное. В добавок ко всему, ещё не были готовы учебные классы роты в новом учебном корпусе и надо было много внимания и сил уделять их оборудованию.

     В начале того, уже далёкого, шестьдесят девятого лета в Поволжье случилось стихийное бедствие - воспламенились торфяники. Большая часть полка связи ушла на выполнение задачи по их тушению. Боевой подготовки в части в течение всего лета не было. Когда осенью люди и техника вернулись в военный городок, объявили, что через полтора месяца батальон Алексея будет сдавать осеннюю итоговую проверку. Наиболее важное внимание, как всегда, будет уделено специальной подготовке.
 
     Это значило, что нужно было принимать срочные, неординарные меры по подготовке специалистов и в первую очередь - телеграфистов. Если по другим дисциплинам личный состав рот можно было «натаскать» за две-три недели, то по работе на телеграфных аппаратах нужно было без отрыва ежедневно работать по максимуму, чтобы выйти хотя бы на минимально удовлетворяющий уровень.

     Тогда командиром батальона подполковником Шороховым было принято верное решение: отправить всех телеграфистов на запасный КП, находившийся в лесу в пятидесяти километрах от их военного городка. Там была возможность разместить людей и, используя аппаратуру телеграфного центра ЗКП, в том числе и телеграфные аппараты, находящиеся в телеграфном зале, работать шесть недель без отвлечения на другие дела.
 
     Практически, из состава роты надо было отправить на ЗКП около тридцати пяти телеграфистов. Это были специалисты, в основном, первого и второго телеграфных взводов их роты. У Алексея, в его третьем взводе кросса, экспедиции и электропитающих станций, было всего три механика кросса, которым надо было сдавать на проверке работу на телеграфных аппаратах. Но руководителем группы назначили Алексея.

     Надо было выполнять приказ.  Алексей выехал с группой и один в течение полутора месяцев проводил занятия и тренировки специалистов. Тогда он, заручился поддержкой сержантов, и вместе они, что называется, "выложились по полной", используя всевозможные методы и способы тренировок, сделали всё что смогли. В результате рота успешно сдала ту итоговую проверку, а телеграфисты получили твёрдую хорошую оценку.

     Вскоре лейтенант Докучаев был назначен командиром роты, в которой он служил командиром взвода. В свои двадцать два года он стал самым молодым командиром роты в полку, как и потом, через три года, станет самым молодым начальником штаба войсковой части среди двух десятков его коллег в одной из дивизий ГСВГ. Ещё через девять лет он станет самым молодым преподавателем на одной из кафедр Военной академии связи среди убелённых сединой полковников. А перед преподаванием он и его однокурсник майор Валентин Ерёменко из двухсот слушателей пройдут семь лет учёбы в Академии (четыре года в Академии и три – в адъюнктуре), имея только отличные итоговые оценки по всем предметам обучения.  Будучи адъюнктом, он быстрее всех за тридцать семь лет истории его кафедры напишет и успешно защитит кандидатскую диссертацию.
 
     Но это всё будет потом, а в те дни надо было обучать и воспитывать личный состав, ремонтировать и обслуживать технику, монтировать аппаратуру в учебных классах, организовывать и контролировать учебный процесс и материальное имущество роты. Благо, рядом был хороший помощник, о котором хочется сказать чуть подробнее.

     Служил в его роте старшиной старший прапорщик Стукалов Николай Никифорович, среднего роста, крепкого телосложения, сорока восьми лет от роду, первоклассный хозяйственник, замечательный воспитатель солдат, сержантов, да и младших офицеров роты, фронтовик и мудрый человек. Николай Никифорович был непререкаемым авторитетом в полку. Его хорошо знали и уважали все и старшие, и младшие офицеры и прапорщики, начиная от командира полка и заканчивая начальниками складов и командиром хозвзвода. В этой личности было всё необходимое для человека такого положения: большой боевой и жизненный опыт, житейская мудрость, знание своего дела, уважительное отношение к людям, понимание солдата и забота о нём. Он был для них, без преувеличений, как родной отец. Благодаря Николаю Никифоровичу, солдаты роты всегда были сыты, хорошо обуты и одеты, всё вещевое имущество роты было в идеальном состоянии, имелись необходимые запасы и резервы, в помещениях была идеальная чистота, у солдат и сержантов - все необходимые вещи, вплоть до туалетных принадлежностей в их тумбочках.
 
     Николай Никифорович вносил свою, довольно ощутимую лепту и в дело воспитания солдат. Например, "старшинский день" - день выдачи денежного довольствия, был для солдат особым. Солдатам приходилось к нему серьёзно готовиться, чтобы их желание получить деньги у старшины стало реальностью.
 
     В этот день солдат должен выглядеть "с иголочки" и не имел права получить какое-либо замечание. Кроме того, он должен был уметь продемонстрировать некоторые строевые приёмы на уровне часового у Мавзолея. Так, строго в назначенное время ему надлежало явиться в "кабинет" старшины (его комнату на вещевом складе роты, то есть, в "каптёрку"), подойти к старшине строевым шагом и попросить разрешения обратиться. Солдат должен чётко доложить о том, что он прибыл для получения денежного довольствия и получив его, правильно выполнить отход от начальника. Даже при малейшей ошибке или изъяне во внешнем виде получение денег откладывалось. При этом ни малейшего намёка на предвзятое отношение старшины к солдату не было. Весь этот ритуал воспринимался всем коллективом роты как вполне нормальный элемент обучения и демонстрации солдатом своего внешнего вида и строевой выправки. И благодаря этому ритуалу тоже, который всячески поддерживал старшина и командир роты, солдаты были аккуратно одеты и имели хорошие результаты в строевой подготовке.
    
     К началу учебного периода Алексей вместе со своими сержантами и солдатами оборудовали три учебных класса. В одном классе была установлена аппаратура кросса, радиостанции и коммутаторы малой мощности, используемые на телеграфном центре их узла связи, средства служебной связи, показаны на плакатах экспедиция и элементы системы электропитания узлов связи. В двух других классах оборудовали телеграфный зал и инсталлировали другую телеграфную аппаратуру, в том числе и специальную, самую новую, только что поступившую на вооружение. Пришлось приложить очень много усилий, чтобы это всё заработало в комплексе.

     При выполнении работ по оборудованию прекрасными специалистами и командирами показали себя выпускники Йошкар-Олинского радиомеханического техникума, которых Алексей всегда старался взять себе в роту из числа прибывших в их полк новобранцев. Он и сейчас хорошо помнит сержантов Бушманова, Яшметова, Калганова и других прекрасных солдат. Они успешно справились со сложнейшими работами по инсталляции и монтажу очень сложной аппаратуры связи и сигнализации в учебном корпусе.  Условия подготовки специалистов роты значительно улучшились. Стало возможным использование всех методов подготовки специалистов в комплексе: плановых занятий, работы в свободное время, выполнения личных заданий, дежурств, соревнований, стимулирования высоких результатов и тому подобное. Следующую итоговую проверку рота лейтенанта Докучаева сдала на отлично и была объявлена «отличной ротой».

     ВЫСШИЙ КЛАСС

     Прошло три года. Старший лейтенант Докучаев сентябрьским вечером пересёк границу СССР с Польшей и уже на следующее утро в одном из гарнизонов ГСВГ за два дня до окончания своего отпуска вышел на службу. Это было его правило: за один-два дня до окончания отдыха выходить на службу на пару часов для ознакомления с обстановкой. Ему сразу же сообщили, что он назначен начальником штаба войсковой части, в которой служил, вместо убывшего в Союз майора Сентемова. Кроме того, за время его отпуска Министр обороны подписал приказ о присвоении ему воинского звания «капитан». Конечно, эти новости Алексея порадовали.

     Его войсковая часть дислоцировалась в военном городке, в лесу в районе Магдебурга, недалеко от границы с ФРГ. В военном городке в районе его батальона, как всегда, была идеальная чистота и порядок. Алексей подумал, что если бы сюда привезти его бывшего старшину роты Николая Никифоровича, то и он бы не нашёл здесь недостатков. Военный городок утопал в зелени. Вдоль идеальных дорог и тротуаров росли красивые кусты желтой акации, а перед зданиями - ряды всевозможных цветов. На площади у штаба дивизии был устроен великолепный цветник, на клумбе красовались пышные розы разных оттенков, астры, георгины, пионы, хризантемы, флоксы, папоротники, другие очень красивые цветы. Огромные кроны росших повсюду здесь клёнов, уже ставшие желтыми, оранжевыми, а местами даже краснокоричневыми, завершали чудный пейзаж. 
 
   Напротив здания штаба через площадь стояло точно такое же, но одноэтажное здание узла связи. Было видно, что за время отпуска Алексея его побелили,  покрасили ограждение и калитку. Как потом оказалось, много работы было сделано и внутри здания, например, ремонт помещений, даже установили новую АТС. Эти работы были выполнены в связи с визитом в минувшем месяце Начальника войск связи группы генерал-лейтенанта Павлова. Часть - перед его приездом, а большая часть - по его указанию во время и после визита на выделенные штабом Группы деньги. 

     Как следствие его приезда, через два дня штабом армии будет проведена проверка уровня специальной подготовки телеграфистов батальона. Получалось, что бывшая вторая рота Алексея будет сдавать спецподготовку и по результатам оценят всю их войсковую часть. А итоги проверки будут доложены генералу Павлову. «Ничего себе новость! - подумал Алексей, - Вот уж действительно, с корабля на бал!».
 
     Его вторая рота несла круглосуточное боевое дежурство на узле связи гарнизона. И хотя личным составом она была укомплектована полностью, телеграфистов хватало только на две смены, вместо положенных трёх. Проводить плановые занятия со специалистами было просто невозможно. Смены меняли одна другую через восемь часов, а в промежутке между дежурствами солдаты спали, ходили в столовую, ремонтировали и обслуживали технику. А ещё надо было нести караульную службу в гарнизоне, ходить в наряды, убирать большую территорию, поддерживать казарменный фонд и вещевое имущество, ремонтировать здания и т.п. Поэтому с первых дней в этой части Алексей решил спецподготовку организовывать во время дежурства смен на узле связи. Давал задание при заступлении, установил нормы работы и отчётность, определил порядок работы в этом плане офицеров и сержантов. Сам же часто, почти каждую ночь, проверял работу смен во время их дежурства. По его оценке, спецподготовка телеграфистов была на довольно хорошем уровне. Они умели работать быстро и с высоким качеством. 

     За день до начала проверки приехал проверяющий. Им оказался бывший командир роты Алексея из полка связи майор Иванов Александр Иванович, который в то время служил офицером отдела связи штаба их армии в Фюрстенберге. Проверка началась строго по плану. Телеграфный класс и всё необходимое было подготовлено своевременно. Проверяющий дал команду «К работе приступить!»

     Предстоял час работы по обмену телеграммами. Оценка проверяемым выставлялась за объём обмена в течение одного часа при высоком качестве. Например, обмен 1800 слов в час – отлично, 1600 – хорошо, 1200 – удовлетворительно. Конечно, для разных специалистов по срокам службы и по штатным должностям эти нормативы были разные.

     И вот прошло сорок минут. Неожиданно была сдана первая работа, так как норматив «на отлично» проверяемым был уже выполнен, работать дальше телеграфисту не было смысла. Алексей обратился к телеграфистам, чтобы они не торопились сдавать работы, а лучше ещё раз проверили бы их на отсутствие ошибок. Тем не менее, за десять минут до окончания отведенного времени все работы были сданы.

     Проверяющий тут же проверил выполнение нормативов телеграфистами. Абсолютно все работы были оценены на «отлично». По словам проверяющего «телеграфисты части показали высший класс!». Действительно, результат был очень неплохим: абсолютно все проверяемые выполнили норматив "на отлично" за время на семнадцать процентов ниже нормативного. 

     Безусловно, Алексей гордился этим итогом. Конечно,это было большое достижение всех специалистов роты в довольно непростых условиях. Многие военнослужащие тогда получили существенные вознаграждения и поощрения.

     Алексей подумал, что кроме отличного результата для части, это "поможет" командирам подписать его рапорт с просьбой разрешить ему поступать в Академию связи следующим летом, который он написал ещё весной. Тем более, что у него оставалась последняя возможность поступления в академию. Алексей окончил среднее военное училище связи (был последний выпуск перед переходом училища на высшее).
 
Кадровики же говорили, что со следующего года в Академию связи после среднего училища больше принимать не будут. Средние военные училища связи уже десять лет, как стали высшими. Тогда у Алексея останется только одна возможность получения высшего образования – поступление в институт связи на заочную форму обучения, менять специальность он не хотел. Но этот вариант его не привлекал. Он часто вспоминал, как его мать говорила: «заочно учиться всё равно, что заочно обедать» и был такого же мнения о своём возможном заочном обучении, когда "студент-заочник" с утра до ночи будет занят на службе. 

     По вопросу подписания его рапорта надо было обращаться к начальнику связи дивизии подполковнику Ивану Григорьевичу Иванченкову. Дело в том, что в его батальоне затянулась эпопея замены командира батальона – обычная особенность службы офицеров в группе войск в Германии, как потом понял Алексей. Он сам в то время исполнял обязанности комбата. Бывший комбат уже несколько месяцев назад уехал в Союз (не по замене), а вновь назначенный - выпускник Академии связи, только на следующей неделе должен будет прибыть в батальон.

     Конечно, служба за границей имела в те времена большое преимущество в материальном и финансовом плане по сравнению со службой в Союзе. Алексей прослужил в ГСВГ всего лишь один год из возможных пяти. Но он уже давно решил, что надо ехать учиться.

     Вскоре после беседы с начальником связи, Иван Григорьевич подписал рапорт Алексея о поступлении в Академию. Капитан Докучаев приступил к исполнению своих новых обязанностей начальника штаба части, а в свободное время - к подготовке к поступлению в Военную академию связи на командный факультет. Для себя он поставил цель: в Академию поступить обязательно!

РЕЗЮМЕ
1. При правильном подходе и хорошо организованной работе на результат, успеха можно достичь даже при минимально подходящих условиях.
2. Если подходящих условий нет, их надо искать, не удаётся найти - их надо создавать самому.
3. Молодость – не препятствие для карьерного роста и занятия высоких должностей, где требуется высокая ответственность, компетентность, работоспособность. Нужны серьёзное отношение к своему делу и целеустремлённость.
4. Что важнее, материальный достаток в семье или возможность получить хорошее образование - каждая семья решает по-своему. Но это очень важный вопрос и необходимо всё очень тщательно обдумать и взвесить, прежде чем принимать какое-либо решение.

**************************************

 О подготовке телеграфистов можно также прочитать в рассказах "Классная работа" ( http://www.proza.ru/2016/02/28/1015 ), и "Телеграфисты" ( http://www.proza.ru/2016/03/20/181 ).