О мудрецах и псевдомудрецах

Никита Быстров
Оба пребывают в созерцании. Только для вторых созерцание есть сама цель, а для первых созерцание есть логический отступ от исключённого третьего, когда знание перекрывает возможность действия, наделяя его бессмыслием. Оба отвечают на вопросы. Только для вторых сам факт ответа является софистическим прикрытием обмана, а у первых – не более чем возможность дать рост зерну ответа ради удовлетворения нужды вопрошающего. Для понимания ответа первого необходимо отвлечение от его формы, для раскрытия обмана второго необходимо постоянное сомнение. Для отличения мудреца от псевдомудреца необходимо изначальное сомнение в них обоих. Значит, слова ни одного из них нельзя принимать на веру. Но псевдомудрец всегда будет говорить, что вера (разные случаи: «ему самому», «искренняя, пусть и слепая» и пр.) есть благо для нуждающегося. Если он скажет иное, после бесконечных биений головой о стенку нуждающийся поневоле распознает софизм. Хитрость псевдомудреца в том, что он мгновенно предоставляет готовый (и что важно простой) ответ, всеобщность в объяснении жизни которого настолько ошеломляет, что между ожиданием ответа и осмысливанием его не остаётся места для чего-либо самостоятельного. Ответ мудреца тоже мог бы быть простым, но понимание его (если вопрос серьезный) кроется в сложности или в постижении через сложность, следовательно, дальше от нуждающегося будет требоваться усилие, так или иначе сопровождаемое опытным путем, ибо мудрец знает, что подлинное продвижение – суть слагаемые как опыта, так и мысли; а там где опыт, там неудовлетворённость тела. Псевдомудрец избегает этой неудовлетворённости, ибо весь его авторитет держится за счёт исключения рисков. Будет говориться, что всегда будет легко; в том смысле, что эта легкость будет маскироваться под те формальные препятствия, которые на самом деле смог бы преодолеть даже инвалид, но преподноситься будут эти препятствия так, что ты – герой, и ты сможешь их преодолеть. Собственно, по этому признаку и можно нащупать, в заблуждении находишься или в ясности.