Фрося. Глава 35

Овсей Фрейдзон
глава 35

Повисла гнетущая тишина, даже было слышно, как где-то капает монотонно из крана вода. Наконец раввин с шумом выдохнул воздух, и спросил:

 - А какую помощь ты хочешь от меня получить, может денег за твой героический поступок или желаешь, что бы мы забрали девочку, и облегчили ваше существование, убрав один рот?...
А, может ещё что-то, о чём ты не договариваешь?...

 Фросю будто стегнули кнутом по сердцу, плеснули кипятком в лицо, сыпанули песка в глаза - она вскочила на ноги и поспешно стала натягивать свой полушубок, от волнения не попадая руками в рукава.
 Раввин быстро приблизился к ней, положил руки на плечи и с силой усадил обратно на стул:

 - Не кипятись, давай во всём разберёмся, я понимаю, ты не на исповеди у ксёндза, но я тоже не человек с улицы и являюсь по вашему святым отцом. Так, что, будь добра, не бушуй, а доверься, если пришла ко мне, а иначе будешь с этим жить всю жизнь, что не использовала выпавший тебе шанс.
В гетто, кто не цеплялся за свой последний шанс, погибали, а жизнь это самое дорогое, что нам даровал господь. А ты спасла одну такую жизнь и может быть кому-то дала этот шанс найти свою кровинушку. Давай начнём с конца на этот раз... 

 Фрося, смело посмотрела прямо в глаза присевшему напротив пожилому человеку и заговорила запальчиво, с обидой в голосе:

 - Нет у меня лишнего рта в семье, все, слава богу, сыты, одеты и досмотрены. Сейчас конечно тяжёлые времена, но я найду выход, мои дети будут не хуже других, а может быть и лучше многих устроены в жизни...
Да, я хотела бы выяснить судьбу родителей Анечки, было бы справедливо вернуть им тот шанс, о котором вы мне говорили. Хотя, я так прикипела к ней душой, что она для меня ничем не отличается от моих сыновей, я даже представить не могу себе, что придётся с ней расстаться...

 Вдруг она подскочила и сорвала с головы платок и стала распускать свою великолепную косу, скидывая одновременно с ноги валенок, помогая себе второй ногой. Раввин Рувен смотрел на эти действия молодой женщины с широко раскрытыми глазами и открытым ртом, даже в горле у него что-то забулькало.
 Наконец Фрося вытащила из глубин густых волос брошь и положила на стол напротив раввина, а затем, оторвав стельку валенка, вытащила золотую монету и положила рядом. Оцепенение спало с Рувена, и он разразился таким звонким заливистым смехом, что зазвенели даже рядом стоящие пустые чашки.
 Он пытался сквозь хохот что-то сказать Фросе и не мог. Старый еврей махал руками и гоготал. Слёзы, обильно выступившие на глазах, текли по щекам, он не успевал их вытирать. Развеселившийся раввин промокнул слёзы ладонью и смог, наконец, успокоиться, и резко перестал смеяться...

 - Ах, моя девочка, ах, хитрюша, я же сразу понял, что ты не спроста пришла сюда, а куда тебе с этим можно было ещё пойти?!

 Не выдержал, и вновь залился смехом. Но, увидев, что Фрося опять начинает сердиться, прекратил неожиданно смеяться, ещё раз посмотрел на золото и заговорил уже серьёзно:

 - Спрячь свои чудесные волосы, не гоже в таком виде находиться в божьем храме, тем более, в присутствии мужчины, хоть и такого старого, как я. Обуй валенок, ножка замёрзнет и поведай об этих вещах, для чего ты мне их показала, хотя конечно я догадываюсь, ведь к еврею пришла...

 Он усмехнулся вслед своим ироническим словам.
Фрося, привела себя в порядок и на этот раз без утайки поведала о происхождении этих и других золотых вещей.      
 Она доверчиво рассказала раввину, как они попали к ней, как она их хранила всю войну и какой совет ей дал старый Вальдемар, поэтому она, собственно, здесь и находится. С волнением рассказала ещё про цепочку с маленькой шестиконечной звёздочкой и о том, что Рива просила сохранить эту вещичку для Ханочки, со слезами повторив прощальные слова несчастной матери.
 Раввин растроганный рассказом Фроси пожевал губами и поинтересовался у молодой женщины, есть ли у неё, где остановиться в Вильнюсе. Узнав, что нет, помотал негодующе головой, пожурил за её безалаберность, заодно вспомнив нехорошим словом ксёндза, пославшего её в такую авантюрную поездку, приступил к делу:

 - Ладно, девочка моя, все мы умные задним умом, в конце концов всё получилось, как должно. Создатель привёл тебя ко мне, а я сделаю для тебя всё, что в моих силах...
И так, сейчас я тебе напишу записку к старому Соломону, он живёт здесь недалеко. Я попрошу, что бы он предоставил тебе постель и стол. Ему же отдашь своё золото, можешь не волноваться, он сделает для меня всё в лучшем виде, думаю к вечеру ты получишь деньги.
Подумай только, куда ты их спрячешь, это будет порядочная пачка. Утром зайдёшь сюда и мы ещё с тобой поговорим... Правильно тебе сказал твой ксёндз, евреи не ограбят, если только немного обманут...
Так вот, тебя не обманут, а просто высчитают комиссионные, никто же не будет делать ничего даром. Это же не детей еврейских спасать, рискуя собственной жизнью...

 При этих последних своих словах он ласково и тепло посмотрел на Фросю. Успокоенная женщина отвернулась и поспешно спрятала в бюстгальтер золотые украшения. Раввин написал и сложил записку:

 - Так, моя девочка, адрес написан на лицевой стороне этой же бумаге, найдёшь легко, здесь близко.
А теперь, моя милая хитрюга, скажи, а ты знаешь, как фамилия Меира и Ривы, если нет, то узнай обязательно у себя в Поставах, напишешь мне, я завтра дам тебе свой адрес, думаю, что тебе ещё придётся сюда приезжать и не раз, что-то непохоже, что скоро наладится нормальная жизнь при советах...



Глава 36 по ссылке: http://www.proza.ru/2016/03/21/2463