Войско Ордена Приснодевы Марии

Вольфганг Акунов
RLD

За долгие годы существования духовно-рыцарского (военно-монашеского) Тевтонского (Немецкого) ордена Приснодевы Марии его войско превратилось в превосходно вооруженную, снаряженную, обученную боевую машину, отличавшуюся невиданно высоким для феодальных армий Средневековья уровнем дисциплины.

I.Боевое построение.

В полевых сражениях войско Тевтонского ордена Приснодевы Марии обычно строилось в три линии, или эшелона (по-немецки: "треффен"). Третью линию составлял резерв. Каждый "треффен" состоял из нескольких боевых отрядов (по-немецки: "шлахтгауфенов"), представлявших собой тактические подразделения. В свою очередь, каждый "шлахтгауфен" состоял из нескольких "знамен", или "хоругвей" (по-немецки: "баннеров"), а каждое "знамя" - из нескольких отрядов (по-немецки: "труппов" - просьба не путать с трупами).

Острие передового "шлахтгауфена" тевтонского орденского войска составляли рыцари в тяжелых доспехах, построенные клином ("по-немецки: "ди шпиц"). В зависимости от количества тяжеловооруженных конников, составлявших острие клина, сам клин мог быть больше или меньше. Были возможны варианты, когда в первом ряду стояло трое рыцарей, во втором - пятеро, в третьем - семеро, в четвертом - девять и т.д. Чаще всего "клин" состоял в общей сложности из 50-80 рыцарей, в то время как основную часть "шлахтгауфена" составляло двигавшееся вслед за тяжеловооруженными рыцарями, построенное вытянутым четырехугольником, формирование конных рыцарей в облегченном вооружении и "услужающих братьев" ("слуг", "сариантов"), представлявших, по сравнению с рыцарями, меньшую боевую ценность и обладавших меньшим боевым опытом.

За отрядом этой средней и легкой кавалерии в некоторых случаях выстраивалась орденская пехота.

Рыцарский "клин" мог состоять либо из одного большого "баннера", либо из нескольких более мелких. Когда нам приходится читать о "клине", состоящем из нескольких "баннеров", то остается не ясным, где в таком случае располагались знамена и предводители этих мелких "баннеров", поскольку первый "баннер" клина считался знаменем всех "баннеров", входивших в этот клин. Прикрытие знаменосца составляли рыцари, вооруженные мечами, булавами ("штрейткольбенами") и шестоперами. Иногда рыцари этой "знаменной группы" имели по два меча каждый. А вот копий им не полагалось (чтобы они, захваченные общим наступательным порывом, не атаковали неприятеля "по-рыцарски", с копьем наперевес, забыв о порученной им охране знамени).

Тактическая цель атаки в клинообразном строю заключалась в прорыве неприятельского строя, чтобы потом повернуть и рассечь и без того распадающееся неприятельское формирование на несколько частей. Вероятно, за рыцарями следовали легковооруженные отряды, занимавшиеся уничтожением противника, утратившего боевой порядок. Клинообразное построение использовалось тевтонами задолго до битвы при Грюнвальде/Танненберге (15 июля 1410 г.), в частности, в Прибалтике. В орденских хрониках  - в частности, у Генриха Латвийского (Латышского) - упоминается боевой порядок под названием "шигкунге" (хотя ныне точно не известно, как он выглядел).

II.Походное построение.

На марше в голове орденского войска следовал конный авангард (нем.: "фортраб", "реннфане", что по-русски иногда переводится как "Гончая хоругвь"), а замыкал колонну арьергард (нем.: "нахгут"). Если войско передвигалось по неприятельской территории, оно шло в сомкнутом строю. При снятии с лагеря никто не должен был садиться на коня или надевать вооружение без приказа. Каждый должен был оставаться в своей группе или "ротте", к которой он был приписан (Правила, 46). Без соответствующего приказа не разрешалось снимать доспехи, шлем, щит и оружие.

В пункте XXIII Законов Верховного магистра (Гохмейстера) Тевтонского ордена Приснодевы Марии Дитриха фон Альтенбурга (1335-1341) сказано, что все братья должны оставаться и передвигаться под знаменем (в составе "знамени"- В.А.), за исключением тех случаев, если предводитель их "баннера" или его помощник пошлют их куда-либо с поручением. Пункт 5 закона V Верховного магистра Винриха фон Книпроде (1351-1382) гласит: "Брат, коий в походе (нем.: "рейсе", "рейзе" или "райзе") будет послан к знамени (зачислен в состав "знамени" - В.А.), не должен удаляться от оного без приказа". Слуги ("кнехты") должны были в походе ехать вслед за братьями-рыцарями, каждый за своим господином. Если рыцари соединялись в отдельный отряд (нем.: "шар"), то "кнехты" должны были ехать перед ними или рядом с ними, держа в поводу боевых коней (в походе рыцари ехали не на боевых конях, а на походных лошадях).

В опасных местах ("внушающих страх") братьям не дозволялось без приказа расседлывать и разнуздывать лошадей. Когда братья садились на боевых коней, им не дозволялось поворачивать их без приказа. В пору Средневековья среди рыцарей часто возникали споры и даже конфликты из-за права непременно первым атаковать неприятеля (первым войти с боевое соприкосновение с противником считалось делом чести, ради этого рыцари нередко ломали строй, приводя тем самым свое войско к поражению).

Поэтому Правила Тевтонского ордена Приснодевы Марии строжайшим образом регламентировали все действия каждого члена ордена на марше и в бою, с целью недопущения подобных конфликтов между "братьями-рыцарями" и самовольных действий. Если бы "братья" самовольно, "ища себе чести и славы" (как говорится о дружинниках-курянах в "Слове о полку Игореве"), вырывались вперед, это могло бы привести к катастрофическим последствиям для орденского войска. Поэтому за подобные проступки предусматривалась суровая кара. Никому из братьев не дозволялось атаковать без приказа или до того, как переходил в атаку предводитель "баннера" (нем.: "баннерфюрер"). Братья, которым было поручено прикрывать знамя, обязаны были находиться в его непосредственной близости. Потеря знамени (или самовольная подача им каких-либо сигналов) каралась смертной казнью.

Перед отдачей маршалом или предводителем "баннера" приказа атаковать оруженосцы (нем.: "кнаппен") собирались с вьючными лошадьми под знаменем, которое держал один из "братьев-сариантов" (сержантов), и молились за своих ушедших в бой хозяев, не принимая сами участия в сражении. Сами оруженосцы (возившие за "братьями-рыцарями", которым они служили, их щиты и копья), имели на вооружение только кинжалы для самообороны и в бою обычно участия не принимали (за исключением критических ситуаций).

В сомкнутом строю орденские бойцы оставались только до момента вхождения в боевое соприкосновение с противником. С началом схватки строй распадался на множество отдельных поединков. Тяжеловооруженные рыцари не могли атаковать с копьями наперевес в сомкнутом строю без интервалов, не имея свободы маневра и свободного пространства для разгона, необходимого для нанесения таранного удара. Они шли в атаку коротким или медленным галопом, почти что рысью. Обычно бой начинали конные арбалетчики, стоявшие на флангах и перед готовым к бою конным формированием Ордена. Отстрелявшись, арбалетчики отступали в тыл конному формированию.

Тактическое боевое построение в соответствии с Уставом Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (храмовников-тамплиеров), применявшееся войском Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии в ранний период его существования (в Святой Земле), отличалось от описанного выше "классического". В Святой Земле вооруженные "кнехты", державшие копья рыцарей, стояли перед группой рыцарей, каждый перед своим господином. Невооруженные оруженосцы ("кнаппен") с походными лошадьми находились в последней линии. Как правило, тяжеловооруженные рыцари образовывали первую линию, а "братья-сарианты", имевшие среднее вооружение - вторую. Легкая конница (так называемые "туркопулы"), набиравшиеся из палестинских, сирийских и армянских христиан (а впоследствии - из осевших в Святой Земле потомков крестоносцев-"франков", "пулланов" и даже из местных мусульман), стояла на флангах.

В Пруссии и Ливонии ситуация изменилась. Разделение орденского войска на отдельные отряды (крестоносцев изо всех градов и весей Европы, контингентов орденских комтурий, ополчений подчиненных ордену епископств и городов), выступавших каждый под собственным "баннером", делало фронт орденского войска более широким, за счет меньшей глубины построения.

Тактическое построение (в частности, в битве при Танненберге 15 июля 1410 г.) орденского войска состояло из большого числа конных арбалетчиков (спешивавшихся в бою) и меньшего числа тяжеловооруженных рыцарей (строившихся "клином").

Пешие воины использовались, главным образом, в орденском флоте, при обороне замков, крепостей и городов, сопровождении транспортных колонн и при охране обоза, оставленного конным войском, ушедшим жечь и грабить достояние прусских (или литовских) язычников.

III."Копье", или "глефа".

Самое мелкое подразделение тяжелой орденской конницы именовалось "копьем" (по-немецки: "глеве", "глефе", "глефа", "ланце" или "шпис"). "Глефа" (само это слово означает копьевидное оружие с длинным древком и плоским, клинкообразным наконечником) была не тактическим, а чисто организационным подразделением. В отличие от "копий" "мирских" рыцарских войск Западной Европы (которые - за исключением армий королевств Иберийского полуострова - кроме Наварры! -, в которых "копьем" именовался одиночный тяжело или легко вооруженный конный воин), могли насчитывать в своем составе до нескольких десятков человек, в зависимости от богатства возглавлявшего "копье" рыцаря-феодала), тевтонская "глефа" состояла из троих человек - из одного тяжеловооруженного конника и его оруженосца ("кнаппе"), а также из одного конного арбалетчика. На этих троих воинов Пресвятой Девы Марии приходилось в общей сложности четыре лошади. Каждый из трех конников "глефы" имел свою собственную походную лошадь, а тяжеловооруженный конник  - еще и тяжелого боевого коня, которого в походе вел в поводу его оруженосец.

Тяжеловооруженный конный латник именовался "шписфюрером" или "глефнером". На марше доспехи рыцаря были навьючены на его боевого коня, в то время как оруженосец вез щит и копье "глефнера". Лишь в непосредственной близости от неприятеля "глефнер" в подходящем месте облачался в доспехи. Всякий рыцарь, желавший иметь собственного оруженосца, должен был при вступлении в Тевтонский орден внести в качестве "вклада" не менее четырех лошадей (во всяком случае, в германских владениях Тевтонского ордена). "Человеком чести" (нем.: "эрбаром") считался лишь тот, кто, кроме оруженосца (не имевшего собственного вооружения), выставлял хотя бы одного стрелка.

Контракты, заключавшиеся Тевтонским орденом с предводителями наемников (нем.: "зёльднеров" - от слова "зольд"="жалованье", происходящего от названия средневековой итальянской монеты "сольдо", или от названия позднеримской золотой монеты "солидус", или "солид"), предусматривали, что каждый "шпис" в составе наемного отряда также должен был включать в свой состав троих человек и четырех лошадей (например: "Сорок хорошо вооруженных рыцарей и оруженосцев и сорок стрелков" или: "Сто глеф добрых рыцарей и кнехтов в полном вооружении...и к ним сто стрелков. Эти сто глеф должны иметь четыреста лошадей").

Во время похода орденского войска Тевтонского ордена на остров Готланд, с целью очистить его от шаек морских разбойников-"витальеров" (1404 г.), каждый вооруженный арбалетом "брат-рыцарь" получал, в качестве конюха, собственного "кнехта", а все прочие арбалетчики - лишь одного "кнехта-конюха" на двоих.

IV.Во что были облачены тевтоны-ратоборцы.

1."Братья-рыцари":

"Братьев-рыцарей" Тевтонского ордена Приснодевы Марии называли в просторечии "белыми плащами", поскольку они носили поверх одежды длинный белый плащ-мантию, или "господский плащ" (по-немецки: "герренмантель") без рукавов с черным орденским крестом (форма и размеры которого менялись с течением времени; размеры креста постепенно увеличивались) на левом плече ("напротив сердца"). Под белым "господским" плащом братья-рыцари носили в мирное время длинный "конвентуальный" черный кафтан (нем.: "конвентсрок"), а в военное время - надевавшееся поверх доспехов укороченное (доходившее до колен в XII-XIV и до середины бедер в XV-XVI вв.) белое полукафтанье, или налатник (нем.: "ваппенорок" или "ваффенрок", франц: "сюрко") с черным крестом на груди и спине (также принимавшим со временем все большие размеры). Это белое полукафтанье вошло в употребление в период пребывания тевтонских рыцарей в Святой Земле, чтобы жаркое палестинское солнце не так накаляло рыцарские кольчужные доспехи.

Кроме плаща, кафтана и налатника, в комплект обмундирования тевтонского "брата-рыцаря" входили:

1)две белые полотняные рубахи с длинными рукавами;

2)две пары белых полотняных подштанников (состоявшая из двух штанин и гульфика каждая);

3)две пары черных "штанов" (по две черных штанины и по гульфику в каждой паре);

4)черная куртка ("якка") с длинными рукавами (надевавшаяся поверх исподней полотняной рубахи и носившаяся в военное время под доспехами);

5)белая дорожная (походная) ряса (лат.: "каппа", нем.: "рейземантель") с черным крестом на груди и спине, длинными рукавами и капюшоном, именовавшаяся также "дождевиком" (нем.: "рейнмантель");

6)"зимнее" военное полукафтанье-налатник, подбитое черной овчиной или черным козьим мехом (нем.: "курсит");

7)"зимний" вариант белого "господского" плаща (также подбитый овчиной или козьим мехом).

"Зимние" полукафтанья и плащи были введены после переноса деятельности Тевтонского ордена из Святой Земли в суровые условия Прибалтики. Украшать одежду дорогими мехами воинам-монахам было строжайше запрещено орденским уставом. И лишь гораздо позднее в гардеробе тевтонских Гохмейстеров появились упоминаемые в расходных книгах орденского казначея отороченные лисьим мехом перчатки, собольи накидки с золотой каймой, дорогие русские меховые шапки и прочие предметы роскоши, не подобающей монахам (пусть даже и рыцарского звания).

Тевтонские военные полукафтанья XII-XIV вв., доходившие до колен, в своей верхней части (до пояса) плотно прилегали к доспехам, расширяясь ниже пояса наподобие юбки.

Укороченные военные полукафтанья XV-XVI вв. тесно прилегали к нагрудникам (сменившим к тому времени кольчатую броню).

С введением цельнокованых ("белых") лат полукафтанья вышли из употребления, и орденский крест начали рисовать, а у Верховных магистров и высших должностных лиц ордена ("гебитигеров" или "гроссгебитигеров") - чеканить прямо на нагрудниках.

Кожаные башмаки и поясные ремни членов Тевтонского ордена были коричневого цвета. Таким образом, соблюдалось уставное требование ограничиваться употреблением только "церковных" цветов: белого, серого, черного и коричневого. Членам Ордена запрещалось иметь какие-либо украшения на одежде, обуви, поясах, ножнах, древках копий, колчанах и шпорах. Запрещалось также украшать конскую сбрую. В то же время не сохранилось никаких упоминаний о наличии на копьях "братьев" Тевтонского ордена белых флажков-флюгеров с черными орденскими крестами (в то время как сохранились, к примеру, изображения рыцарей-тамплиеров с подобными копейными флажками).

В качестве головного убора тевтонские рыцари носили круглую шапочку белого цвета с плоским верхом (в Уставе им особо запрещалось ношение остроконечных головных уборов).

На основании сохранившихся изображений можно предположить, что в начальный период истории Тевтонского Ордена его "братья-рыцари" носили "конвентуальные" кафтаны и шапочки серого цвета. Такие же серые круглые шапочки носили тевтонские "услужающие братья"-"сарианты" и "полубратья" ("галббрудеры", "димидии"), о которых пойдет речь чуть ниже.

2."Братья-сарианты":

"Братья-сарианты" ("услужающие братья", лат.: "фратрес сервиентес", нем.: "сариантсбрюдер", "диненде брюдер" или просто "динер" - "буквально: "слуги") именовались в просторечии "серыми плащами" (нем.: "граументлер"), поскольку вместо белого "господского" плаща "братьев-рыцарей" ("герренмантеля") носили поверх одежды длинный плащ без рукавов серого цвета (нем.: "сариантсмантель").

Под серым плащом "сарианты" носили в мирное время длинный серый "конвентуальный" кафтан (нем.: "конвентсрок"), а в военное - серое полукафтанье-"ваффенрок" (становившееся, с течением времени, все короче, как и белое полукафтанье тевтонских "братьев-рыцарей"), надевавшееся поверх доспехов. Комплект обмундирования "братьев-сариантов" был аналогичен упомянутому выше рыцарскому (вплоть до "зимних" вариантов одежды, подбитых овчиной или козьим мехом).

Летом утепленные "зимние" плащи и полукафтанья сдавались на хранение ризничему (нем.: Trappier) Ордена; взамен них выдавались "летние" варианты тех же элементов орденского облачения.

Говоря об орденском облачении "братьев-сариантов", нам представляется необходимым подчеркнуть следующее обстоятельство.

Существует широко распространенное (как за рубежом, так и у нас в России) и глубоко укоренившееся (но от того не менее ошибочное) представление, будто бы "братья-сарианты" Тевтонского ордена Приснодевы Марии носили на своих серых плащах и военных полукафтаньях (а согласно представлениям иных историков и особенно художников - даже на щитах, шлемах и конских попонах!) не "полный" (четырехконечный) черный орденский крест, а "половинный", "половинчатый" или "антониев" крест в форме буквы "Т" (по-гречески эта буква именуется "Тау", в связи с чем и означенный "полукрест" порой именуется "Тау-крестом"). Автор настоящего очерка должен покаяться перед уважаемыми читателями в том, что и сам долгое время разделял это ошибочное мнение (в частности, в очерке "Тевтоны в Ливонии и Опричный орден Иоанна").

В действительности тевтонские "братья-сарианты", подобно "братьям-рыцарям" и "братьям-священникам", вступавшие в орден Пресвятой Девы Марии вместе со всем своим движимым и недвижимым имуществом, приносившим те же три монашеских обета нестяжания (бедности), послушания и целомудрия (безбрачия), являлись полноправными членами ордена (хотя и не благородного происхождения  - в отличие большинства - но не всех! - тевтонских "братьев рыцарей") и потому с полным на то правом носили на своих серых плащах и военных полукафтаньях (а также щитах, выкрашенных не в серый, а в тот же самый белый цвет, что и у "братьев-рыцарей") отнюдь не "полукрест", а "полный" черный орденский крест. "Тау-крест" носили на одежде не "сарианты", а "полубратья" (лат.: "семифратеры", нем.: "гальббрюдер") Тевтонского ордена, представлявшие собой совершенно иную категорию.

3."Полубратья".

"Полубратьями" ("гальббрудерами", "семифратерами", "димидиями"))именовались лица, вступавшие в Орден вместе со всем своим имуществом и приносившие три вышеупомянутых монашеских обета, но не обязанные ордену военной службой, а посвящавшие себя хозяйственной деятельностью в орденских имениях и факториях (земледелию, скотоводству, торговле - например, янтарем, рыбой, зерном или скотом в прусских владениях ордена, и т.д.). Эти тевтонские "хозяйственники" носили одежду такого же серого цвета, что и "братья-сарианты", но иного покроя - кафтаны, более короткие, чем у "сариантов", и укороченные (до колен) серые плащи с рукавами и "половинным" черным "Тау-крестом" на левом плече. "Полубратья" призывались Орденом к оружию лишь в самых крайних случаях - например, при внезапном нападении неприятеля на орденские владения, в которых трудились эти "полубратья", или в случае острой нехватки живой силы (например, после серьезного поражения орденского войска, понесшего тяжелые потери). В обычное же время "полубратья" были освобождены от военной службы и формально в орденском войске не числились.

V.Горны, трубы и герольды.

Кроме сигналов, подаваемых знаменами-"баннерами", в орденском войске тевтонов подавались также звуковые (акустические) сигналы. Хронисты ордена упоминают подачу сигналов трубными (роговыми) звуками, например, к снятию лагеря, к выступлению в поход и т.д. По состоянию на 1422 г. в инвентарной описи Малой оружейной палаты Кенигсбергской комтурии Тевтонского ордена Приснодевы Марии числился один боевой (или войсковой) горн, или рог (нем.: "геергорне"). Фанфары в описываемое время не упоминаются. В орденском войске имелись и "глашатаи" (по-русски: "бирючи"). В Правилах (54) о должности "глашатая" ("аусруфера") сказано, что в военном стане он должен располагаться рядом с маршалом ордена, и выкрикивать ("оглашать") приказы последнего, обязательные к выполнению для всех. В Правилах также неоднократно упоминаются "возгласы" глашатаев, поднимающих орденское войско тевтонов по тревоге при приближении неприятеля.

В орденских расходных книгах нередко встречаются записи вроде:

"Итого за 12 марок куплено 3 "швейка" ("швейками" назывались лошади низкорослой прусской породы - В.А.) для 3 трубачей, сопровождавших нашего Верховного магистра в рейсе (походе) нашего Верховного магистра" (нем.: Item XII m. vor III sweyken den III pfyfern gekouft dy mit unserm homeyster in dy reise zoegen).

Музыканты играли особенно важную роль в поддержании боевого духа воинов ордена на марше и в лагере. Каждому орденскому воинскому контингенту было придано определенное число музыкантов. Трубачи (нем.: peiper, pypir, pyper, pipir, pfyfer, spillute) сопровождали также отряды военного ополчения подчиненных ордену городов (судя, например, по "Военной книге" г. Эльбинга за 1383-1409 гг.).

Контингенты съезжавшихся на подмогу Тевтонскому ордену Приснодевы Марии европейских крестоносцев также имели в своем составе трубачей, а в некоторых случаях - также литаврщиков. Трубач приехавшего в Пруссию для участия в крестовом походе француза Жана де Блуа был даже облачен своим богатым сеньором в рыцарские латы. Необходимо заметить, что нам точно не известно, на каких именно инструментах играли упоминающиеся в орденских хрониках "трубачи".

Под "трубачами" ("пейперами", "пипирами", "пфифирами". "пфейферами". "шпиллейтами") могли подразумеваться не только горнисты, но даже флейтисты или волынщики. В тевтонских "рейсах" знатные европейские крестоносцы участвовали в сопровождении своих герольдов и декламаторов (в качестве важных свидетелей, всегда готовых подтвердить и воспеть подвиги своих сеньоров). По некоторым данным, при дворе Гохмейстера Тевтонского ордена Приснодевы Марии в гг. Мариенбурге-на-Ногате и Кенигсберге имелся особый орденский герольд. Точных доказательств на этот счет не существует (в отличие от установленного факта наличия у магистра собственного придворного шута). Однако совершенно точно доказано существование, по крайней мере, в 1388 г., герольда Верховного Магистра. Звали этого герольда Варфоломей (Бартоломеус) Лютенберг.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

Первоначальный вариант данной военно-исторической миниатюры В.В. Акунова был опубликован на страницах московского военно-исторического журнала "Рейтар" №42 (4/2008).