О человеке и понимании

Руслан Агаев
Будучи подростками(а моя основная аудитория моложе 20-ти лет), мы все начинаем более остро ощущать одиночество. Мы покидаем детство и оказываемся все больше оторваны от своих родителей; мы понимаем, насколько огромен мир и насколько малы сами. От громадности человеческой цивилизации мы начинаем теряться, все сущее представляется игрой оркестра, где каждый из нас пытается заставить свой инструмент звучать громче основной партии. Этот инструмент - наша личность, наша душа, мы пытаемся заявить о ней: поделиться своими чувствами, мыслями и видением мира.
Однако это оказывается довольно тяжелой задачей. Если бы люди на самом деле осознавали, как мало их понимают, то каждый человек чувствовал себя намного более одиноким и менее охотно доверялся другим людям, предпочитая все таить в себе. В этой статье я бы хотел выяснить основные причины проблемы, связанной со взаимопониманием человека. Но прежде чем приступить к тому, что хотел бы рассказать, я должен ввести три главных допущения:

Реальность действительна - существуют естественные причины для происходящих событий в окружающем нас мире.
Сведения, полученные из наблюдений за окружающим миром, могут быть использованы для того, чтобы изучить эти причины.
Причины, которые действуют в реальном мире, постоянны.

«О человеке»

Можно сказать, что человек одновременно существует в двух реальностях: объективной и субъективной. Объективная реальность - материальный мир. Любой человек является частью материального мира. Субъективный мир - мир чувственного познания. Человек способен осознавать свое существование, присутствие в мире, с помощью информации, полученной от органов чувств, то есть благодаря созерцанию.
Способности человеческого познания ограничены как физически(т.н. эмпирическое созерцание), так и интеллектуально(т.н. чистое созерцание). Именно в ограничениях нашей сущности и кроется невозможность нам видеть мир полностью объективным. Каждому человеку мир представляется по-разному, в зависимости от его возможностей к познанию.
Для примера можно привести постоянного жителя экватора и жителя умеренного климатического пояса. Каждый из них имеет понятие о холоде, но разное: первый может даже и не знать о снеге; второй, однако, не слышал о барханах и зыбучих песках. У них нет слов, которыми бы они называли эти явления, за тем, что они еще не смогли познать эти явления. Поэтому о языке я хотел бы сказать подробнее.

«О понимании»

Для закрепления и объяснения нашего познания мы пользуемся языком, одним из самых важных «изобретений» человека. У языка огромное количество функций, начиная от средства коммуникации до создания субъективных реальностей. Обозначая словами все, что созерцает человек, человек и обозначает вечно расширяющиеся границы своего мира.
Однако язык далеко не совершенен, у каждого слова может быть по несколько значений(не говоря даже о целых выражениях и о жестах), что делает понимание собеседника зачастую достаточно затруднительным. Особенно часто не удается понять человека из-за использования другим слова в переносном значении. При общении человек все-таки делится своим ощущением мира, не понимая, что ему нужно преобразовать свой способ донесения информации до других, чтобы его более охотно могли понять.
Тогда возникает вопрос: раз каждый человек ощущает мир по-разному и так же может понимать далеко не каждое слово таким образом, каким его планировал другой человека, может ли он полностью понять собеседника?
Я считаю, что нет, даже если человек будет делать все, чтобы его личность раскрыли и поняли, чтобы мир увидели его глазами. Он может писать поэзию или прозу, сочинять музыку или рисовать огромные полотна, но понять содержание и посыл его произведений полностью никто и не сможет, а о мотивах можно лишь догадываться.
Хочу привести целиком известное стихотворение Тютчева "Silentium":

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..

Многие часто используют строчку: "Мысль изреченная есть ложь", и именно в этом выражается главная идея: у каждого внутри мысли, желания и впечатления сформулированы настолько ярко и точно, насколько извращенными и искаженными они становятся, как только человек пытается их выразить. В каждом человеке существует уникальный мир, и каждый страдает от невозможности(или чрезмерной сложности)его объяснить, тем более, что боится не быть понятым. Получается, человек оказывается изолирован самим собой. Значит ли это, что человек не должен творить? Нет, не значит. Продолжая творить, человек будет давать все больше поводов для того, чтобы его неправильно истолковали, но при этом некоторая частица его личности все-таки будет понята и даже принята. К тому же, даже монолог, чем и представляется автору его творение, во многом помогает перенести тяготы его одиночества, вызванного его человеческой сущностью. Человеку стоит творить, ведь тем самым он доказывает если не обществу, то хотя бы себе, что он живой.