Рынок нефти. Прогнозы

Игорь Коровин
Рынок нефти. Прогнозы.

Прогнозы. Прогнозы! Прогнозы?
Всем им грош цена (и менее).
А прогнозировать надо! Бюджет принимать надо. Какая цена нефти будет в 2016 году?
Давайте поиграем.
Вы говорите 50  долларов за баррель!
Я говорю 40!
Помните, нам дорог каждый доллар. Но мы сказали, и не будем отказываться от прогноза.
А если завтра не дай Б-г заварушка на ближнем Востоке (шииты поссорились с суннитами, пусть этого лучше не будет, но предположим ). Ручаюсь, что цена нефти будет гораздо больше. От чего-то это зависит. От левой ноги, какого-то властителя.
Так что можно утверждать, что экономика – это политика.
А что же математика?
Великий инвестор мира Уоррен Баффет за более чем 40 лет не ошибся ни разу в своих инвестициях, говорит: « Я не делаю прогнозов, я делаю оценки».
В чем же разница?
Предположим Вам надо ехать из Москвы в Питер. Вы спрашиваете математика: «Сколько займет это времени?».
 Серьезный ученый задумается, вспомнит формулу Ньютона. Определит, что от Москвы до Питера 600 км и изречет: «Если Вы будете ехать непрерывно с равномерной скоростью 60 км в час, то это путешествие займёт у Вас 10 часов». Это что прогноз или оценка?
Да после такого расчета Вы не захотите ехать в Москву (зачем тратить 10 часов?). Или помчитесь со скоростью 100 км в час. Будете останавливаться на обед или перекусите на ходу, не знаю. Дело Ваше. Математик дал оценку, а Вы действуйте.
Теперь о рынке. Экономические расчеты сегодня идут по трудам классиков или таких великих ученых, как Кейнс. Такие предположения, как предложение рождает спрос или  критическая точка, когда спрос пересекается с предложением, сегодня не работают.
Итак, обратимся к пирожным. Предположим, Вы сладкоежка, а я поставщик пирожных.
Я предложил Вам сладкое пирожное. Таких Вы еще не ели.
Вы говорите: «Можно еще!»
Я отвечаю:- «Пожалуйста», и так за день 10 раз. Потом замечаю, что-то не ладное. Вы едите с меньшей охотой – наступает насыщение.
Я вам предлагаю – берите одиннадцатое бесплатно. Вы с ужасом шепчете: «Не надо!».
Так что при насыщении цена перестает играть роль стимула потребления. Скорее всего,  Вы не откажитесь есть пирожные, но будете позволять есть штучки 3 в неделю. Если я продолжу выпускать прежнее количество пирожных, то они не будут проданы (это будут мои потери).
ИТАК, ПЕРВЫЙ ВЫВОД УМЕНЬШЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ  НИ ЧЬИ – ТО ПРОИСКИ, А ОБЪЕКТИВНЫЙ ЗАКОН НАСЫЩЕНИЯ РЫНКА.
А в этом режиме другие законы и другие диаграммы, например, кривая Эрланга ( с насыщением).
А что же цены?  На первоначальном этапе они сильно влияли на потребления пирожных. Чем дешевле, тем покупают больше. Чем дороже, тем меньше.
А в режиме насыщения. Зачем манипулировать ценой? Она же мало влияет на спрос?
Мы забыли, что я не один на рынке. Пока я успешно продавал пирожные, набежала куча людей, и начали конкурировать с моим бизнесом. А Вы наелись, но продолжаете покупать пирожные три раза в неделю.
 Я не думаю, что я самый лучший кондитер, но не хуже других. Как мне не потерять прибыль?  Правильно! Я начну снижать цены. Чтобы одолеть конкуренцию. Кто же первым уйдет с рынка? Тот, у которого при данном уровне спроса будет меньше прибыль, и более того малая  себестоимость. А если у него она высока (возить далеко), то я выживу, уберу конкурента с рынка и увеличу свои доходы за счет нового числа покупателей.
Тут ещё надо подумать, хватит ли у меня запасов, чтобы прокормить семью на период снижения цен. Но об этом отдельно
ИТАК, ВТОРОЙ ВЫВОД, ЧТО ЦЕНА В РЕЖИМЕ НАСЫЩЕНИЯ ИГРАЕТ РОЛЬ ОРУЖИЯ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ.
Теперь к рынку нефти. Этот рынок сейчас в режиме насыщения. Для увеличения спроса надо уменьшить предложение. Давайте, соберем поставщиков и поговорим, а чего не согласится? Всё равно доходы падают. А тут за меньшие затраты можно получить такие же деньги.
Ну, кто первый?! Но тут же приходит мысль если я понижу добычу,  цены вырастут  и  не ты (с тобой мы договорились), а  тот, который ушел с рынка, увидев новую цену, вернется на рынок, и опять придём к исходному результату. Так что надо установить строгий надзор кого пускать на рынок, что чревато с политической точки зрения.
Вывод сегодняшнее положение надолго.
Что касается положения России?
Напомню Россия страна большая. Поэтому у неё есть и дорогая и дешёвая нефть так, что совсем удалить Россию с рынка невозможно. Но снизить её доходы можно.
Скорее всего, это будут переговоры, санкции и другие долгие дела.
 Что касается Америки, она закроет надолго сланцевую нефть. Продолжатся поиски других источников энергии, хотя напомню, что нефть потребляют не только автомобили.
Саудовская Аравия может снижать цены,  пока терпит население и можно строить небоскребы
Но это уже далеко от математики и теоретической экономики. Хотя все сказанное считается более-менее точно с помощью теории вероятностей.
Вот такова оценка.