Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 1

Долгирев Сергей Николаевич
       Глава – 1
               
  Прошло месяца полтора,  и вот вызвал  Начальник плеса меня и снятого механика парохода Якут к себе, и говорит:
   - Поступила радиограмма, вас обоих отправить в распоряжение отдела кадров пароходства в Зырянку,   послезавтра прибудет самолет, будьте готовы к отправке.
   Временный аэродром был в Нижнем - Сеймчане и вот мы на розвальнях в одну лошадиную силу, едим туда.
   Прибыли,  ждем,  прошло полдня,  а самолет так и не прилетел,  уже к вечеру нам сказали,  что рейс отменен, снег стал рыхлый и лыжи самолета проваливаются, а поэтому возвращайтесь в затон. 
 Немного о самолетах, это были обычные снятые с вооружения самолеты ТБ -1.
   Перевозили они грузы и иногда пассажиров прямо в грузовом отсеке, даже без сидений.
   Кто летел,  тот устраивался прямо на полу самолета  или на своих вещах.
   Специальных пассажирских самолетов не было.  Они только «показухой» в кинокартинах показывали и сейчас показывают.
   Возвратились мы как говориться восвояси,  но уже  пешком,  так как лошадь с санями  давно ушла домой.
   Так и шли обратно с чемоданчиками на загорбке.   На следующий день опять нас вызвали двоих и предложили заняться ремонтом  подвесных лодочных  моторов,  их было штук пять, шесть и все неисправные.
   Признаюсь,  что хотя я и знал двигатели внутреннего сгорания,  но вот ремонт пришлось производить впервые.
   Занялся я двигателем Л - 8 нашего отечественного изготовления.  Пришлось из трех,  собрать один и ничего все же получилось неплохо,  он заработал нормально.
   Механик с «Якута» ремонтировал Шведский мотор «Атлас» и тоже из двух один и ремонт он закончил раньше меня,  так как все же этот «Атлас» был более качественно сделан.
   Забыл я немного описать,  что с момента как нас двоих направили в аэропорт,  затем обратное пешее возвращение в затон и совместная работа по ремонту двигателей - разрушила всю нашу некоторую неприязнь друг к другу.
    Он стал,   другим,  свойским парнем и мы   с ним даже сдружились,  да  и обстановка заставила быть более человечным друг к другу.
    Так прошел весь апрель, а  кругом еще лежал глубокий снег,  но уже днем таял,  образуя ослепительно сверкающую корочку льда,  на солнце.
   Жил я,   по - прежнему,  в той же комнате,  вчетвером.  Наступил май месяц и вот в затоне случилось ЧП .

     Я уже поминал как - то в своих воспоминаниях,  что с Владивостока с нами ехали две семьи из Горького,  оба плотника с женами.
   У одного из них,  было даже двое детей,  лет 5 - 6. Самому ему было года 42 -  43 , а жене 35 - 36 и вот она эта мать двоих детей спуталась с  старшиной катера,  который и жил в нашей комнате, и не только гульнула,  а бросила мужа с детьми,  перейдя на койку к старшине.
   Я как - то зашел домой,  а они лежат на койке рядом с моей.
 « Вот это да»!  Подумал я,   - «да как ей суке не стыдно, бросила детей малых и ударилась в Любовь». 
   Весь затон был взбудоражен ее поступком,  а плотник - высокий, спокойный довольно симпатичный мужчина,  унижался перед ней - уговаривал ее вернуться, плакал и умолял, в общем запил мужик.
   Все бабы,  что были в  затоне в глаза осуждали ее и возмущались  и ему, этому старшине,  от мужиков доставалось, а  он в ответ:
  - А, вам, что? Я  восемь лет сидел в лагере  и баб не видел,  а сейчас  если подфартило то,  что я скопец что  - ли? 
   Вот откроется навигация и все,  я смотаюсь,  а она пусть к нему идет,  я ее не держу, а сейчас попользуюсь,  если она сама дура,  детей на меня сменяла.
    Так ответил он мне, в разговоре с ним.   Но, начальник плеса не дремал, договорившись с пароходством,  нашего старшину срочно  отозвали в Зырянку,   причем идти ему было пешим порядком около  400 км.

    Вниз по Колыме и  он подчиняясь приказу ушел с попутным транспортом из Нижне - Сеймчана в  Коркодон,  а там еще с одним парнем в  Балыгычан и дальше до Зырянки.
   Его жена,  побыв одна,  вернулась к детям и мужу,  но уже в положении,  от другого.
   Представляю,  какая у нее будет жизнь в дальнейшем. Но вот где - то в начале июня -  в конце мая,  начался ледоход на реке Колыме.
   Шум от сталкивающих льдин был громкий,  льдины порой мчались по течению со скоростью  12 - 15 км в час,  так как течение реки Колымы, я уже поминал было очень быстрое. 
    Протока, в которой отстаивались наши немудреные суденышки уже освободилась от льда  и мы установив свои отремонтированные два подвесных мотора,  уже опробовали их на полном ходу.
   Прошло несколько дней,  и вот как - то вечером Начальник плеса мне сказал:
   -  Давай готовь мотор,  завтра днем установишь его на большую лодку и вместе еще с одним штурвальным,  он хорошо знает русло реки,  выезжайте навстречу пароходу ДС-1,  которому необходимо доставить муку,  машинное масло и еще кое - что.
   Пароход вышел из Балыгычана и идет сюда,  но этот груз им надо срочно.

И вот под вечер,  на следующий день,  мы отплываем вдвоем,  часов в 12 ночи мы уже прибыли в Коргодон.
   Все шло нормально,  но вот с бензином я не рассчитал,  он был на исходе.
    Пришлось до утра стоять в Коркодоне  и только утром мы кое - как упросили дать нам бензину. Нам дали две канистры по 20 литров. 
   Отплыли мы,  и тут у нас случилось несчастье,  под водой мы не заметили топляк - набухшие от воды дерево,  которое все было в воде и только маленькая ветка -  сучек был над поверхностью.
   Налетев на него,  у меня от резкого удара поломался винт мотора,  это  было бы полбеды,  так как я брал с собой запасной винт,  но дополнительно раскололась ступица моховика мотора.
   Я и моховик взял запасной,  но не проверил  зазоры между катушками зажигания и магнитами,  а они оказались велики,  и искра была очень слабая, как я не возился с ними, все же двигатель завести не удалось.
   Тогда ничего нам не оставалось делать, как сплавиться по течению на веслах.   Так мы и поплыли уже своим ходом,  гребя на веслах.
  Наступила вторая ночь. Мы, конечно, устали и причалив к какому - то острову,  решили немного поспать.
   Привязали лодку за какой - то куст,  развели костер,  поужинали и улеглись на землю подремать,  к утру поднялся ветерок,  он заставил нас пойти к лодке за брезентом.
 
  На наше счастье вовремя,   так как  лодка качаясь,  обвалили куст , к которому мы ее привязали и уже начала отплывать от  берега.
  Еще бы 10 - 15 минут и она бы уплыла  а мы остались бы «Робинзонами» на маленьком острове,  без еды, спичек и топора.
   Все это оставалось в лодке.  Ох! И испугались мы,  чтобы делали тут?   Да еще и не на главном русле реки,  а в боковой протоке, точнее между двух проток.
      Не знаю , как бы и выкарабкались из этого положения.  У нас и сон сразу прошел,   оттолкнувшись от берега,  мы на веслах вышли на основное русло реки и поплыли дальше.
   Прошло часа четыре,  и видим к нам на встречу идет пароход  ДС-1.
    Он заметил нас,  дал гудок и убавил обороты,  показывая отмашкой с какого борта нам приставать к нему.
    Вот я снова в своей бывшей каюте,  но только теперь гость,  не член  команды.
     Лодку с продуктами у нас разгрузили, а мы завалились спать и проспали до вечера.

    На следующий день мы уже на пароходе вернулись в Верхний – Сеймчан.
   Через два дня,   согласно ранней посланной радиограммы,  я  и бывший механик парохода  «Якут»,  на этом же ДС-1 выехали в распоряжение Зырянки. 
  Прибыли в Зырянку,   поместили нас в барак - избушку на четыре человека,  с насыпными стенами и с брезентовой крышей.
   Посредине комнаты,   как и везде железная печка из  бочки сто литровки,  да в одной стене окно полметра на метр, ну как деревенский предбанник.
   Но   мы молодые, не ропщем и это хорошо,  а то попадешь в барак,   где живут 15 - 20 человек.
    Итак мой напарник,  отделался от плавания и перешел работать  Старшим машинистом на  Зыряновскую  локомобильную электростанцию.   
  Мне предложили опять ехать в затон - не далеко от Зырянки и снова на должность второго помощника механика,  но тут уже я зароптал,  говоря:
     - У  Вас  работают механиками,   люди,  не знающие толком паровых, судовых машин и привел примеры,  а  я окончил техникум, имею достаточную производственную практику и знания, и Вы меня вторым ставите?
    Но  вижу,  что ничего с ним,  каши не сваришь, они стоят на своем.
  Может быть,  мне и не стоило,  так говорить  было,  сама работа бы показала,  кто чего стоит, но я уперся и они уперлись.
 
  Но  вот я вспомнил,  что меня в Москве браковали по легким медкомиссия и вот я пошел в местную поликлинику,  там сказал,  что у меня неблагополучно с легкими и мне пар, сырость противопоказана.
   Повертели,  меня повертели - смотрят в мед карточки указано,  что есть мелкий петрификат,  ну и  не рискнули написать,  что я здоров.
  А как быть,  дали уклончивую справку о том,  что нежелательно меня использовать как плавсостав. 
  Я с этой справкой в кадры и говорю:
    - Давайте тогда работу на берегу,  в отделе механика - судовой службе.
 Я   знал от знакомых,  что там есть вакантные должности - теплотехника, конструктора.

   Но  начальство все же решило иначе - проучить меня,  как - бы за строптивость и назначили меня тогда архивариусом при отделе механика - судовой службе.
   А  эта работа для девчонки с  пятью классами  образования,  сидеть и подшивать разные бумажки,  указания и приказы в папки скоросшивателя,  и все бумаги регистрировать, входящие и исходящие.
    Так на этой очень  «ответственной» работе я и работал.  Забыл помянуть, что в затоне я купил у одного  Зэка ручные часы «Лонжин»,  к сожалению, они стояли больше, чем шли,  так как им, как говориться « в обед было сто лет».
  Случайно,  бродя по поселку Новая Зырянка,  я увидел вывеску «Часовая мастерская»,  думаю сейчас  я их туда и сдам на ремонт.
   Зашел я в эту мастерскую,  вижу там мужчину лет 50 - 52,  по одежде вижу, что этот часовой мастер,  но сам Зэк,  а   да для меня, это даже интересней было познакомиться с ним, кто он и откуда?

    - Что Вы хотите? – это его  первые слова.
   - Да вот у меня часы что –т о часто останавливаются.
    - Ну, давайте их посмотрим. 
   Я протянул ему часы, он вскрыл крышку,  посмотрел через лупу в них и закрывая их сказал:            
    -  Оставьте их и зайдите завтра,   я посмотрю и скажу,  сколько будет стоить их ремонт.
  -  Хорошо я завтра зайду.
   На  следующий день я опять в часовой мастерской.  Он, узнав меня, поздоровался и говорит:
    -  Знаете, Ваши часы требуют капитального ремонта,  даже замена плат, так как гнезда в них очень сильно износились.
    Мне надо посмотреть у себя,  найду ли я такие  – же платы.
  Я попросил его все же сделать мои часы,  сколько бы они мне не стоило.
   -  Ну, ладно зайдете дня через два.
   -  Но будет воскресения - сказал я.
    - Ничего я по воскресениям работаю,  - ответил он.
   В воскресения я опять у него:  -
 -  Ну как ?
     - Да, вот разобрал этот «Лонжин» кое -  что нашел у себя, постараюсь сделать, -  и  стал показывать состояние частей моих часов.
  Да, через лупу было видно элепсообразную  выработку гнезд,  где стояли оси шестеренок,  так постепенно мы с ним разговорились.
   Он, говорил с каким - то акцентом,  по - русски,  я спросил его:
    -   Откуда Вы?
 Он ответил:

  « Я   эстонец. Там жил,  там работал.  Имел в Таллине  свою частную часовую мастерскую, так и жил, работал.
  Пока к нам не пришли Советские войска и не установили Советскую власть.
    Конечно я,   как и основная масса  эстонцев этим были недовольны,  так как страна   наша маленькая,   жили после революции самостоятельно.
  Кто как хотел,   платили положенные налоги государству и нас никто не трогал. Ездили в любую страну, когда хотели.
  Кто рыбачил,   кто вел свое хозяйство,  а тут сразу стали организовывать артели,  колхозы, ну словом опять попали под пятки в Российское государство. 
    Конечно,  свое недовольство этим,  и я высказывал, как и все.  Раньше при Царизме мы тоже высказывали,  свое недовольство Царскому правительству, но тогда нас никто не садил в лагеря , и не судил за наши мысли.
  А вот при Советской власти,  кто – то донес на меня,  мои возражение в этот счет и меня тут как тут,  ночью арестовали,  дали мне 58 статью,  как за антисоветскую агитацию и пожалуйста,  на Колыму в лагеря на   восемь лет.
   Ну   если бы только меня одного,  а то и семью мою:  жену, двоих детей и престарелых родителей, выслали куда –то  в Сибирь.
  Это  я уже потом узнал,  сидя в Таллинской тюрьме,   куда поступали «свежие эстонские силы»,  такие,  как я».
 
   - А   где  Ваша семья сейчас?
   - Не знаю, я ведь без права переписки.
   -  А, русскому языку Вы, что здесь уже научились?
   - "Нет, почему же я бывал в России,  до Революции,  потом служил в русской армии,  как ее подданный, а вот после  Революции, мы эстонцы стали самостоятельной страной.
   Не хочу сказать, что у нас все было хорошо,  тоже свои проблемы были, но это все же свои эстонские,  а не указания от другой страны, к тому иной веры.
  Мы же католики,  а все русские православной церкви,  хотя и не веруете в бога,   а есть он или нет,  это никому не дано пока узнать так,  что и отрицать его нет оснований.
  Кто его знает,  а религия ничего плохого никому не делает разве,  что дисциплинирует человека».
 
  Таков примерно был наш с ним первый, откровенный разговор.
Я, конечно тоже отвечал о себе на его вопросы,  но вот только никогда не упоминал кем был мой отец.
  Так как при упоминании об этом мои собеседники всегда замыкались и уже откровенного разговора никогда не получалось.
  Люди боялись,  а вдруг я из тех фанатиков или доносчиков НКВД  так, что для своих собеседников я был из простых смертных, работяг……….

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/23/1925