Роман и взятки. Часть2

Олег Ярошенко
       
        Аркадий был руководителем без каких-либо комплексов, хорошим практиком, хотя и диплом горного инженера тоже имел. Сначала он руководил одной из бригад проходчиков подземных горных выработок, но затем начальник экспедиции Баштан уговорил его взять под свое управление весь участок.
 
        Баштан даже установил ему персональный оклад и, с учетом доплаты за подземные условия работы, Аркадий зарабатывал больше Романа, хотя и меньше, чем в бытность бригадиром. Роман не завидовал его более высокой зарплате, а вот в жизни Аркадия эта разница в их зарплатах со временем сыграла роковую роль.
 
        Уважая Аркадия как специалиста и делового руководителя, Роман в душе прощал ему его недостаточно высокий уровень грамотности, образованности и культуры, вообще. Этот невысокий уровень был заметен и при непосредственном общении, и из составленных Аркадием производственных документов.
 
        Через полгода, в связи с переводом Романа в другую экспедицию, встал вопрос о его преемнике. Роман склонялся к назначению на освобождаемую им должность – своего заместителя – главного инженера партии Геннадия, но начальник экспедиции выбрал Аркадия.
 
        Не имея геологического образования, Аркадий, тем не менее, стал хорошим начальником геологоразведочной партии. К тому же, вторым заместителем у него был главный геолог, высоко квалифицированный специалист.
 
        Таким образом, в должности Аркадий вполне заслуженно поднялся сразу на две ступеньки, а вот зарплата у него стала ниже. И, хотя условия жизни семьи Аркадия значительно улучшились (в центральном поселке партии семья заняла благоустроенную квартиру, там работали начальная школа и детский сад), но ему и его семье с тремя детьми стало не хватать денег.

        И его нутро проходчика подсказало ему выход. Он вспомнил опыт «взаимовыгодного сотрудничества» маркшейдера Константина и проходчика Митрохина, но поставил такое «сотрудничество» на более широкую ногу.

        По указанной причине, а также из-за того, что Аркадий в силу своего положения, в отличие от Константина, не мог обойтись без посредников в этом преступном сговоре, о нем стало известно главному геологу партии, отвечавшему за качество геологоразведочных работ. Затем о сговоре узнали руководители экспедиции, районные финансовые и правоохранительные органы.

        В результате расследования в рамках заведенного уголовного дела, Аркадий был снят с занимаемой им должности, исключен из состава КПСС и осужден на два года условно.
 
        Относительно мягкую меру наказания за взятки он получил благодаря заступничеству начальника экспедиции, который одновременно являлся членом бюро райкома партии и, вообще, имел большой вес в районе. Он же перевел Аркадия из партии в управление экспедиции на малозначимую должность старшего диспетчера.
 
        Работая в другом районе главным инженером экспедиции, Роман как-то получил предложение от главного инженера соседней, более крупной экспедиции, участвовать параллельно с ним в покрытии значительных затрат на приемы часто наезжающего к ним областного и районного партийного начальства.

        Средства для этого он рекомендовал добывать тем же способом, что и Аркадий. Но Роман уклонился от такого "почетного" сотрудничества, понимая, что легко может попасть под суд, причем не столько за сами взятки, сколько за то, что на них попался.
 
        Об истории с Аркадием Роман рассказал своему другу Антону, которого он после многолетней разлуки навестил в Восточном Казахстане. А тот поведал ему о еще более вопиющем случае со взятками в геологии в середине семидесятых годов. Тогда под суд были отданы все работники одной из буровых партий. Это была полномасштабная афера.
 
        Выполняя проходку скважин, рабочие этой партии вместо бурения скважин до глубины в несколько десятков метров, останавливали проходку на глубине два-три метра и приступали к такому же липовому бурению других скважин. А геологи партии, используя собственную фантазию, дорисовывали эти скважины в документах до нужной глубины.
 
        Месячный план партия якобы значительно перевыполняла, рабочие имели высокий заработок, часть которого они отдавали геологам, а потом все дружно, по три недели в месяц, отдыхали на берегах прекрасных озер Казахстана.

        Со своим неудачливым преемником Аркадием Роман увиделся лет через двенадцать после их расставания. Роман в то время работал уже в областном центре старшим научным сотрудником ВНИИ золота и редких металлов, имел ученую степень и приехал в Эн-скую экспедицию внедрять свою разработку.
 
        Аркадий был по-прежнему активен и полезен своему предприятию, хотя занимаемая им должность никак не соответствовал его деловым качествам.

        Вместо былого доверия и уважения к Аркадию Роман испытал к нему чувство жалости. Да, еще возникла стойкая неловкость в общении.

        Иллюстрация: Природа Магаданской области